Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Олимпиада: вопросы без ответов

Олимпиада по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ и их наставников-учителей в большей степени, конечно, экзамен. Экзамен на умения и навыки, который проводится ежегодно вот уже семь лет. Срок достаточный для того, чтобы не только отработать методику проведения мероприятия, но и оценить его с точки зрения значимости: насколько проведение олимпиады по физической культуре способствует сегодня повышению интереса учащейся молодежи к занятиям физкультурой и спортом, авторитета физической культуры не только как школьного предмета, но и как реального пути укрепления здоровья и оздоровления общества? Ведь, в конечном итоге, именно это является главным, ради чего проводятся массовые спортивные соревнования и физкультурные праздники. Олимпиада по физической культуре – не исключение.

До старта

Московскую городскую олимпиаду по физической культуре уже не в первый раз принимала 235-я школа. Участники, руководимые учителями физкультуры, прибывали задолго до открытия. Те, кто оказался здесь впервые, в буквальном смысле были поражены и зимним садом с креслами, и широкими коридорами, и огромным спортивным залом.

Перед стартом все было привычно: команды дружно и громко толпились в холле, учителя тут же – у стенда с Положением об олимпиаде, в зале суетились организаторы – представители Московского института открытого образования, Центра методического обеспечения, столичного педагогического института физической культуры. Никак не удавалось собрать воедино капитанов, чтобы рассказать об очередности выхода и схеме построения команд на открытии. Зрители (их было не так уж и много) искали место поудобнее, чтобы и посмотреть можно было, и на память фото оставить. Явно не помешали бы сидячие места, но они не были предусмотрены. В выборе выигрышной позиции передвигалось по залу и местное телевидение. Самую красивую картинку можно было поймать, расположившись со стороны входа в зал, но никак не вписывалась противоположная стена с двумя огромными стендами-приветствиями московской Олимпиаде-2012, с перечислением десятков спортивных объектов, которые к этому времени будут построены в столице. И хотя олимпийский поезд почти год назад ушел в другом направлении, на стенах школы Москва остается олимпийской столицей.

– Как всегда: или опаздываем, или вообще забываем, что делали, – сказал кто-то из зрителей.

– Но это же не школа придумала. Что дали, то и повесили, – прозвучал голос защиты.

«Праздник» открытия

– «О, спорт, ты – мир! Ты несешь радость в сердца людей» – эти две строчки раздались в микрофон неожиданно и так же неожиданно оборвались. «Кубертеновского» продолжения не последовало. Заиграл марш, команды выходили на построение. Когда олимпиада была объявлена открытой, зазвучала «Песня о Москве» – гимн нашей столицы. Но с пением не сложилось ни у участников, ни у организаторов. Без массовой поддержки песня показалась длинной и была остановлена после второго куплета.

Все почетные гости, поздравляя учащихся общеобразовательных школ с олимпиадой по физкультуре, почему-то больше всего выражали общую уверенность в том, что она послужит новым шагом к повышению спортивного мастерства участников нынешней олимпиады.

«Праздничная» часть открытия состояла из трех номеров. Дети, включая самых маленьких, отработали выступления со всей ответственностью и по праву заслужили зрительские аплодисменты. Запомнилось ли открытие? Не знаю. Удивило – точно: слишком мало, к сожалению, было сделано для того, чтобы дети ощутили настоящий праздник, личное приобщение к спорту. Ведь никто не поверит, что в Москве не найдется десятка спортивных команд, готовых показать свое мастерство таким же, как они, ребятам! В каждой второй столичной школе развиваются аэробика, черлидинг, бальные и спортивные танцы, художественная гимнастика. Дети любят выступать, демонстрировать свои успехи. И городская олимпиада по физической культуре – лучшее место для этого.

Попадание в зону

Волейбольный старт на олимпиаде – чисто женский – затянулся на полчаса. Но это оказалось не самым важным, скорее – привычным для наших массовых соревнований. Пока определялись, кому сидеть на протоколе, разбирались с заявками, разминка шла полным ходом.

– Вы волейболистка? – спросила я девушку в спортивной форме, расположившуюся за судейским столиком и углубившуюся в текст Положения о проведении олимпиады.

– Нет, баскетболистка, я должна была судить баскетбол, но прислали сюда. Может, вы мне поможете разобраться с зонами?

С зонами, действительно, было что-то непонятное. Первым обязательным упражнением шла подача мяча в конкретную зону. Под четыре зоны: 1, 6, 5 и 3 – была расчерчена одна половина площадки. Но если первые три были выделены соответственно номерам, то 3-я зона фактически включала в себя еще 2-ю и 4-ю. 3-я зона – центральный участок площадки за сеткой – не был выделен, и все участники решили – и справедливо!– что зоной № 3 является весь первый прямоугольник вдоль сетки. И попадание мячом в любую его точку должно соответствовать трем очкам, как и при попадании в остальные три зоны.

Наконец, дан свисток – подача началась.
– Вправо, – раздался голос судьи, занявшего место у стойки.
– Куда вправо? Называйте зону! – тут же отреагировали учителя со зрительской скамейки.
– В первую, – парировал голос.
Мяч ударился в линию, разделявшую первую зону и соседнюю, шестую.
– Одно, – раздался голос.
Учительская сторона зала вновь начала негодовать.
– Черта в пользу подающего! Три очка!
– Три, три, – согласились у стойки.

