Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2007

МЕТОДИКА: МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕЛОЧИ


Об «изюминках» на уроках физической культуры

Работа учителя складывается не только из плана урока или его подробного, поэтапного описания. Есть мелочи очень важные для каждого педагога, которые делают его уроки увлекательными, а методику – действительно эффективной.
Мы часто не обращаем на них внимания: подумаешь, ничего особенного, каждый так может. А зря. Именно из таких мелочей складывается педагогический успех. Итак, этой статьей мы открываем новую часть рубрики «Методика»: «Методические мелочи».

А у меня справка!

Мне довольно часто приходится бывать в общеобразовательных школах города Уфы. И, к сожалению, я наблюдаю одну и ту же картину: посещаемость уроков физической культуры падает по мере получения учащимися «образования». Как правило, в начальной школе дисциплина идеальная, не посещают уроки физкультуры только те, кто освобожден по состоянию здоровья. А вот с пятого класса уже начинаются пропуски занятий по неуважительной причине: «проспал», «забыл форму», «болею, но не пошел к врачу», «не велели родители» и т. д. Мне как-то неудобно называть цифры, но я постоянно вижу, что на уроках физкультуры присутствует не более 50% учащихся. Надо сказать, что государство в последние годы все-таки осознало значимость физической культуры для подрастающего поколения. У нас в республике, например, только за последние годы введены в строй сотни спортивных залов. Причем даже не залов, а спортивных комплексов. А администрация города Уфы нашла возможность в этом учебном году выделить школам по 150–200 тысяч на приобретение спортивного инвентаря. Однако если дети будут посещать уроки физической культуры так же, то, как говорится, деньги на ветер.

В рамках небольшой статьи мне не хотелось бы вести разговор об этих фактах. Учителя физической культуры, работники народного образования прекрасно осведомлены обо всем, да и пресса постоянно напоминает нам. Просто, я думаю, стоит напомнить коллегам об одном интересном моменте, который, как мне кажется, не всегда учитывается в нашей работе.

В одной из статей в газете «Спорт в школе» было высказано пожелание включать в каждый урок физкультуры какую-то «изюминку», которая привлекала бы детей, повышала бы интерес к занятиям. Что и говорить, современные дети в какой-то мере «испорчены» прекрасно организованными, хорошо оформленными соревнованиями, показываемыми по телевизору. Яркая спортивная форма, призы, кубки победителям, болельщики в любое время недели. И что же видит ученик после этого, придя в школьный спортивный зал? Естественно, настроение ребенка уже будет не боевое.

И вот тут-то как раз наступает момент, когда учитель должен что-то сделать, чтобы ребенок начал занятие с удовольствием и закончил его в хорошем настроении.

Конечно, разных приемов у опытных учителей физической культуры много. Я тоже хотел бы предложить свои физкультурные «изюминки».

Спорт?! Свобода!

В 1990 г. мне удалось побывать в творческой командировке тогда еще в ГДР. Конечно, одной из главных целей моей поездки было знакомство с организацией физического воспитания в детских садах, школах и вузах. Мы присутствовали на занятиях по физической культуре в дошкольных и учебных заведениях округа Галле. Я думаю, нет смысла рассказывать обо всем, что мне удалось увидеть. Однако удивил один момент. И на этом я остановлюсь подробнее.

Перед началом каждого занятия, после построения, преподаватель всегда восклицал: «Спорт!» и дети в ответ: «Свобода!». Так везде: и в садиках, и в школах, и в вузах.

Почему были выбраны именно эти слова для приветствия немецкой молодежи, я не спросил у преподавателей, но необычность такого подхода меня заинтриговала. Урок заканчивался этими же словами.

Перед моими глазами встал образ нашего учителя физкультуры, который, приветствуя детей, также говорит разные слова: то «Здравствуйте, дети!», то «Здравствуйте!», то «Приветствую вас!» и т.д. В ответ школьники могут сказать: «Здрасьте!», «Здрасьте, Марь Иванна!», «Здрав-ствуй-те!» и т.д. То есть никакой четкой системы в наших приветствиях не выработано.

