Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2007

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Тема: Учитель или тренер?

Начни сначала, начни с нуля...

Физкультура или спорт? Учитель или тренер? Две стороны одной медали... Учитель на уроке, тренер – в спортивной секции. Необходимо ли учителю физкультуры быть профессионалом в спортивной области? Насколько спортивная секция в школе может и должна соответствовать законам спорта? В какой степени тренер должен быть педагогом, чтобы вести такую секцию?
Этой статьей мы открываем новую тему для дискуссии на страницах нашей газеты.

Какой же волейбол в начальной школе?!

Все началось с того, что ас волейбола и по званию, и по опыту, Сергей Лазаревич Белич решился на эксперимент. Впервые в своей тренерской карьере он взялся за волейбольную секцию в школе для младших школьников, начиная со второго класса.

Решился по двум причинам, которые неожиданно оказались связанными между собой.

Первая. Лет тридцать назад игровыми видами спорта дети начинали заниматься в среднем школьном возрасте и успевали освоить весь курс профессиональной подготовки. И сделать это можно было, занимаясь не только в спортивной школе, но и в спортивном клубе, и в обычной школе: очень много спортивных секций работали на высоком уровне. Ребята успевали за годы занятий наиграться в соревнованиях, почувствовать рост спортивного мастерства и вкус побед, затем одни уходили в большой спорт, а другие – в студенческий, и спортивное увлечение в их жизни оставалось надолго.

Вторая. Сейчас такой активности и стабильности в спортивных занятиях школьников по месту учебы не наблюдается. Если организовывать секцию с 5-го класса, то даже при условии, что на первых порах можно двигаться быстрее, чем с младшими школьниками, к десятому классу удержать спортивный интерес почти невозможно. Жизнь другая – приоритеты тоже.

Как тренер, привыкший подходить к делу ответственно, Белич перепробовал все: и звонки родителям: «У вас перспективный ребенок»; и беседы с ребятами: «Поймите, спорт вам пригодится и для учебы, и для жизни, и для вашего будущего»; и совместные встречи; и переводы найденных талантов к себе в школу из других школ, чтобы можно было работать командой. Все повторялось не один раз и не два. Но в старшей школе ребята уходили. И каждый раз он это переживал как очень личное.

Когда от своих бывших воспитанниц, а теперь тренеров, он узнал, что, например, на первенстве Московской области по волейболу выступают команды с девятилетнего возраста, он сначала вообще не понял, как это может быть.

– Я им так и говорил: ну какой волейбол, какое первенство. Они к нему не будут готовы и через два года. Пусть играют, соревнуются, но не в спортивной игре волейбол, а просто в разных играх с мячом, развивают координацию, ловкость, силу рук.

Но надо знать Белича: волейбол настолько заполняет все его существо, что он готов искать ответы на самые, казалось, невероятные вопросы, касающиеся дела всей его жизни – волейбола.

Однажды он позвонил и сказал:

– Мне кажется, они бросают спорт потому, что любовь к нему в них не заложена с детства. Хочу набрать второклассников в волейбольную секцию.

Как Вы думаете, это реально? Руководство школы вроде бы не против.

Я уже и план занятий на год расписал.

Было очень интересно посмотреть на эту годовую программу. Ведь Сергей Лазаревич написал ее впервые в жизни, несмотря на то, что он – заслуженный тренер России и учитель со стажем, правда, в старшей школе.

Белич собирался работать по графику спортивной школы – с трехразовыми занятиями в неделю, и первое, о чем подумалось, – они должны быть такими, от которых бы глаза «горели», чтобы малышне хотелось на них приходить через день. ЦО «Школа здоровья» № 2000, где Беличу дали возможность на эксперимент, – школа полного дня, и выбор кружков и секций достаточный. Значит, должно быть что-то такое, что несло бы малышей в спортзал как угорелых.

Расписанные в программе упражнения были интересные и разные: простые и сложные, с мячами, прыгалками, обручами, акробатические, легкоатлетические – на любой вкус. Но пройти эту программу за год было нереально. По меркам школьной секции.

Если в спортивной школе, отдельной команде учащиеся конкретно ориентированы на занятие и вопроса – соблюдать указания тренера или нет – не возникает, то в школьной секции вход и выход свободный: нравится – остаюсь, нет – ухожу, не могу заниматься три раза в неделю – занимаюсь два или один.

Такую спортивную ситуацию ветеран волейбола, а сегодня – педагог дополнительного образования Сергей Лазаревич Белич в своем плане не учитывал, и ему только предстояло ее прожить.

