Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2007

МЕТОДИКА: АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ


Музыка – пластика – импровизация

На протяжении семи лет я работаю по авторской программе «Физическое воспитание с элементами пластики движений под музыкальное сопровождение». Развиваю пластику, гибкость и силу детей, чувство ритма, улучшаю их координацию движений, повышаю физическую работоспособность и даю положительный эмоциональный заряд. Каждое занятие сопровождается музыкой – это побуждает к действиям даже малоподвижных детей.

Общеразвивающие упражнения с лентой

В процессе освоения техники упражнений увеличивается тренирующий эффект занятий: повышается интенсивность и длительность выполнения упражнений, возрастает их сложность. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию, дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализированно передающими их индивидуальное восприятие.

Несколько раз опробовав музыкальное сопровождение, проработав детали двигательных действий, продолжаю занятия с учетом импровизации детей – никогда не мешаю им свободно импровизировать. Создаются целые музыкально-танцевальные композиции.

11.jpg (16963 bytes)

Работа над ними развивает у учащихся чувство коллектива, они учатся не только переживать музыку, но и двигаться в общем ритме, вместе, дружно и слаженно. Музыкальная часть для сопровождения записывается на пленку (фонограмма). Фонограмму составляю, фиксируя количество выполненных движений за минуту, определяю сама темп музыкального сопровождения, если нужно, составляю график фонограммы. Одно из обязательных условий работы над большими композициями – включение их в качестве показательных выступлений в концертные номера.

Упражнения с мячом

Упражнения с мячом выполняются под стихотворные тексты (например, под стихотворение С. Маршака «Мяч»). При выполнении упражнений с мячом использую вальс М. Глинки и музыкальное произведение «Экосез» Бетховена.

Упражнения с гимнастическими палками

Эти забавные животные

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что включение в урок миниатюр, связанных с животным миром, делает занятие радостным. Уроки строятся как смена образов-картинок, в основе которых – быстро сменяющиеся ритмы, от резкого до плавного (лошадки, павлины, змеи, попугаи и т д.). Для создания образа используются стихи знаменитых поэтов.

Литературная часть не только великолепно звучит и помогает в работе создать тот или иной образ, но и несет этико-эстетическую нагрузку. Подбор музыки для сопровождения проводится в соответствии с образом и характером того или иного персонажа. От чеканной музыки к «Лошадкам» до плавных «Лебедушек» и торжественного «Павлина» и т. д. Интеграцию нескольких учебных компонентов на уроке можно назвать своеобразной школой чувств. Педагогический эффект разыгрывания на уроке, перевоплощения в образы животных, «актерского мастерства» высок и нравится детям. Таким образом, урок плавно перетекает в спортивный праздник.

...В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки...

(С. Есенин)

…Вся изумрудная, с хвостом нарядно-длинным;
Как грезы-крылышки…
Красива птица та…

(К. Бальмонт)

…И лишь змея, сухим бурьяном шелестя,
Браздя рассыпчатый песок,
скользила бережно, потом
играя, нежилась на нем,
тройным свивалася кольцом,
То будто вдруг обожжена,
Металась, прыгала она…

(М. Лермонтов)

…Обезьян смешнее нет,
Что сидят как статуя;
Человеческий портрет –
Даром, что хвостатая…

(В. Маяковский)

Планирование урока

Варианты занятий различаются по подбору средств, по дозировке отдельных упражнений, по темпу их выполнения и амплитуде движений. Выстраиваю свои уроки по принципу комплексов, подразделяя их на части (мини-блоки), которые состоят из цепочек упражнений.

Разминка занимает 5–10% от общего времени, в нее входят: подъемы на полупальцах с различными движениями рук, полуприседы, разновидности ходьбы, простейшие танцевальные шаги, наклоны, выпады, бег и подскоки.

Основная часть уроков обычно состоит из нескольких небольших цепочек упражнений: наклонов вперед и в стороны, маховых движений ногами и руками, бега. Цепочки упражнений начинаю с несложных по своей структуре движений, не требующих особого напряжения внимания, постепенно повышая физическую трудность выполнения. При конструировании цепочки стремлюсь к тому, чтобы положение тела в конце каждого упражнения служило исходным положением для выполнения последующего движения или имело с ним структурное сходство.

Веселые старты

Каждую осень и весну, если позволяет спортивная площадка, провожу «Веселые старты». Вот несколько видов игр-состязаний:

Ныряющий мяч

Команды выстраиваются колоннами и начинают одновременно передавать волейбольный мяч назад. Первый номер делает это прогнувшись назад (передавая мяч над головой), а следующий передает мяч стоящему сзади уже под ногами (наклонившись вперед). Таким образом, мяч, «ныряя» вверх и вниз, приходит наконец в руки к последнему игроку колонны. Он бежит с ним вперед и, встав впереди колонны, снова передает мяч назад. Заканчивает гонку мяча тот, кто ее начинал. Этот игрок возвращается в начало колонны и поднимает мяч вверх.

Лови, бросай!

Перед каждой колонной (командой) на расстоянии 3 м от первого игрока встает капитан с мячом в руках. По сигналу он передает мяч первому игроку колонны. Тот делает бросок обратно и приседает. После этого капитан обменивается бросками по очереди со всеми последующими игроками, которые, вернув ему мяч, также приседают. Когда последний игрок колонны передаст мяч капитану, тот поднимает его вверх, а все игроки его команды встают.

Передача мяча начинается одновременно в двух параллельных колоннах, поэтому нетрудно определить победителя.

Тяни, толкай!

В первом варианте игроки, взявшись у средней линии за руки (гимнастическую палку), тянут друг друга назад в свой «город», расположенный в двух метрах за спиной. Чья команда перетянет больше игроков противника, та и получает больше очков. При повторении игры участники, повернувшись спиной друг к другу и сцепив сзади руки в локтях, стараются вытолкнуть друг друга спиной за черту «дома» противника. Поединки длятся по одной минуте. Итог подводится по сумме двух попыток.

Длинная цепочка

Обе команды выстраиваются параллельными колоннами перед общей чертой, от которой начинают прыжки мальчики каждой команды. Прыжок последующего игрока производится с места приземления предыдущего. После окончания прыжков мальчиками одной и другой команды, в обратную сторону от последней отметки прыгают таким же образом, т.е. цепочкой, девочки. Итоги подводят после того, как прыжок совершит последняя по счету девочка. Чей заключительный прыжок окажется ближе к линии старта, та команда и победила. Каждый год программы «Веселых стартов» меняются.

Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
учитель физкультуры
школы № 192
Москва