Между тем, после размышлений мне пришли в голову слова, которыми могли бы приветствовать друг друга учителя и ученики наших школ, например, «Физкультура и спорт – здоровье!» Почему я остановился именно на этих словах, не знаю. Видимо, мне захотелось побыстрее нарушить традицию, которая начиналась, как мне кажется, с военных лет. После Великой Отечественной войны подавляющее большинство учителей физкультуры составляли демобилизованные офицеры.

Итак, я решил остановиться на приветствии «Физкультура и спорт – здоровье!». Поскольку я работаю в педагогическом вузе на факультете физической культуры, то мне было нетрудно убедить своих коллег использовать эту систему приветствий. И теперь в различных городах и школах республики я с радостью слышу слова, рожденные в нашем педагогическом университете.

Однако останавливаться на том, что мы однажды придумали, не стоит. У нас на факультете физического воспитания сейчас возникла еще одна идея, которую мы предлагаем всем учителям физкультуры.

Поскольку в школе обучаются дети разных возрастов, нельзя ли предложить им приветствия, которые были бы им интересны и отвечали бы их запросам? Исходя из этого мы рекомендуем для детей разных параллелей классов использовать свои речевки-приветствия. Например, для учеников 1-го класса они должны быть одни, для учеников 5-го класса – другие. Ведь, согласитесь, для ученика 1-го класса не всегда будут понятными слова «Физкультура и спорт – здоровье!»

А для десятиклассника такое приветствие, как «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», будет слишком простым. И еще хотелось бы очень, чтобы слова приветствия учителя к ученикам и учеников к учителю в нашей многонациональной стране звучали на разных языках. Именно этим мы сейчас занимаемся со своими коллегами.

С помощью студентов дневного и заочного отделений мы придумали следующие приветствия для урока физической культуры. Вот что у нас получилось:

Учитель

В труде и спорте –
Никогда ты не ленись, –
Лыжи, плаванье, лапта –
Руки вверх и руки вниз –
Физкультура и спорт –
Наш выбор –
Здоровье в порядке –
Мы с учителем друзья –
Урок здоровья, урок веселья –
Кто куда –
Физкультура –
Весь класс кричит: «УРА!» –
Физкультура и спорт –
Чтобы сильным и красивым быть –
Лучше для здоровья нет –
Пока мы едины –
Спорт – помощник, спорт – игра –
В здоровом теле – здоровый дух –
Мы стали сильней, мы стали умней –
Для поддержания фигуры –
Люби сейчас, люби всегда –
Чтобы сильным и красивым быть –
Физкультура, красота –

Ученики

за рекорды спорьте!
с физкультурой подружись!
с физкультурой мы всегда!
на зарядку становись!
всерьез и надолго!
здоровый образ жизни!
спасибо зарядке!
в спорте вместе Ты и Я!
физ-куль-ту-ра!
а мы на физкультуру!
наша лучшая культура!
потому что у нас ФИЗ-РА!
здоровье на целый год!
нужно физкультуру полюбить!
физкультура – наш ответ!
мы непобедимы!
скажем все: физкульт-ура!
спасибо, дяденька физрук!
урок физкультуры развивает детей!
лучше нету физкультуры!
любимый наш урок физ-ра!
нужно физкультуру нам любить!
это все про нас, друзья!

И т.д.

Можно предложить еще один вариант приветствия. Например, перед началом прохождения раздела баскетбола: «Если хочешь быть здоровым – занимайся баскетболом!»

Было бы очень хорошо, если бы мы все вместе развили эту идею и создали небольшую энциклопедию речевок. Ну, а вообще, было бы здорово, если бы редакция газеты создала раздел, в котором преподаватели физической культуры могли бы делиться своими «изюминками».

Рифад ВАЛИАХМЕТОВ,
доцент Башкирского государственного педагогического университета
г. Уфа, Республика Башкортостан