Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2007

МЕТОДИКА: АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Подвижные народные игры

Преподаватель физической культуры Анна Ивановна Ахмедвелиева разработала программу по физической культуре, основанную на народных подвижных играх, для 5-го класса общеобразовательной школы. Программа была утверждена в Орловском областном институте усовершенствования учителей. Сегодня мы печатаем выдержки из нее: методические рекомендации, некоторые игры, которые используются в данной программе и сценарий Масленицы, который может пригодиться при проведении этого праздника в любой школе.

Методические рекомендации

В методике организации и проведения народных подвижных игр наиболее существенное значение имеют следующие вопросы:

  • выбор игры;

  • подготовка к проведению игры;

  • объяснение игры;

  • организация и руководство процессом игры.

Выбор игры. При выборе игры прежде всего необходимо учесть возраст играющих, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, количество участников и место проведения игры (размеры игровой площадки, на воздухе или в помещении будет проводиться игра, погодные условия и т.д.). Кроме того, необходимо учесть формы организации народных игр: урочная, внеурочная, внешкольная, на массовом празднике. Наконец, определенное значение имеет наличие игрового инвентаря.

Подготовка к проведению игры. При подготовке к проведению игры существенное значение имеет подготовка игровой площадки, игрового инвентаря, распределение ролей, деление детей на команды и объяснение игры.

Выбирая и подготавливая игровую площадку, руководитель, прежде всего, должен учесть гигиенические требования, позволяющие предотвратить травматизм участников игр (площадка должна быть ровной, без рытвин и ям, без острых, режущих и колющих предметов и т.п.) и сделать необходимую для игр разметку. Нужный инвентарь должен быть в исправном состоянии и находиться под рукой. Для выделения водящих и разделения детей на команды можно применять различные способы: по назначению учителя, путем расчета, через считалки, по выбору капитанов, по очереди.

Объяснение игры. Педагогический рассказ должен быть кратким (не более 2–3 минут), эмоциональным, доступным, наглядным, логичным. Ученики 5-го класса имеют уже определенную игровую подготовку, поэтому рекомендуется меньше говорить об основных требованиях к играющим и более подробно рассказывать о значении, технике и тактике игры. Для экономии времени учитель может связывать объяснение с размещением учеников к началу игры.

Организация и руководство процессом игры. Организуя игру и руководя ею, необходимо своевременно выбрать помощников и водящих, провести комплектование команд, следить за активностью играющих и уровнем физических и эмоциональных нагрузок, осуществлять объективное судейство. При организации игр педагогу необходимо пробуждать и поддерживать интерес учеников к выполнению роли помощников, поощрять стремление играющих к согласованным решениям при выполнении различных заданий, воспитывать у играющих спокойное отношение к успехам и неудачам в играх. Важное значение в методике проведения народных подвижных игр имеет правильное подведение итогов игры. Одним из главных требований при определении победителей является такая система оценки результатов игры, когда ее участники не выбывают в процессе игры, а лишь получают штрафные очки. Моторная плотность занятий в этом случае достигает 80% и оказывает наиболее положительное действие на функциональную подготовленность детского организма.

Регулировать нагрузку при проведении игр можно следующими способами:

  • установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов;

  • увеличение или уменьшение количества повторений игры или ее отдельных эпизодов;

  • увеличение или уменьшение общего времени на игру;

  • удлинение или сокращение дистанций перебежек, расширение или сокращение общего участка для игры; облегчение и уменьшение (или усложнение и увеличение) числа препятствий; облегчение веса предметов;

  • увеличение или сокращение числа игроков в командах.

Считалки

На золотом
Крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных
Людей!

Мальчик-с-пальчик
Нашел стаканчик.
Стакан разбился,
Лимон покатился.
Стакан, лимон –
Выйди вон.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько ему надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задумывайся!

Раз, два –
Голова,
Три, четыре –
Прицепили,
Пять, шесть –
В ряд снесть,
Семь, восемь –
Сено косим,
Девять, десять –
Сено весить,
Одиннадцать, двенадцать –
Некуда деваться.

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Лента, кружева, ботинки –
Что угодно для души.

Бегал заяц по болоту,
Он искал
Себе работу,
Да работы
Не нашел,
Сам заплакал и пошел.

Катилася торба
С великого горба.
Что в той торбе?
Хлеб-поляница.
Кому доведется,
Тому и водиться.

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали: «Куку-мак!»
Отжимай один кулак.
Заяц белый,
Куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой.
Принесли его домой,
Оказался он живой!

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, Десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.

12 палочек

Эта игра – усложненный вид «Пряток». Для игры нужны дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на камешек так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На конец дощечки, лежащий на земле, кладут 12 палочек. Один из игроков ударяет ногой по свободному концу дощечки, и палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает их собирать, а все играющие разбегаются и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Спрятавшийся игрок может незаметно подбежать к дощечке, ударить ногой по ней. Палочки разлетаются, и водящий должен опять собирать их, а все играющие опять прячутся.

