Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2007

МЕТОДИКА: АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ


Как организовать раздельное обучение?

Идея раздельного обучения мальчиков и девочек не нова, она используется в старшем звене (10–11-е классы), но часто бывает трудно организовать его для учеников 5–9-х классов.

Это необходимо!

Очевидные различия в уровне развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) мальчиков и девочек подтверждаются многочисленными исследованиями, дают неоспоримое право на организацию раздельного обучения. Это повышает эффективность воспитания физических качеств, позволяет решать другие обучающие задачи. Так, например, на уроке легкой атлетики у мальчиков и девочек беговые дистанции разные по длине и по нагрузке. Соответственно различные техника и тактика, поэтому приходится отдельно объяснять, отдельно пробегать. В это время либо одни, либо другие остаются без внимания учителя. Это можно наблюдать в процессе прохождения разделов: гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки, легкой атлетики.

Любая программа физического воспитания, принятая школьным педагогическим советом, имеет различные нормативные и оценочные параметры для мальчиков и девочек, что может натолкнуть любого учителя физической культуры на мысль о раздельном обучении.

Нельзя не учитывать различие потребностей у мальчиков и девочек при занятиях физическими упражнениями, а также разницу психологической устойчивости и уровня тревожности.

Анкетирование желаний школьников раздельно обучаться на уроках физической культуры дало такие результаты: от 70% до 90% учащихся одобряют раздельное обучение.

Шаги реализации проекта

На совещании, в присутствии директора школы, его заместителей, учителя ОБЖ и учителей физической культуры, было принято решение о переходе на раздельное обучение мальчиков и девочек 5–9-х классов. Проделав подготовительную работу, обратились к родительским комитетам классов, а затем школы, где получили единогласную поддержку раздельному обучению по предмету «Физическая культура». В августе 2005 г., заслушав доклад по переходу на раздельное обучение на уроках физической культуры, педагогический совет принял решение утвердить его. Принцип раздельного обучения определили как объединение двух классов одной параллели, например, 5 «А» + 5 «Б», у которых два урока физической культуры в неделю. Мальчики занимаются с одним учителем, а девочки – с другим, уроки проводятся в разных местах.

Рассматривалась возможность проведения уроков физической культуры с раздельным обучением и при наличии одного учителя в школе. При заинтересованности администрации возможна кооперация с другими предметами (иностранный язык, ОБЖ, технический труд и др.). Количество учебных часов у учителя остается согласно тарификации, соответственно – и заработная плата.

Объединение двух классов не затрудняет составление школьного расписания, скорее наоборот.

При ведении журнала был взят принцип оформления страниц физической культуры в 10–11-х классах, где существует раздельное обучение.

Пары классов формировались исходя из количества мальчиков и девочек, чтобы максимально их уравнять. Это дало возможность более эффективно проводить занятия по спортивным играм. Учителя знают, что в некоторых классах по списку бывает всего 5–6 мальчиков или девочек. При таком количестве игровой урок провести сложно, будь то баскетбол, волейбол, тем более футбол.

Отдельно стоит вопрос о данной форме обучения в случае нечетного количества классов. В этой ситуации выбирается самый наполненный класс, более равномерно укомплектованный мальчиками и девочками. В этом случае один учитель получает заработную плату за учебные часы, другой – за счет уроков ОБЖ, отведенных на физическую подготовку, фонда директора или ставки секционной работы.

Можно пойти и по пути объединения сопряженных классов по возрастным особенностям, где и учебная программа, и нагрузка мало отличаются. Например, 5-й класс + 6-й класс, 7-й класс + 8-й класс.

Программа

Школа № 46 г. Нижнего Новгорода планирует уроки физической культуры по программе А.П. Матвеева и на основе разработок кафедры теории и методики физического воспитания НИРО. Не отступая от содержания программы и учебного плана, мы изменили время изучения отдельных разделов. Раздел легкой атлетики проходит в первую четверть на стадионе в разных местах. Во второй четверти мальчики занимаются гимнастикой в гимнастическом зале, девочки – спортивными играми в большом зале. В третьей четверти у девочек – гимнастика, у мальчиков – спортивные игры. Четвертая четверть – легкая атлетика в большом и малом спортивных залах и на стадионе. В конце третьей четверти при удовлетворительной погоде используем занятия на снегу.

