Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2007

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ


Спорт – детям,
или Пионерская правда

Когда мы смотрим по телевизору любые крупные спортивные состязания: чемпионат мира или Европы, Олимпийские игры, – с восторгом замираем: «Вот это мастерство!» – и невольно представляем себя на месте участников, переживаем вместе с ними взлеты и падения, победы и поражения. Спортивные передачи вдохновляют на занятия спортом; сильные эмоции вызывают всплеск адреналина, которого многим не хватает в будничной жизни. Посмотрев, как другие выступают, люди ощущают и у себя прилив энергии.
Соревнования школьников вряд ли могут заинтересовать своей зрелищностью: ничего особенного дети еще не умеют. Особенно если это состязания не тех, кто совсем скоро может прийти в большой спорт, а самых обыкновенных девчонок и мальчишек, которые на вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом?» – бодро отвечают: «Да! Мы занимаемся футболом, волейболом, шахматами, лыжами и многим другим». Спорт – это всегда узкая специализация, всем сразу заниматься нельзя. Или... это – не спорт вовсе? Всероссийская зимняя Спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов «В будущее со спортом». Что это – спортивные соревнования или мероприятие для детей? Как сделать состязания увлекательными и азартными, но при этом не забыть, что в них участвуют не люди, отдавшие все спорту, а просто дети? О том, что увидела, о чем подумала, – мой репортаж.

Здравствуйте! Я...

Давно решила, что обязательно буду посещать те всероссийские спортивные мероприятия, которые организованы для детей из общеобразовательных школ: они проводятся государством, на федеральные средства, и именно федеральная газета должна о них рассказывать. К таким соревнованиям относятся «Президентские состязания», Всероссийские зимние и летние спартакиады воспитанников детских домов и школ-интернатов «В будущее со спортом» и «Малые игры Доброй воли».

Всероссийская зимняя Спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов «В будущее со спортом» прошла в начале февраля в Московской области. Узнав о сроках ее проведения, позвонила в Росспорт, связалась с человеком, ответственным за соревнования, представилась: «Главный редактор газеты «Спорт в школе». Наша газета – методическая, подписчики – учителя физической культуры и тренеры. Хотела бы посетить соревнования, написать о них». «Нет проблем! Приезжайте. У нас из Москвы пойдет машина с призами, вас захватят».

С багажом (в том числе – с кубками нашей газеты, которые мы специально приготовили для учителей) приехала в Росспорт в назначенный час. Меня встретили на вахте: «Ой, это Вы? А нам сказали, что едет корреспондент «Пионерской правды». Спутали? Ошиблись? Пошутили?

Добрались до Воскресенска. Меня знакомят с представителем местного спорткомитета: «Это журналист, редактор газеты «Спорт – детям!»

Каверзная мысль: организаторы соревнований не потрудились запомнить название газеты, которая хочет рассказать о них. Были допущены две оговорки «по Фрейду»: получается, что о детской спартакиаде могут писать только в детском издании вроде «Пионерской правды» (шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля правды), а писать будут о том, что дает «спорт – детям».

Интересно, так несерьезно относятся только к газете для учителей или к работе, которую они делают? Что же это за соревнования?

Из Положения
О всероссийской зимней Спартакиаде воспитанников детских домов и школ-интернатов «В будущее со спортом»
2007 год

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Всероссийская зимняя спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов проводится в целях:

– привлечения воспитанников детских домов и школ-интернатов к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
– организации досуга и пропаганды здорового образа жизни;
– профилактики и предупреждения правонарушений, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков.

2. ОРГАНИЗАТОРЫ СОРЕВНОВАНИЙ

Общее руководство организацией и проведением соревнований осуществляют Федеральное агентство по физической культуре и спорту и Министерство образование и науки Российской Федерации.

Непосредственное проведение соревнований возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, образования и Главные судейские коллегии.

3. МЕСТА И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Соревнования проводятся:

– в г. Воскресенске Московской области с 4 по 9 февраля 2007 года. День приезда 4 февраля;
– в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл с 12 по 17 февраля 2007 года. День приезда 12 февраля.

4. УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ

К участию в соревнованиях в каждом городе допускаются 14 команд детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – победителей областных, краевых, республиканских соревнований.

К участию в соревнованиях допускаются учащиеся по двум возрастным группам:

  • Старшая группа – (юн., дев.) 1992–1993 г.р., – 7 чел. (4 юноши + 3 девушки).