После очередной подачи мяч ударился в обруч. Обручи – нововведение олимпиады этого года – лежали в каждой из названных зон, в так называемой третьей – даже два. Попадание в зону и одновременно в обруч приносило к трем очкам одно дополнительное. За первые полтора часа мяч только раз попал в обруч, но при этом не в той зоне, в какую должен был попасть.

Среди учителей были и те, кому довелось поиграть в профессиональный волейбол. Кому, как не им, знать, что, не владея стабильной адресной подачей, «уложить» мяч в заданную точку практически невозможно.

– Изменять программу, конечно, надо, но за счет тех элементов, которые можно освоить на хорошем уровне.
– Для большинства детей простая подача в зону – проблема.
– А судят-то как! Где второй судья, который бы хоть зоны показывал?
– Они больше очков потеряли, чем приобрели, сбиваясь на обручи.

Учителя были правы. Помимо того, что судейство держало в постоянном напряжении, еще и обручи сбивали участников с толку.

– Мы вообще готовились по старому Положению, в нем не было обручей.

Чтобы застраховать своих ребят и себя от судейских ошибок, представители команд сами контролировали выполнение подачи и не стеснялись хором не соглашаться с неправильным решением. Меньше повезло тем участникам, чьих руководителей в момент выступления не оказалось рядом. «Чужие» учителя, если уж до конца быть честными, не стремились бороться за справедливые оценки для соперников.

Без судейского протокола было ясно, что, даже исходя только из объективных причин, результаты не могут быть высокими, если только не найдется участник, который занимается волейболом профессионально.

На футбольной стороне

На мужской, футбольной, стороне и ритм был повеселей, и порядка больше. Отдельные судейские неточности не шли ни в какое сравнение с теми, что были в основном волейбольном секторе. Но и здесь учителя, наученные горьким опытом, четко предотвращали ошибки в протоколе. Были и такие, кто фиксировал время каждого своего участника по личному секундомеру. Выходит, что судьям доверия нет?

– Вы же сами только что видели: удар в нижний угол, мяч попадает точно в ворота, низом, впритирку со штангой, а судья кричит: «Нет!» Почему «нет»? Потому что в последний момент судья отвернулся.

Футбольная программа в рамки зрелищного соревнования вписалась намного лучше волейбола. Да и была проще и одинаково доступна как ребятам восьмых классов, так и одиннадцатых. Прежде всего потому, что включала тот ежедневный набор элементов, которые выполняют мальчишки разного возраста, играя в футбол во дворе.

Соответственно, и здесь мальчишки-футболисты хотя и волновались, чувствовали себя в большей степени подготовленными и уверенными, чем девочки-волейболистки.

Дисквалифицированная гимнастика

Этот участок предстартовой подготовки расположился в коридоре: на двух дорожках из гимнастических матов мальчишки готовились к экзамену по гимнастике. Одни мальчишки. Девочки стеснялись, а мальчишки, наоборот, старались самоутвердиться в глазах женской половины.

В последние годы гимнастика в школе стала самой трудной спортивной дисциплиной. Ее не только перестали называть «спортивной» гимнастикой, но и не относят больше к виду спорта, потому что сегодня в школе она, за редким исключением, осталась «бесснарядной» гимнастикой. Она теперь – «общая, с акробатическими элементами». По мнению ребят, хорошо уметь делать «колесо» и уметь забить мяч в кольцо – сегодня совсем не одно и то же. Мальчишки хотят научиться подтягиваться, делать перевороты на перекладине, стойку на руках. И как важно не упустить этот момент, не дать уйти этому их желанию, а помочь научиться и, может быть, в чем-то самоутвердиться. Они этого страстно желают – достаточно посмотреть, как они десятки раз сваливаются с «колеса», но совсем не думают отступать.

Не столько о программе

За годы проведения олимпиады ее программа не изменилась: волейбол, футбол, баскетбол, акробатика, легкая атлетика – с одинаковым набором упражнений для двух возрастных (8–9-х и 10–11-х классов) групп учащихся и конкурс теоретико-методических знаний. Понятно, что выбор дисциплин определяется базовой частью программы. Опять же динамику в какой-то степени можно увидеть: как же сегодня без этого? И все-таки успех любого мероприятия не может состояться без четкой организации и творческого подхода: эти два условия обеспечивают спокойную соревновательную атмосферу и профессиональный интерес к происходящему.

Но олимпиада закончилась. Вопросы – остались. Например, можно ли в условиях сегодняшней школьной олимпиады оценить реальный уровень подготовки учащихся в той или иной спортивной дисциплине в школах? Каким образом проведение олимпиады может быть взаимосвязано с повышением престижа и качества преподавания физической культуры в школе? По каким критериям выявляются наиболее талантливые школьники по итогам олимпиады? Все эти вопросы определяются основными задачами, прописанными в «Положении о проведении олимпиады по предмету «Физическая культура»...», которые, по мнению организаторов, должна была помочь решить олимпиада. Но помогла ли?

Валентина РЕПИНА