Работа началась с... разрушения тренерских планов

Не он их, а они его приучили к порядку – к «своему». Они летели в спортзал, раздеваясь на ходу и бросая вещи в раздевалке, не особенно заботясь об их аккуратности. Они даже и его не всегда замечали. Каждому было важно быстрее других попасть в зал. Там было все: обручи, мячи, скакалки, лесенки; можно было с разгона вытянуться «рыбкой» по полу, забраться на маты, а главное – покружиться с лентой из художественной гимнастики – и слова тебе никто не скажет. Он и не говорил. Нет, он честно пытался их построить и повести тренировку, как делал всегда тренер Белич. Но сорвалось. Впервые за полвека тренерской практики. И впервые он решил посмотреть, что же будет.

Движение в зале не останавливалось ни на минуту. Мячи летели в стену, обручи «гонялись» друг за другом по полу, а за ленту шла настоящая борьба. Иногда тренеру удавалось на несколько минут привлечь внимание показом нового упражнения, но для секции это было как бы между делом. Основное заключалось в том, чтобы за отведенные полтора часа успеть сделать все, что хочешь и умеешь.

Но спортзал был не единственным местом, куда они мчались. В те же часы они успевали посетить английский, танцы и вновь вернуться в спортзал. Они только каждый раз спрашивали: «Можно?» И он отвечал: «Можно». Как тренер и педагог он понимал, что они хотят успеть попробовать все, и запретить – означало бы потерять их.

Что делать, он не знал. Трижды в неделю они приходили в зал, в том числе один день – после плавания, и все начиналось снова: они не уставали. Когда зам. директора школы по учебно-воспитательной работе заглядывала в зал, на ее лице, как казалось Сергею Лазаревичу, было написано только одно: сумасшедший дом.

О планах на каждое тренировочное занятие он уже не думал. Его волновало другое: наступит ли момент, когда им будет мало того, что они уже умеют, и захочется научиться новому.

Этот день настал через четыре месяца.

– Они вдруг подошли и сказали: «Давайте заниматься с мячом». Я дал им несколько упражнений поинтересней, они старались выполнить все, как будто мы эти четыре месяца целенаправленно занимались. Я шел с тренировки, внутри все пело. Я не мог в это поверить.

Секрет простой: терпение, умноженное на мастерство

А на следующей тренировке тренер объявил своим ученикам и ученицам, что будет показательный урок: и родители хотят посмотреть, и учителя, и фотографировать вас будут. И началось то, чего он опять от них не ожидал. Перебивая друг друга, они кричали, что надо еще потренироваться прямо сейчас, выбрать самые лучшие упражнения. Он с трудом заставил их уйти из зала.

Показательное занятие, которое провел Сергей Лазаревич со своей командой, продолжалось полтора часа с двумя трехминутными перерывами, чтобы малыши могли попить. Других пауз практически не было. Даже объяснение упражнений Белич проводил наглядно: или сам с кем-нибудь в паре, или пара ребят. Упражнений было много. Но как их запомнить? Оказалось, есть в методике педагога одна хитрость. Сделав, например, три-четыре разных упражнения, он возвращает ребят к первому упражнению этой связки. Вместо нескольких серий подряд одного упражнения выполняются две серии двух-трех упражнений. Упражнения не успевают надоесть, а дети – устать от однообразия.

По времени тренировка состояла из двух уроков, каждый из которых по плотности и содержанию заслужил самую высокую оценку. Именно таким уроком – уроком без простоя – и должна быть физическая культура в школе.

По словам родителей, дети в их глазах просто выросли: они не ожидали увидеть их такими спортивными и дисциплинированными. Одни секцию выбирали целенаправленно, потому что сами когда занимались волейболом. Другим нравится, что занятия у Сергея Лазаревича развивают у детей все необходимые в этом возрасте качества: быстроту, ловкость, реакцию, уверенность в себе. По мнению же самого тренера, только в школе полного дня сегодня можно на качественном уровне, с хорошей посещаемостью организовать работу с младшими школьниками на базе секций.

Включение в работу младших школьников закончилось общей победой – тренера, школы, детей и их родителей, благодаря терпению и ответственности одних, заинтересованности и желанию других. И, может, учить малышей влюбляться в спорт именно в школьной секции – это и перспективно: для спорта, для физкультуры, для здоровья. И не важно, что начинать придется с нуля, главное – сделать это правильно.

Валентина РЕПИНА

Фото автора