Спортивная база школы позволяет в большом диапазоне варьировать содержание уроков. Игровой, большой зал, гимнастический зал, малый спортивный зал, зал настольного тенниса 24ґ12 м, зал атлетической гимнастики, стадион (реконструируется в настоящее время в современное спортивное сооружение, которое даст возможность продлить занятия на свежем воздухе по всем разделам школьной программы).

Результаты

В результате организации раздельного обучения можно констатировать повышение интереса к уроку физической культуры как у мальчиков, так и у девочек. По результатам анкетирования, проведенного в мае 2006 г., у мальчиков он возрос на 20–25%, а у девочек – в два раза. Представление о комфортности занятий в зависимости от возраста соответственно увеличилось от 56% до 90%.

Учителя смогли больше варьировать содержание заданий по всем разделам программы. Так, на уроке гимнастики появилась возможность использования женских снарядов (брусья разновысокие, бревно гимнастическое) для обучения двигательным действиям мальчиков и наоборот. Как пример, подъем переворотом в упор, мальчики для облегчения могут выполнить с опорой о верхнюю жердь разновысоких брусьев, а девочки – на низкой перекладине для увеличения сложности упражнения. Девочки могут также выполнять упражнения в упоре на параллельных брусьях. Футбол может проводиться через низкую сетку по правилам волейбола и т.д. В раздел спортивных игр включаются элементы других игровых видов спорта, во время уроков волейбола, например, – приемы баскетбола, футбола. Во время прыжков в высоту (раздел «легкая атлетика») можно не делить учеников на мальчиков и девочек, а одно место использовать для более подготовленных детей, другое – для ослабленных и пропустивших занятия. В результате качество обучения возросло на 15–20%.

Появилась возможность за счет процесса обучения увеличить время на физическую подготовку и специфицировать ее содержание. Если мальчики с 5-го по 9-й класс в ноябре 2005 г. суммарно подтянулись 1235 раз, то через год в том же месяце – 1585 раз, что в среднем на каждого ученика на 2 подтягивания больше.

Участие в соревнованиях также может указывать на уровень физической подготовленности учащихся школы. Он оказался выше, чем в 2005 г.: первое место на городских соревнованиях и 3-е место на областных по волейболу, призовые места по легкой атлетике на районных и городских соревнованиях. Особенно успешно выступали юноши по силовой подготовке (подтягивание, поднимание гири, отжимание, перетягивание каната), выиграв все состязания. Учащиеся нашей школы являются чемпионами района по игре в футбол на снегу, по мини-футболу. Школа имеет лучшее спортивное оборудование в городе для занятий акробатикой (трамп, лонжа, приземление). Налицо и успехи: у нас есть чемпионы города, области и России по акробатике. Перечисление успехов по настольному теннису (в школе есть теннисный зал на 10 столов) заняло бы не одну страницу, есть даже чемпионы Европы.

В условиях раздельного обучения на занятиях физической культурой исчезли психологические комплексы при выполнении упражнений, связанных со стеснительностью, благодаря чему повысилась посещаемость и уверенность в своих силах.

Пресловутое «скажите, чтобы они не смотрели» – как со стороны девочек, так и со стороны мальчиков перестало присутствовать и соответственно повысило эффективность урока.

Возрос уровень подготовленности в разделе спортивных игр, особенно это заметно у девочек. Появилась традиция соревновательных встреч по волейболу между сборными параллельных классов, которые проходят эмоционально, интересно, и не всегда мальчикам удается выйти победителями.

В сентябре этого года девочки 9-х классов вызвали мальчиков на игру в футбол, и хотя проиграли со счетом 2:5, но все равно выглядели достойно.

Последние данные анкетирования (92% мальчиков и девочек за раздельное обучение) и полученные результаты дают право утверждать, что организация урока физической культуры на основе раздельного обучения является одной из эффективных форм обучения и воспитания физических качеств у учащихся 5–9-х классов.

Владимир ЛЫСЕНКОВ,
заслуженный учитель РФ, учитель физической культуры школы № 46
г. Нижний Новгород