Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2007

МЕТОДИКА: АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Использование ситуативного метода обучения

Сохранение жизни и здоровья ребенка, воспитание у него безопасного образа мышления, умений действовать в экстремальных ситуациях – одна из задач любого педагога, а не только преподавателя-организатора ОБЖ. Велика в этом и роль учителя физической культуры. Уроки физической культуры должны носить прикладной характер, т.е. формировать у школьников навыки действия в экстремальных ситуациях, а также способствовать развитию тех двигательных качеств и групп мышц, которые помогут им справиться с конкретной ситуацией. При возникновении экстремальной ситуации дети теряются, их охватывает страх, паника. Отсутствие ясности в оценке ситуации влечет за собой состояние безвыходности и отказ от сопротивления.

С целью формирования у учащихся определенных навыков поведения в чрезвычайных ситуациях на уроках физической культуры я использую метод ситуативного обучения. Ситуативный метод является наиболее эффективным методом воздействия на учащихся. Проигрывание конкретных ситуаций позволяет выработать у учащихся готовность к действиям, усвоение приемов, движений, усилий, необходимых для преодоления возникшей ситуации, дает возможность подросткам познать себя в трудных, «приближенных к экстремальным» условиях. В процессе решения проблемы, возникающей при создании ситуации, деятельность учащихся является совместной, в процессе деятельности между членами группы образуются отношения взаимной ответственности и зависимости, закаляются воля и характер. Важную роль при использовании ситуативного метода обучения играют эмоции. Он дает большие возможности для развития воображения, творчества учащихся, придает эмоциональный настрой уроку. Активность учащихся в процессе обучения с использованием ситуативного метода намного повышается, они осознают значимость проблемы, понимают, насколько необходимы хорошие физические данные, чтобы спасти человека или спастись самому.

Я применяю ситуативный метод обучения на обычных уроках физической культуры как с учащимися 5–8-х классов, так и со старшеклассниками. На первом этапе в доступной форме учащиеся осваивают действия при несчастных случаях: ушиб колена при падении на уроке гимнастики, остановка носового кровотечения при ударе на уроке спортивных игр, обморожение на уроках лыжной подготовки и др. Данные ситуации органично входят в структуру урока и не нарушают его ход. В старших классах рассматриваются уже наиболее сложные экстремальные ситуации, которые требуют определенного времени для их освоения, поэтому в структуру урока включается отработка действий в конкретных ситуациях.

Разрабатывая экстремальные ситуации, я стремился к тому, чтобы все они решались средствами физического воспитания, требовали проявления определенных физических усилий и волевых качеств. Поэтому их включение в уроки физической культуры вполне гармонично.

Вот отдельные ситуации, которые я использую на уроках физической культуры.

Ситуация: способы транспортировки пострадавшего (для вводной части урока).

1. Пострадавший потерял сознание. В парах: на спине верхом. Усадив пострадавшего на спину, руками обхватить бедра и поднять на талию.

2. Пострадавший потерял сознание. В парах: учащийся со стороны спины обхватывает под руки за грудь пострадавшего, кисти в «замок», передвигается спиной вперед.

3. Пострадавший без потери сознания. В тройках: двое учащихся берутся кистями за запястья и выполняют «замок». Пострадавший садится, обхватив руками шеи учащихся.

4. Пострадавший потерял сознание. Первый учащийся берет пострадавшего за подколенки, второй – со стороны головы под руки за грудь, кисти в «замок».

Ситуация: остановка артериального кровотечения способом «закрутка» (для заключительной части урока).

1. Учащиеся распределяются на пары. Каждая пара берет 2 клочка ткани и палочку (толщиной с указательный палец и длиной 20 см). Все это находится на специальных полках в спортивном зале.

2. По команде учителя «Артериальное кровотечение в области предплечья» один учащийся «останавливает кровотечение» другому способом «закрутка» с помощью клочков ткани и палочки и делает запись: дату и время наложения закрутки. Потом учащиеся меняются ролями.

Ситуация: наложение повязок на различные участки тела (для заключительной части урока).

Выполняют в парах. По заданию учителя учащиеся накладывают повязку перевязочным материалом:

а) повязка на голову «чепец»;
б) спиральная на грудь;
в) на коленный сустав;
г) на голеностопный сустав;
д) на локтевой сустав;
е) на кисть.

Ситуация: действия человека в задымленном помещении (для заключительной части урока).

Можно выполнять стоя в шеренге или в движении по кругу.

1. Класс рассчитывается по 4, учащиеся закрывают глаза, идут медленно по кругу.

2. Учитель дает команды: «На месте», «Направо», «Два шага вперед», «Налево», «Кругом». Его задача – сбить ориентировку у учащихся.

3. Освобожденные учащиеся с табличками в руках, на которых написаны цифры 1, 2, 3, 4, стоят в углах зала (цифра означает, что там находится кран с водой).

4. По команде «Пожар в квартире!» учащиеся открывают глаза, каждый визуально находит свой номер, который получил при расчете, и ползет (идет) к нему, прижавшись к полу (внизу нет дыма).

