Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2007

МЕТОДИКА: УРОК

Продолжение. Начало см. № 4/2007


Жонглирование и метание в начальной школе

Жонглирование двумя мячами

Жизненно необходимые двигательные навыки дети открывают сами. Процесс дальнейшего совершенствования техники, развития основных физических качеств, развития основных психических качеств, обогащения двигательного фонда происходит синкретично (в единстве и нерасчлененности элементов различных видов искусства и науки). Одной из основных задач при обучении жонглированию является обучение анализу (вычленению элементов) сложных движений, а также их строгой последовательности (алгоритму). Детям демонстрируется один из приемов жонглирования, в результате совместной деятельности приходим к сказанному выше.

В сознании детей формируется ясное, четкое представление, что, в свою очередь, способствует быстрому качественному овладению данным способом жонглирования. Дети легко жонглируют одним мячом двумя руками, совершенствуя жизненно необходимые двигательные навыки, развивая основные психофизические качества, обогащая двигательный фонд. Этот процесс сопровождается пением, притоптыванием, рассказыванием сказок и собственных сочинений. В этот процесс незаметно добавляются элементы соревновательного характера: до первого падения, на счет, на количество кругов по залу и т.п. Можно определить чемпиона и призеров в классе на данном уроке: например, самого меткого и т.д.

Следующий этап – жонглирование двумя мячами двумя руками. Для того чтобы дети полностью сконцентрировали свое внимание, исполняю жонглирование «сухо», серьезно: «Что мы должны уметь делать, чтобы жонглировать мячами?»

За проявление активности, любознательности, умение вычленять, анализировать поощряю ребят. В результате совместной деятельности приходим к алгоритму-2. Техническая формулировка: «Подбросить – переложить – поймать».

С помощью эмоционально-логических мнемонических приемов переходим к «дегустации».

В процессе «дегустации» определяем слабое звено – это перекладывание мяча из одной руки в другую. Для того чтобы этот элемент жонглирования не наскучил и, тем более, не отбил охоту, включаю элементы новизны.

Стойка игрока

Говорю детям: «Многие из вас видели соревнования по волейболу, баскетболу, боксеров, борцов. Все они применяют игровую или бойцовскую стойку: одна нога впереди (ставлю одну ногу вперед), другая – сзади, ноги полусогнуты. Туловище прямо, чуть наклонено вперед, руки полусогнуты перед грудью – принимаю положение. Такое положение позволяет ловко и быстро играть, бороться, боксировать».

Принимаю основную стойку, мгновенно прыжком принимаю игровую стойку. Играя глазами, перекладываю один мяч в высоком темпе под одной, под другой ногой, поочередно, сразу под двумя. Меняя положение мяча (за головой, за спиной), поднимая ноги, перекладываю под бедром. Цепко слежу за реакцией детей. Использую «рваный» темп, ритм, меняю громкость перекладывания. Заворожил, увлек, заинтересовал.

Переходим к делу. Одну ногу за ковер, другую на ковер, туловище прямо и чуть наклонить вперед, руки перед грудью. Дети принимают исходное положение. Резко выставляю расставленные пальцы вверх – это значит: «Пять – всем спортивный вид принять». Дети принимают основную стойку. Обязательно тот, кто первым исполняет, получает награду.

Вдруг указательный палец ставлю на ковер, средний палец ставлю за ковер и с загадочной улыбкой обвожу строй. Разгадав смысл моего жеста, смышленый парнишка принимает игровую стойку. Протягивая открытую ладонь, подбегаю к нему:

– Дай пожму твою я руку!
Дай подброшу тебя вверх!
Небывалый в мире случай –
Удивительный успех.

Под аплодисменты всего класса и возгласы «Ура!» подбрасываю его вверх. На высоком эмоциональном уровне переходим к перекладыванию мяча.

Перекладывание мяча

Место, характер, образы, сюжеты, постановки.

Место перекладывания: под передней ногой, под задней ногой, «восьмеркой». С подниманием бедра: под левым бедром, под правым. На уровне пояса, груди, лица, над головой, за головой, за спиной. Характер перекладывания: можно менять темп, ритм, громкость перекладывания, различные комбинации. Резкое, громкое исполнение: образ – кувалда, сопровождается возгласами: «Бух, бух!» Среднее по темпу и громкости: образ – молоток, сопровождается возгласами: «Тук, тук!» Тихое быстрое перекладывание – часы: «Тик, так!» Нарастание-убывание темпа и громкости – образ паровоза.