  • Младшая группа – (юн., дев.) 1994–1995 г.р. – 7 чел. (4 юноши + 3 девушки).

Состав команды 16 человек, в том числе 14 спортсменов, 1 тренер и 1 представитель.

Допускается комплектование команды из воспитанников двух детских домов или школ-интернатов от субъекта Российской Федерации, при условии, что команда в каждой возрастной группе укомплектована воспитанниками одного детского дома или школы-интерната.

5. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

В программу соревнований включены следующие виды спорта:

Вид спорта

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

Лыжные гонки
Волейбол
Шахматы
Дартс

День приезда
Х
Х
Х

Х
Х
Х
Х

Х
Х
Х


Х

Х


 

Дартс

К сожалению, смогла приехать только в предпоследний день соревнований. В программе – дартс и финал волейбола (старшая группа) – интересно, увлекательно, будет о чем написать.

Спрашиваю, где будут проходить соревнования. «Дартс будет прямо здесь, после обеда», – мне показывают на здание, в котором на втором этаже столовая, на первом – актовый зал. В актовом зале уже идет подготовка к награждению. На столах расставляют кубки, количество которых больше, чем участников соревнований. «А мы подарим каждому ребенку по кубку, на память!» – говорят организаторы. Это, конечно, хорошо, только, на мой взгляд, лишает смысла сами состязания. Спортивный кубок – предмет вожделения и гордости, за него борются, выкладываясь из последних сил. Он достается победителю. «А для команд-победителей вот эти кубки, побольше!» Дети собрались в намеченное время в холле. Холодно, все в курточках. До последнего момента не верилось, что соревнования Всероссийской спартакиады будут проводиться в таких условиях. Хотя бы в актовом зале организовали – там и посмотреть можно было бы на выступающих... Ах, извините. В зале расставляли кубки.

Мишени повесили на стенды прямо рядом с расписанием жизни летнего детского лагеря. Отмерили дистанцию для бросков, поставили стол для судей – вот тебе и импровизированный спортзал.

Дети не удивлялись и не возмущались. Для них, похоже, такие условия – скорее норма, чем исключение. Вокруг участников – толпа болельщиков. Для всех, кроме меня, ситуация казалась абсолютно нормальной: другого помещения нет, можно и здесь бросать дротики. Холодно? Нет места ни для команд, ни для болельщиков? Ну и что?! В тесноте, да не в обиде.

Хоккей

«А Вы поедете с нами на хоккей?» – как-то особенно, с восторгом, спрашивали меня. Сначала я думала, что речь идет о детском хоккее, о соревнованиях вне расписания. «Что Вы, мы везем ребят на первенство высшей лиги!» Соглашаюсь: для мальчишек и девчонок это – целое событие.

На улице минус 20–25. Дети ждут автобус, который «запаздывает» минут на 30–40. Никто не возмущается: что делать, бывает. С трудом отвели их погреться.

Автобус. Долгожданный Дворец спорта. Ура!

Ура? Во время хоккея в холлах продают пиво, пиво, пиво… Во время матча им увлекались почти все взрослые, включая представителя Росспорта. Только учителя бегают между рядами с мороженым, и на них как-то удивленно (и немного неприязненно) смотрят окружающие.

Интересно, чему научились ребята на этом хоккейном матче???

Какие цели достигнуты?

Волейбол

На следующий день оказалось, что всех детей подняли на час раньше, чем было необходимо. Организаторы изменили расписание, но не предупредили об этом представителей команд. Ничего, дети бывалые, это – всего лишь «накладка»...

Подъезжаем к огромному спортивному комплексу. «Наверное, там будет здорово...» – думаю я.

Там было здорово. Не потому что зал был готов к приему соревнований (ничего, даже намекающего на приветствие участников или спортивный праздник, естественно, не было); не потому что там было тепло и уютно: трех лавочек для зрителей, конечно, мало, но для большего количества и места нет; остальные ребята примостились, как воробушки, на жердочках, прямо рядом с открытыми фрамугами.

Было здорово, потому что ребята боролись с полной выкладкой; потому что чемпионами стали сильнейшие; потому что проигравшие строили планы на следующий год: «Мы подучимся и вас тогда обязательно обыграем!» Потому что дети и учителя работали как единое целое, понимая и поддерживая друг друга. Слезы, счастье, дружба – это был спорт.

