Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2007

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ


Знакомьтесь: ДООЦ

Итак, детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮК ФП) теперь должны стать либо детско-юношескими спортивными школами (ДЮСШ), либо – оздоровительно-образовательными центрами (ДООЦ). Либо основным акцентом работы станет спорт, либо – здоровье и образование. Мы попробуем проследить, какие пути избрали бывшие ДЮК ФП: это покажет, к чему на самом деле привело простое предложение изменить название.
Сегодня же предлагаем ознакомиться с выдержками из Устава одного из таких центров и вместе с нами (и с автором вопроса, вызвавшего эту дискуссию) поразмышлять над перспективами работы в таком образовательном учреждении.

Из Устава Детского оздоровительно-образовательного центра

Основные задачи и их реализация

Основными задачами ДООЦ являются:

– пропаганда здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений города;
– привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
– привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких спортивных результатов;
– реабилитация детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
– воспитание этических и спортивно-волевых качеств;
– обучение учащихся знаниям по гигиене, оказанию первой медицинской помощи и оценке состояния физического развития организма;
– создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
– формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания программ, их адаптации к жизни в обществе;
– методическая помощь учителям физкультуры;
– создание стройной системы внеклассных и внешкольных спортивно-массовых мероприятий;
– предоставление бесплатных или льготных услуг воспитанникам детского дома, детям из малообеспеченных семей, детям, проживающим под опекой;
– привлечение к занятиям в спортивных секциях детей с отклонениями в поведении;
– осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
– защита прав и законных интересов несовершеннолетних.

Для реализации основных задач ДООЦ имеет право:

– самостоятельно, с учетом государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы;
– разрабатывать и утверждать учебные планы и расписания занятий;
– выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных законодательством РФ «Об образовании»;
– самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
– реализовывать дополнительно образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, за пределами основных образовательных программ, определяющих статус ДООЦ;
– привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств, включая использование банковского кредита;
– арендовать и сдавать в аренду в установленном порядке здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество;
– оказывать посреднические услуги, приобретать акции, иные ценные бумаги и получать по ним доходы, вести другую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством РФ и не приносящую ущерб основной уставной деятельности ДООЦ;
– устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями;
– осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством РФ порядке.

Ниже – рассуждения директора, которому только предстоит изменение вида руководимого им образовательного учреждения (именно его вопрос и заставил нас поднять эту тему). Однако сегодня в России уже существует множество ДООЦ. В следующем номере мы расскажем о том, какие реальные возможности они имеют, с какими проблемами сталкиваются.

Что такое детский оздоровительно-образовательный центр?

Прежде всего хотелось бы остановиться на том, как появилась сама идея их создания. Дело в том, что понимание того, что учреждения образования основного типа (общеобразовательные школы) не обеспечивают необходимых условий для реализации познавательных, творческих и культурных потребностей детей, появилось не сегодня. Свидетельство тому – параллельно развивавшаяся система дополнительного образования, которой со временем делегировали множество функций, в том числе методических и организационных. Так появились разнообразные образовательные центры для работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

Удалось ли сделать две системы равнозначимыми для образования детей? Нет – в силу ряда объективных причин. У системы дополнительного образования не хватило организационно-правовых и управленческих ресурсов для установления содержательных отношений с основным образованием.

Отсюда – потеря интереса и к дополнительному, и к основному образованию. В то же время, у системы дополнительного образования накопился определенный опыт работы с разными возрастными группами, который требует глубокого научного изучения и обобщения для использования его в рамках организации деятельности учреждений не только дополнительного, но и основного образования. Безусловно, система дополнительного образования требует переустройства и придания ей, а точнее, ее составляющим (учреждениям, содержанию деятельности, работникам и др.), другого организационно-правового статуса (форм и видов), позволяющего ей предъявлять себя основному образованию как стратегического партнера.

Таким партнером может быть оздоровительно-образовательный центр.

Для чего он нужен?