5. «Облив себя водой» или приложив к носу и рту мокрую ткань, учащиеся ползут (идут) к выходу.

Ситуация: спасение человека, провалившегося под лед (для заключительной части урока).

Упражнение в парах.

1. Один учащийся, широко раскинув руки и ноги, ползет к другому, терпящему бедствие.

2. Подобравшись на безопасное расстояние, первый бросает ему подручную снасть (ремень, пояс, лыжную палку, лыжу, ветку, доску, рукав верхней одежды и т.д.), а второй хватает.

3. Не вставая, пятясь назад, первый старается вытащить второго.

4. Не снимая мокрой одежды, провалившийся под лед катается по снегу, а затем отправляется в теплое помещение.

Ситуация: оказание помощи человеку, пораженному электрическим током (для заключительной части урока).

Упражнение в парах.

1. Один учащийся лежит на полу, на нем лежит скакалка («электрический провод») – это означает, что он поражен током.

2. Второй учащийся сбрасывает предметом (гимнастической палкой), не проводящим электрический ток (дерево, пластмасса и т.д.), скакалку в сторону, не подвергая себя опасности.

3. Оттаскивает пострадавшего на 3–5 м из зоны электрического заряда, обхватив его за грудь руками со стороны головы.

4. Без промедления начинает делать пострадавшему искусственное дыхание, а если нужно – непрямой массаж сердца.

Ситуация: оказание помощи человеку, попавшему в яму, ров, овраг.

Упражнение в парах.

Вариант 1 – оба пострадавших находятся в яме.

Первый стоит спиной к гимнастической стенке, руки внизу, кисти в «замок». Второй встает лицом к партнеру, ставит свою стопу на его руки и, обхватив руками за шею, выпрямляя колено, поднимается наверх по гимнастической стенке.

Вариант 2 – один находится в яме, другой – наверху.

Гимнастическая скамейка стоит наклонно на гимнастической стенке.

Первый забирается наверх и встает одной ногой на перекладину гимнастической стенки, другой – на гимнастическую скамейку, левой рукой держась за верхнюю перекладину стенки, наклоняясь вперед.

Второй стоит лицом к гимнастической стенке, правая рука вверх.

Первый берет за запястье второго и, выпрямляя ноги, старается поднять партнера.

Ситуация: переправа через реку, овраг, болото и т. д. по подвесным веревкам, канатам.

К волейбольным стойкам прикреплены 2 параллельных каната по ширине зала.

Способ для юношей: хватом сверху и зависом на подколенках, перехватывая руками и ногами, продвигаться от стены к стене головой вперед.

Способ для девушек: стоя на нижнем канате, хватом сверху за верхний приставными шагами, перехватывая руками, продвигаться от стены к стене.

Ситуация: переправа через ручей, канаву, ров с помощью шеста.

Способ для юношей: влезть на гимнастическую лестницу, хватом за шест оттолкнуться от лестницы и, повиснув на шесте, перелететь через «ров», приземлиться на маты, откинув шест в сторону.

Способ для девушек: стоя на гимнастическом бревне, хватом за канат оттолкнуться от бревна, выполнить мах вперед (маятникообразное движение) и, отпустив канат, приземлиться на маты.

Ситуация: при катании на лыжах с горы человек повредил руку, запутался в кустарнике, необходимо освободиться от лыж.

Пострадавший оказался один. Повернуться на спину, приподнять ноги и скользящей поверхностью постараться расстегнуть крепление и сбросить лыжи с ботинок – поочередно правую и левую.

Ситуация: при катании на лыжах человек получил травму, его необходимо транспортировать в медпункт (в ситуации участвуют два человека).

Один человек кладет лыжи на снег скользящей поверхностью вниз, сцепляет петли палок с креплением лыж (за «петушки»). Укладывает пострадавшего спиной на лыжи, берет палки в руки («впрягается в оглобли») и транспортирует пострадавшего в медпункт.

Ситуация: переноска и транспортировка пострадавшего на лыжах (в ситуации участвуют несколько человек).

1. Двое учащихся берутся за лыжи способом «носилки».

2. Для удобства связывают веревкой концы лыж, перекидывают ее через шею способом «коромысло».

3. Усаживают пострадавшего на колодку лыж.

4. Поднимают за носки и пятки лыжи и транспортируют пострадавшего в медпункт.

Ситуация: группа лыжников заблудилась в лесу, в поле, и их разыскивает вертолет.

1. Учащиеся, разбившись предварительно на 3 группы, снимают лыжные палки и лыжи.

2. Группами на расстоянии 10–15 м вытаптывают в снегу громадные буквы SОS – международный знак помощи – высотой 10 м, шириной 10 м.

3. На вытоптанные буквы укладывают темной стороной лыжи и палки, ветки, одежду.

4. Встают вокруг знака, руки в стороны.

Геннадий МЕДВЕДЕВ,
учитель физической культуры,
средняя школа № 1
г. Мценск,
Орловская обл.