Эти образы не оставляют детей равнодушными, они вспоминают знакомые стихи и песни, мне остается взять барабанные палочки, отбивать ритмы и напевать вместе с детьми им знакомый репертуар. Примерно так покоряется слабое звено жонглирования – перекладывание мяча из одной руки в другую.

Место, где лежат разноцветные мячи, дети сами назвали «холодильник». Там хранятся яства: овощи, фрукты, ягоды. Совершенствование перекладывания мяча происходит в единстве с формированием жизненно необходимых двигательных навыков. Проходя мимо «холодильника», подаю команду: «Взять еще по одному любимому лакомству». Как описано в предыдущей статье, совершенствуем подбрасывание и ловлю двух мячей: раздельно правой, левой; одновременное и попеременное подбрасывание двух мячей.

Исполняю один громкий удар барабанными палочками, дети мгновенно замирают. Используя мнемонические приемы запоминания, закрепляем строгую последовательность действий при жонглировании двух мячей двумя руками – алгоритм-2: «Подбросить – переложить – поймать».

Четкое представление о том, что и как следует делать, умение исполнять элементарные движения позволяют довольно быстро и качественно жонглировать двумя мячами двумя руками. Дети делают это с пользой, интересом и радостью. Применив аббревиатуру, назвал такое жонглирование «Пир жонглирования». Вводятся элементы соревнования, описанные ранее, определяются победители и призеры на каждый урок.

Затем переходим к жонглированию двумя мячами с отбиванием различными частями тела и с отбиванием о стенку. При отбивании о стенку используются два приема: метание снизу и сверху. Метание сверху с постепенным увеличением расстояния до стены рассматриваю как подводящее упражнение к метанию на дальность и в цель.

Фронтальное метание

В тот момент, когда дети проходят вдоль шведской стенки, исполняю один удар барабанными палочками, дети мгновенно замирают. Демонстрирую прием метания в балку перекрытия. Звучит барабанная дробь, подаю команду: «Приготовиться!» Сам принимаю стойку для метания. Левая нога впереди на полу, правая нога сзади на ковре, правая рука с мячом за головой. Подаю команду: «По самолету правой гранатой залпом (пауза) пли!» Выполняю метание в балку перекрытия правой рукой, затем командую: «Поменять руки, ноги!» Прыжком приняв исходное положение, подаю команду: «Левой гранатой по самолету залпом пли!» Исполнив метание, вновь беру палочки в руки и, отбивая ритмы марша, строевым шагом иду, подбираю мячи и встаю в исходное положение. Обращаюсь к детям с вопросом: «Вам понравилось мое метание?» Дети коротко отвечают: «Да!» «В таких случаях зрители аплодируют артисту». Дети награждают меня аплодисментами, в ответ на их признание исполняю низкий поклон, приложив мячи к сердцу.

Исполняю дробь, сопровождая словами: «К бою приготовиться!» Дети принимают исходное положение. Продолжая издавать дробь, подаю команды: «По самолету правой гранатой залпом (пауза для проверки внимания) пли!» Вновь звучит барабанная дробь: «Поменяли руки, ноги!» Дети принимают исходное положение.

Опять делаю паузу, позволяющую сдержать нахлынувшие чувства и огромное желание быстрее выполнить метание. Делаю громкий удар одновременно с командой «Пли!» У ребят появляется желание метнуть еще раз. Они бросаются подбирать мячи. Делаю громкий удар барабанными палочками и говорю: «За выполнение боевого задания объявляю благодарность!» Сдержав свои «расходившиеся чувствования» (по Лесгафту), дети, приложив кисть к виску, отвечают: «Рад стараться». Даю новый приказ: «За гранатами по-солдатски шагом марш!» Приятно видеть, как дети, сдерживая свои чувства, с серьезным видом маршируя, исполняют мои приказы.

Расстояние между плитой перекрытия и первой жердью шведской стенки называем «Пулеметное гнездо», а первую жердь называем «Ствол пушки». Когда ребята научатся метанию в цель под сигналы барабанных палочек в сопровождении команд, переходим к невербальному общению только под сигналы барабанных палочек.