Его задачи могут быть разнообразными, в том числе:

– исследовательская, экспериментальная и инновационная деятельность, направленная на установление и развитие содержательных связей с учреждениями основного образования (школами, детскими дошкольными учреждениями), на становление инновационных педагогических практик;

– консолидация усилий всех образовательных учреждений дополнительного образования физкультурной и спортивной направленности в масштабах района и города, а также изучение сложившегося у них педагогического, управленческого, организационного опыта.

Оздоровительно-образовательный центр позволит корректировать объемы и виды работ по дополнительному образованию детей (исходя из реальной потребности на рынке образовательных услуг), координировать подготовку необходимых специалистов, влиять на формирование новых образовательных потребностей на этом рынке.

В клубах будут разрабатываться инновационные программы для временных и постоянных разновозрастных групп. Особое место в деятельности центра должно занимать изучение образовательных и иных потребностей детей и их родителей, организация встреч, презентаций, совместных с родителями и детьми культурных мероприятий.

Появление на образовательной «карте» района, города такого центра может изменить педагогическую практику в образовательных учреждениях за счет привлечения руководителями этих учреждений ресурса центра (методического, организационного, научного) для повышения квалификации педагогических работников, экспертизы деятельности педагогов, подготовки педагогов к аттестации, разработки социальных и образовательных проектов, программ.

В чем его ресурс для разных категорий людей?

Для педагогов школ появится возможность продолжения образования, так как центр будет привлекать ресурс высшей профессиональной школы. Более того, центр поможет педагогам реализовать свои творческие способности через проекты, придавая им определенный социальный статус, либо окажет помощь в разработке особой организационной культуры в педагогической практике.

Для родителей детей центр будет тем местом, где они могут получить, во-первых, информацию о существующих в районе, городе предложениях по дополнительным образовательным услугам, а во-вторых, консультацию специалистов (психологов, методистов) по выбору той или иной услуги относительно возможности и потребности ребенка. Это позволит сформулировать заказ на образовательные услуги и, таким образом, менять существующую «композицию» услуг в самом центре.

Для детей, которые не определились с выбором вида физкультурных и спортивных услуг, центром может быть разработан недельный или месячный «тур» посещений (бесплатных) всех существующих в районе (городе) организованных мест занятий детей и взрослых. Такой «тур» может заказываться как индивидуально, так и группой детей. Центр должен иметь свои организованные места занятий, где работают его педагоги, и право заключать договоры с организациями и учреждениями района, оказывающими платные образовательные услуги, на бесплатное посещение (кратковременное) занятий детьми, получившими такие «путевки».

Для педагогов, оказывающих платные образовательные услуги, центр может проводить маркетинговые исследования, анализ образовательной деятельности для выявления дополнительных условий и возможностей, позволяющих расширить спрос на данную образовательную услугу.

Для руководителей района, города центр может:

– обеспечивать занятость населения через организацию системы массовых спортивных и физкультурных акций с участием детей и взрослых;

– обеспечивать условия и создавать механизмы формирования новых постоянно действующих общественных клубов и возникновения ассоциации детско-взрослых клубов и объединений (организационно-деятельностные формы), а также временных групп, занимающихся в рамках специально разработанной краткосрочной программы;

– создать и далее развивать систему дополнительных образовательных и культурных услуг, в которой будет учитываться уровень качества услуги и уровень ее доступности для каждого человека, живущего или работающего в районе, городе;

– организовывать конкурсы педагогического мастерства учителей физкультуры, инструкторов физической культуры, педагогов дополнительного образования, методистов;

– содействовать созданию профессионального сообщества (учителей физкультуры, инструкторов физической культуры, педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов);

– создавать условия и обстоятельства для формирования детско-взрослого сообщества в районе и городе средствами физической культуры (разрабатывать проекты, которые они могут реализовать в рамках центра с участием других учреждений, организаций и просто частных лиц);

– разрабатывать систему культурных и оздоровительных мероприятий, соответствующие программы работы с детьми в оздоровительных лагерях.

Владимир ВЫСОЦКИЙ
г. Красноярск

Фото автора