Спасибо, ребята! Спасибо, коллеги! Эти соревнования были увлекательными и интересными! Еще бы чуть-чуть праздника...

Учителя

Мы знакомились с каждой командой, с каждым учителем отдельно. Хорошо, что было всего семь команд (из 14 возможных, согласно Положению), – зато мы успели поговорить с представителями каждой из них. Почему так мало команд участвовало? Организаторы говорят, что у местных органов власти не нашлось денег, чтобы оплатить дорогу для ребят, потому и заявилось только шесть команд, а седьмой стала местная. Может быть, стоит пересмотреть Положение и подумать о средствах на дорогу?

Так как шесть команд были победителями спортивных соревнований в своих регионах, а седьмая – команда хозяев, школы-интерната из Воскресенска – очень достойно выступила на соревнованиях, заняв ряд призовых мест, мы решили отметить на страницах нашей газеты всех. Особенно – учителей физической культуры и руководителей физического воспитания, которые в наше трудное время прививают ребятам любовь к спорту. Не все команды приехали вместе с преподавателями физической культуры, но ведь каждую команду готовили именно эти люди. Они – молодцы!

Смоленская область:
Кардымовская школа-интернат,
учитель физической культуры Константин Викторович Левшаков.

Тверская область:
школа-интернат пос. Митино Торжокского района,
учитель физической культуры Александр Иванович Андреянов.

Рязанская область:
Школа-интернат г. Сапожок,
учителя физической культуры Сергей Федорович Губарев и Дмитрий Юрьевич Доброхотов.

Московская область:
Подольский район, Красносельская школа-интернат,
учитель физической культуры Валерий Владимирович Орлов.

Ульяновская область:
Белоозерская специализированная школа-интернат,
учитель физической культуры Шавкет Абдулкавирович Батраев;
ОГОУ Майнский детский дом «Орбита», директор Василий Викторович Жуков.

Ленинградская область:
Лужская школа-интернат,
учитель физической культуры Людмила Валентиновна Жук;
Лопухинский детский дом,
физкультурный руководитель Вероника Анатольевна Головачева.
Воскресенская школа-интернат,
учитель физической культуры Геннадий Иванович Аленин.

Греция-2004

В год последней летней Олимпиады мне посчастливилось принять участие в детском международном конгрессе продуктивных школ, который проходил в Греции и посвящался спорту. Там тоже собралось примерно сто учеников, только приехавших из разных европейских стран.

Поселили детей в лучших гостиницах (за счет принимавшей стороны, то есть правительства Греции). Почему в лучших? Потому что, по словам организаторов, дети собрались «сложные» (продуктивные школы принимают всех, кого выгнали из обычных), и скорее всего они никогда не найдут сами средств, чтобы увидеть другой, цивилизованный, а временами – богатый, образ жизни. Взрослые и дети питались вместе. Все взрослые договорились: никакого спиртного при детях – эти дни для всех были посвящены здоровому образу жизни. Соревнования, конкурсы, праздники, шутки чередовались с пестрой быстротой очень хорошего летнего детского лагеря. У взрослых – своя команда, которая соревновалась на общих условиях. А в конце мы, педагоги, сплели оливковые венки и венчали ими ребят, как знаменитых олимпийцев. Тем более что основная работа проходила в деревне Олимп, недалеко от места древних Олимпийских игр.

Зачем я говорю об этом? Тогда, в Греции, у меня было ощущение, что взрослые люди организовали прекрасные соревнования для ребят, которым трудно, но которые хотят построить свою жизнь и стать счастливыми, удачливыми людьми. И соревнования получились отличные.

В Подмосковье, на зимней Спартакиаде воспитанников детских домов и школ-интернатов, мне показалось, что организаторам соревнований нет дела до приехавших туда детей. Соревнования проводились «для галочки».

Конечно, воспитанникам школ-интернатов и детских домов, принимавших участие в спартакиаде, повезло. Рядом с ними были педагоги – добрые, мудрые, заботливые. Интересно, когда же в нашей стране изменится отношение к массовому детскому спорту? Когда представители большого спорта поймут, что спорт нуждается в учителях физической культуры и тренерах не меньше, чем они в нем? Когда общество отдаст должное труду учителя и оценит его по заслугам?

Ольга ЛЕОНТЬЕВА, к.п.н.,
главный редактор газеты «Спорт в школе»

Фото автора