«Осада снежной крепости»

Из снега строится «крепость – стена высотой 1,2–1,5 м и длиной 4–5 м. По числу снайперов (5–6) заготавливают мишени. Играющие разбиваются на две равные команды: одна находится внутри крепости, другая – в 8–10 м от нее. Участники, находящиеся в крепости, держат мишени. По команде судьи все мишени поднимаются на 3–4 м. Каждый снайпер старается попасть снежком в мишень. В случае попадания он громко объявляет: «Попал – раз, два» и т.д. Судья следит за правильностью подсчетов. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, у которой окажется больше попаданий.

Можно вместо мишени поставить городки.

«Побелка»

Участники игры располагаются на ограниченном участке. Задача участников: перемещаясь по снегу, не давать себя «побелить» снегом, а противника, наоборот, завалить в снег.

«Стратегическая высота»

Играют двумя командами. Одна команда находится на «высоте», другая – на определенном расстоянии от «высоты». Команда наступает на «высоту», чтобы овладеть флагом. Другая команда должна защищаться дозволенными приемами. Потом защитники попробуют себя в наступлении.

«Перетягушки»

Играют по два человека. На одинаковом расстоянии от линии игроки садятся на санки спиной друг к другу. В руках у них длинный шест (один на двоих). Держась за шест и отталкиваясь ногами, игроки должны перетянуть другу друга за линию. Если нет шеста, можно крепко соединить веревками санки.

«Салки со снежками»

Одного из играющих выбирают водящим. Остальные разбегаются по площадке, пробегая мимо водящего в разных направлениях. Водящий заготавливает заранее побольше снежков и старается попасть снежком в кого-либо из пробегающих. Тот, в кого попали, становится помощником водящего и тоже, не покидая своего места, старается осалить снежками пробегающих мимо игроков. Постепенно число помощников увеличивается. Игра прекращается, когда будет осалена большая часть игроков.

«Отруби хвост»

Играют от 10 до 20 человек и более. Для игры нужен волейбольный мяч. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию одна команда – «хвост», другая – водящая. Водящая команда образует большой круг, ее задача – передавая друг другу мяч, как можно больше выбить игроков «хвоста» за определенный промежуток времени. «Хвост» – в центре круга, стоят друг за другом, руки на поясе друг у друга. Капитан впереди отбивает летящий мяч руками и ногами, а вся колонна отклоняется в сторону за капитаном. Если кого-либо из игроков выбили мячом, он выходит из игры. Побеждает команда, затратившая меньше времени на выбивание.

«Я знаю»

Играют по двое и больше детей. Первый по жребию начинает ладонью ударять по мячу и с каждым ударом говорить: «Я знаю пять имен девочек: Аня – раз, Маша – два, Лариса – три», и т.д. Но если с ударом мяча не сказал имя, то передает мяч следующему игроку. (Можно говорить 5 марок машин, названий цветов и т.д.).

«Семь стекол»

Игроки делятся на две команды. По жребию одна команда – водящая, другая будет бить маленьким мячом по «стеклам». Водящая команда располагается вокруг большого круга. Участники команды играющих по очереди встают в 1-й класс и мячом стараются попасть в «стекла». Если первый не попадает, то бьет второй по счету игрок и т.д. Если все в команде промахнулись, то команды меняются ролями. Но если один из игроков попал в «стекло», а в команде водящих не поймали отскочивший мяч, команда водящих раскладывает «стекла» по ячейкам, а команда, бьющая по «стеклам», разбегается по залу. Их «задача собрать «стекла» в кружок. Задача водящей команды: передавая друг другу мяч, выбить игроков, не дать им собрать «стекла» в круг. Если удалось «стекла» собрать, то они переходят во 2-й класс, если не удалось, то команды меняются ролями.

«Повар и котята»

Играют от 5 до 15 человек. По жребию выбирают «повара», он встает в центре круга. В кругу – кубики, мячи, кегли и другой мелкий инвентарь. Все играющие ходят по кругу по часовой стрелке со словами: «Плачут маленькие киски, повар взял у них сосиски. Сейчас мы повара найдем и сосиски отберем». После этих слов игроки стараются взять из круга какой-нибудь предмет, а «повар» старается их осалить, когда они находятся в кругу. Кого осалит, тот выходит из игры. Из игры выходит и тот игрок, у которого нет в руках никакого предмета.