Самостоятельное метание: «Попадание в «самолет» – одно очко, в «пулеметное гнездо» – два, в «ствол от пушки» – три. На это задание отвожу вам две минуты, считайте, кто сколько заработает очков. Кто наберет больше очков, тот встанет первым в одну шеренгу. Задание понятно?» Дети отвечают: «Так точно!» Издаю дробь и подаю команду: «Пли!» Когда пройдет положенное время, исполняю один удар. «Бой» мгновенно замирает. Подводим итог, по результатам метания строю детей в одну шеренгу. «За выполнение боевого задания всему классу объявляю благодарность».

Мгновенно приосанившись, приложив кисть к виску, дети отвечают: «Рад стараться!»

Переходим к персональному поощрению. «Сегодня лучшими в бою были...» – называя победителей и призеров, жму каждому руку под аплодисменты всего класса.

Я считал и по-прежнему считаю, что качества воина, защитника в детях заложены генетически, являются одной из возрастных особенностей детской психики. Ребенок в свое время должен отыграть эту роль, пока все чувства экстериоризированы. В процессе игры в «войнушку» со временем это интериоризируется в чувство патриотизма.

Встречное метание

«Пир жонглирования» переходит в игру в войнушку. Одной из форм этой игры является «метание во фронт». Стоит только подать команду: «Во фронт марш!», как дети моментально занимают исходное положение напротив шведской стенки. Постепенно увеличивая расстояние, они сами находят оптимальное расстояние до цели метания. Решив задачи, эта игра переходит в арсенал наших «Боевых действий».

Для совершенствования метания используется прием встречного метания. Для этого, выражаясь военным языком, необходимо провести рекогносцировку, используя невербальное общение с детьми. В процессе исполнения очередного задания неожиданно для ребят поднимаю растопыренные пальцы вверх. Тот, у кого развито внимание и одно из его свойств – распределение внимания, моментально встает первым в одну из шеренг. Остальные, заметив движения первого и обратив свой взор на меня, понимая, что следует делать, тут же строятся в одну шеренгу.

Объявив благодарность за выполнение приказа всему классу, отметив победителя и призеров, перехожу к перестроению «Встречный бой». Молча показываю барабанной палочкой на первого, а затем показываю его место на краю ковра, издаю дробь. Сообразив, что следует делать, и получив команду, он занимает свое место. Таким же способом ставлю второго командира на противоположный край ковра. Остальные дети понимают смысл построения, по сигналу палочки занимают исходную позицию. Обращаюсь к одной команде, спрашиваю: «Ваша рота знает свою боевую позицию?» Приосанившись, рота дружно, приложив кисть к виску, дает ответ: «Да!» или «Так точно!» (кому как нравится). Этот ритуал повторяется и с другой командой.

Этот бой у нас будет называться «Встречный бой». Неожиданно для детей поднимаю вверх растопыренные пальцы, и буквально за секунду все замирают в одной шеренге. Проведя ритуал поощрения, командую: «Для встречного боя на исходные позиции бегом!» – и, разводя руки в стороны, подаю команду: «Марш!» Как только команды займут свои места, приложив обе кисти к вискам, объявляю командам благодарность. Получив ответ, вновь ставлю растопыренные пальцы вверх. Все устремляются в одну шеренгу.

На полпути расставляю руки в стороны, командую: «Встречный бой!» Не дав занять исходные позиции, вновь поднимаю растопыренные пальцы вверх. Так, используя всего два жеста: руки в стороны и пальцы вверх, устраиваю детям «Пир перестроения». Нарастает вал эмоций, но с наступающим шумом, тихо отстукивая ритм, напеваю переделанные слова знакомой песни: «Спят усталые солдаты, пушки спят, пулеметы и гранаты тоже спят». Поняв намек, дети театрально разваливаются на паласе, отдыхают. Подхожу к солдату, лежащему ближе, приложив кисть к уху, говорю: «Как солдатик мой устал, даже посапывает во сне!» Тут все вместе: кто посапывает, кто похрапывает, – играют роль спящих солдат.

