Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. НАУКА – УЧИТЕЛЮ

 

Нагрузка на уроках

В настоящее время острой проблемой является вовлечение учащихся в систематические занятия физическими упражнениями, повышение физической подготовленности и улучшение состояния здоровья школьников общеобразовательной школы.

Для того чтобы обоснованно судить и решать вопросы повышения нагрузки по интенсивности и моторной плотности, был проведен детальный анализ использования физических упражнений разной направленности на уроке физической культуры с целью поиска оптимального их объема и правильного соотношения. Правильное использование физических упражнений определенной направленности и объема повышает возможность развития двигательных качеств на уроках физической культуры. Показано, что оптимальное соотношение и объем упражнений различной направленности положительно сказываются на повышении результатов именно в тех видах физических упражнений, которые основаны на использовании развиваемых физических качеств.

Однако, чтобы мотивировать учащихся на выполнение тех или иных физических упражнений, необходимо разъяснить школьникам их значение для повышения двигательных качеств. Учащиеся начинают более осознанно относиться к обучению упражнениям, которые должны быть использованы для развития планируемых физических качеств. В результате использования запланированного объема определенных физических упражнений на уроках физической культуры у мальчиков 5-го класса было выявлено, что не всякий объем тех или иных упражнений создает благоприятные условия для решения задач по повышению двигательной подготовленности и развитию физических качеств.

Для того чтобы развивать скоростные физические качества, необходимо больше внимания уделять их развитию на уроках физической культуры. Это было отмечено у учащихся 5-го «А» класса, где основное внимание уделялось скоростным упражнениям в достаточном объеме. Именно в этом классе значительно повысились результаты в челночном беге 4ґ10 м, частоте движений (шагов за 15 сек.), в кроссе на 1000 м. Из 13 контрольных упражнений результаты улучшены в пяти упражнениях. В 5-м «Б» классе, где основу составляли силовые упражнения, показатели ниже, чем в 5-м «А», и произошло достаточно большое снижение в прыжках в длину с места. Из 13 упражнений высокие приросты показаны в четырех упражнениях. В 5-м «В» классе, работа которого основывалась на скоростно-силовых упражнениях, несколько слабее результаты в выносливости, а в остальных упражнениях и тестовых заданиях они достоверно высокие. Так, из 13 упражнений высокие сдвиги были получены в пяти упражнениях, в основном скоростного и скоростно-силового характера.

Эти данные свидетельствуют о том, что для мальчиков 5-го класса необходимо увеличение объема скоростных и скоростно-силовых упражнений, которые в большей степени способствуют повышению двигательной подготовленности учащихся этого возраста.

Если рассматривать девочек, работающих в том же режиме, то к концу учебного года значительно повысились результаты в 5-м «А» и 5-м «В» классах. В 5-м «А» классе высокие приросты были показаны в четырех упражнениях из 11, а в 5-м «В» – в трех, причем все – в скоростных и скоростно-силовых упражнениях со скоростной направленностью. В 5-м «Б» классе у девочек результаты улучшены в пяти видах упражнений, в том числе и в упражнениях силовой направленности. Но в скоростных и скоростно-силовых упражнениях, таких, как бег на 30–60 м, челночный бег 4ґ10, прыжки в длину с места, изменения оказались небольшими. Тем не менее, при определении объема упражнений той или иной направленности необходимо учитывать естественные приросты развития двигательных качеств.

В результате работы на уроках физической культуры на протяжении учебного года выявлено, что для учащихся 5-х классов наиболее рациональным следует считать такое соотношение средств на уроке, когда преобладают упражнения скоростного и скоростно-силового характера. При этом достаточно высокие затраты времени должны быть и на развитие выносливости. Таким соотношением средств физической культуры на уроке должно быть: на развитие быстроты – 3,5–5% чистого времени урока; на скоростно-силовые качества – 6–8%; на силу – 4–6%; на развитие выносливости до – 20%. Если учитывать уроки лыжной подготовки, то время, отводимое на развитие выносливости, в среднем за учебный год увеличивается до 45–50%. Моторная плотность урока при этом составляет 55–65%, а интенсивность занятий – более 35% при средней ЧСС за урок 155–165 уд./мин.

Евгений ЛИТВИНОВ,
к.п.н.