«Фишки»

Играют от 2 до 20 человек. У каждого не менее 10 фишек и бита. Сначала рассчитываются все по порядку номеров. На линию каждый ставит по одной фишке рисунком вниз. На расстоянии 4–5 м чертят другую линию и по очереди начинают бросать свои биты ближе к фишкам. Если кто-то сбил битой фишки, то он их забирает себе и новый кон начинается опять (все кладут по одной фишке). Чья бита ближе к фишкам, тот начинает ударять по ним. Если хотя бы одна фишка перевернулась, игрок ее забирает себе и бьет в другой раз, пока не промахнется. Дальше по фишкам бьет другой игрок, и так все по очереди.

«Прощай, масленица!»

Сценарий сельского праздника

Утром в день проведения праздника начинается шествие группы ряженых – скоморохов. Как средство передвижения используются разукрашенные сани, запряженные лошадьми с бубенцами.
Эта группа проводит мини-представление в жилых кварталах поселка.

Звучит сигнал трубы (фанфар).

Скоморохи.

Внимание! Внимание!
Доброе утро, земляки!
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко!

1-й скоморох.

Друзья, мы просим извиненья,
Что прерываем тишину!
Хотим у вас для объявленья
Занять минуточку одну.

2-й скоморох.

Сегодня в школе на площадке
Всех на веселье соберем!
Старые и молодые,
Женатые и холостые,
Молодцы и красавицы,
Хотите позабавиться?
Приходите в два часа
Попрощаться с Масленицей!

1-й скоморох.

Для всех занятие найдется,
Никто не будет там скучать.
И каждый быстро разберется,
С каких забав ему начать!

2-й скоморох.

Веселье, шутки, развлеченья –
Сегодня все у нас в чести,
И каждый сможет, без сомненья,
Чудесно время провести!

1-й скоморох.

Приходите веселиться,
С Масленицей честной проститься!

Из динамиков, установленных на школьной площадке, на протяжении всего праздника звучат русские народные песни и наигрыши в исполнении народных хоров, солистов и ансамблей народных инструментов.

Скоморох. Ух ты, сколько у нас нынче на ярмарке народу!.. Тьма-тьмущая!.. И все такие разнаряженные...

Ведущий. Так ведь сырная неделя идет! Вот народ и собрался, чтобы к приезду Масленицы не опоздать.

Скоморох. Неужто и впрямь сама сударыня-барыня Масленица к нам пожалует?

Ведущий. Не сомневайся. Сейчас своими глазами увидишь!

Госпожа честная Масленица – семиковая племянница, тридцати братьев сестрица, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ласточка-касаточка, перепелочка... Вот кто она такая!

Скоморох.

Это я и без вас знаю...
А вот с виду-то она какова?

Ведущий.

Наша гостьюшка долгожданная –
Сама белая да румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Портянки белые, набеленные,
Лапти частые, головастые,
Шуба синяя, ластки красные!

Скоморох.

Скорей бы уж с ней свидеться!
Сил нет так долго ждать!..

Ведущий.

Так давайте мы ее покричим, поторопим!
Душа наша Масленица, перепелиные косточки,
Бумажное твое тельце, сахарные твои уста,
Красная краса, русая коса, сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости на широк двор
Сердцем потешиться, умом повеселиться, речью расходиться,
На горах покататься, в масле покупаться, в блинах поваляться!

Скоморох. Ну что, еще не видать?

Ведущий.

Видать, видать!
Вот она едет!
Ой да Масленица, на двор въезжает,
Ох широкая, на двор въезжает!

Девочки.

А мы, девушки, ее встречаем,
А мы, красные, ее встречаем!
Ой да Масленица, погости недельку,
Ой, широкая, погости другу!

Масленица.

А я, Масленица, поста боюся!
А я, широкая, поста боюся!

Девочки.

Ой да Масленица, пост далече!
Ой широкая, еще далече!

Ведущий.

И то верно – далече!..
Так что нечего о посте тужить!
У нас впереди целая неделя – веселая да разгульная!

Все присутствующие.

Эй, Масленица-кривошейка,
Мы тебя встретим хорошенько!..
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!..
С блинцами, с каравайцами, с вареничками!

Ведущий.

Широкая Масленица
Семь дней гуляет!
Понедельник – встреча Масленицы.
Вторник – заигрыш: игрища, песни, качели, карусели, хороводы, с горки катанье!

«Масленица» сходит с саней, все берут чучело Масленицы и устанавливают в середине площадки в сугроб, обкладывают его хворостом, дровами. Все берутся за руки и образуют хоровод вокруг Масленицы.
Фольклорная группа исполняет народные припевки:

Ах ты, Масленка дорогая,
Дорогая, лели, дорогая,
К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала.
Да сыр с маслом привозила,
Привозила, лели, привозила.
А мы Масленку прокатили,
Прокатили, лели, прокатили.
На вороненьком коне катались,
Мы катались, лели, мы катались.
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалились;
На горах катались,
Блинами объедались!
Ой, масленая, эх, полизуха, ой!
Полизуха, люли, полизуха!
Полизуха она, сыр да масло, ой,
Сыр да масло, люли, сыр да масло!
Мы думали, Масленки
Семь недель, семь недель,
А остался Масленки –
Один день, один день!
Запрячу я бугая, бугая,
Куда люди – туда я, туда я.
Масленица-котофейка,
Проводим тебя хорошенько!