Это прекрасное мгновение для того, чтобы познакомить детей с песнями грозовых военных лет. Тихо напеваю: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, пусть солдаты немного поспят». Своим хорошим настроением так хочется поделиться с другом. И вот рука медленно тянется к соседу. Тот еще в роли, он может неправильно понять, и тогда возникнет конфликтная ситуация. Действуя на опережение, подаю команды: «Встречный бой, занять исходные позиции, марш!» Ставлю посередине зала кеглю и, сопровождая команды сигналами барабанных палочек, начинаем «Встречный бой».

Однажды во время подачи команд один ученик поднял руку и сообщил нам «военную тайну»: «Это солдат на посту, и мы должны его снять с поста». Другой придумал: «Поставить его на вышку». Поставил параллелепипед вертикально, а на него установил «солдатика». Третий положил плашмя параллелепипед, на него поставил куб, а сверху – «капитана». Так у нас появились самолеты, танки, пароходы. Нашелся фантазер, который попросил у меня барабанные палочки и смастерил из них пулемет. Весь инвентарь, находящийся в зале, превратился в «вооружение».

Однажды обнаружил старую толстую деревянную, каким-то чудом сохранившуюся кеглю. Поставил ее на «пост» и сказал: «Это маленький толстенький генерал». Это привело детей в настоящий восторг. И, что характерно, это вызывало такие же чувства у всех поколений. Вдохновленный признанием детей, я продолжил свое «вмешательство» в их творческий процесс. Поставил по два мата между скамейками с каждой стороны, убрал «генерала», предложил играть в «Крепость». Дети пошли дальше. Убрав скамейки, превратили маты в «Передвижную крепость». Укрываясь матами, шли в атаку «стенка на стенку». Игра шла «на грани фола».

Как только команды подходили на «расстояние рукопашного боя», приходилось подавать команду «Брэк». Подобрав «гранаты», команды вновь занимали исходные позиции. Решили играть «стенка на стенку». Положили «гранаты» в «холодильник». Выбрали «нейтральную полосу». Взяв маты в руки так, чтобы они были на «нейтральной полосе», по свистку старались вытеснить другую команду за нее. По свистку все замирали, слушая результаты схватки. За нарушение этого правила команда лишалась одного бойца.

Однажды мелькнула мысль, решил тут же реализовать ее. Дал команду: «Встречный бой!»

Дети моментально заняли исходные позиции. Команде, которая первой заняла свою позицию, объявлял благодарность, на что команда отвечала русским троекратным ура.

Положил один мат на «нейтральную полосу». На середину мата положил волейбольный мяч.

Обратился к детям с вопросом: «Кто из вас знает, как по-английски мяч?»

Мяч на английском языке называют «бол». В руках у вас гранаты. Соединяем два этих слова и получаем игру «Гранатобол». По свистку начинаете самостоятельно метать «гранаты» в мяч. Подбираете «гранаты» самостоятельно, но до «нейтральной полосы». Как только мяч скатится на противоположную сторону, подаю свисток. Команда, которая скатила мяч на сторону другой команды, забивает гол. У каждой команды должно быть название. Встаньте в хоровод и придумайте название команды. Когда команды выходят на поле, они приветствуют друг друга.

После небольшой репетиции дети научатся приветствовать друг друга. Разучив ритуалы, переходим к игре. «Гранатобол» – игра настолько увлекательная, полезная, интересная и радостная, что превращается в «Пир игры».

Такая организация процесса обучения, развития и воспитания (РОВ) «способствует организации всей последующей жизни». Так писал Л.С. Выготский об искусстве, но и, по мнению моих бывших учеников, их друзей и коллег, это можно сказать и о нашей работе. Один из моих учеников сейчас работает в Париже в Академии изящных искусств. Не считаю это только своей заслугой, но, возможно, и я каким-то образом повлиял на выбор его будущей профессии. Когда-то в начальной школе учитель пения Михаил Яковлевич Слащев посеял «доброе зерно» в моем сознании и повлиял на мое отношение к музыке. В силу сложившихся обстоятельств я не стал профессиональным музыкантом, но благодаря его искорке в моей душе до сих пор горит «святая к музыке любовь» – за это я ему вечно благодарен.

Борис БУЯНОВ
г. Озерск,
Челябинская обл.