Скоморохи. Эй, народ честной! Айда все на взятие снежного городка!

Все идут к снежной крепости, построенной заранее. Далее дети разбиваются на игроков-«защитников» и «завоевателей». «Война» – осада крепости – идет с помощью снежков и рук. Задача завоевателей – прорваться в крепость, разрушить как можно больше снежных строений и захватить вымпел, помещенный на самой высокой точке крепости. Задача защитников – всеми силами не допустить этого.
Когда снежная крепость взята, то скоморохи приглашают всех поиграть в народные игры. Играющие делятся на 2 команды (участвуют учащиеся 5–8-х классов).

«Через нарты»

Перепрыгивают через 5 санок, бегут до поворотной стойки и так же обратно, передать эстафету касанием руки другому, встать сзади колонны.

«Эх, прокачу!»

1-й игрок сажает на сани 2-го игрока, бежит до поворотной стойки, сам остается на другой стороне, а 2-й игрок с санками возвращается обратно, сажает на сани 3-го игрока и бежит до поворотной стойки, сам остается, а 3-й игрок бежит к 4-му и т.д.

«Перетягивание каната»

Одновременно на одной стороне площадки учащиеся 1–4-х классов играют в игры: «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Жмурки».

Учащиеся 9–11-х классов играют в игры: «Чехарда», «Горелки».

Ведущий.

Масленица-объедуха,
Денег приберуха!
Среда – лакомка...
Четверг – разгуляй,
Пятница – тещины вечорки,
Суббота – золовкины посиделки...
Стало быть, все у нас в гости к родным да знакомым ходят!
Айда все в гости!

Небольшая сцена оформлена в стиле русской горницы: домотканые вышитые рушники, скатерти, на столе (в левом углу на переднем плане) и на полочке (на заднике сцены) – глиняные расписные горшки и плошки, деревянные ложки, прялка, скамья. На столе блины и горячий чай.
Выходят ведущие – хозяин с хозяйкой – в русских народных костюмах. В руках у хозяйки на рушнике каравай хлеба с солью. Кланяются зрителям.

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые!

Хозяйка. Здравствуйте, гости званые!

Хозяин. Рады гостям, как добрым вестям!

Хозяйка.

Ждем-пождем дорогих гостей,
Поджидаем – не пьем, не гуляем!

Хозяин.

По обычаю да по русскому,
Всех хлебом-солью встречаем!

Выходит детский хор с песней «Ой, блины!»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

Расскажи-ка, Масленица,
Как блиночки пекла?
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

Как блиночки пекла,
Сколько сдобья клала?
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

На поднос блины клади
Да к порогу подноси!
Ой, блины мои, блины,
Блины масленые.

Хозяйка угощает детей блинами, они благодарят, кланяются и уходят.
Выбегает сынок хозяев (мальчик 10–12 лет).

Сынок. Матушка! Батюшка! Готовьте угощение! К нам еще веселые гости пожаловали! Взрослые люди с гармошкой.

Хозяин. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка. Чем же вы нас порадуете, чтобы мы умом потешились, сердцем повеселились?

Гости поют веселые песни под гармошку и танцуют. Хозяйка их тоже угощает блинами.

Сынок. Матушка, батюшка, в народе говорят, что в эти дни Зима Весну повстречает. А как же Весна до нас доберется? Ведь еще снега кругом лежат...

Хозяйка. Конечно, сынок! Только надо Весну закличкой позвать.

Детский хор несет в руках бумажных жаворонков на палочках, ленты. Его участники встают полукругом.

Хозяйка.

Далеко, далеко,
Далеко разносится клик,
Далеко разносится клик:
«Несу, несу,
Несу девять ключей!
Несу девять ключей!
Замыкать Зиму!
Замыкать Зиму!
Зиму ледяну!
Зиму ледяну!»

Хозяин.

Ни мал ни велик,
Прилетел кулик.
Прилетел деньком
С большим замком.
Замок на клеть,
Чтоб Зиму запереть!
Кулик, кулик!
Замкнул Зиму?

Сынок. Замкнул! Замкнул!

Дети.

Жаворонки прилетели!
Весну-красну принесли!
Ой вы жаворонки, жаворонки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Весна-красна!
Приди, Весна!
С радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Звучит музыка. Полукруг стоящих расступается, на передний план медленно выходит Весна. Весна кланяется на три стороны. Все это происходит под текст звучащей готовой фонограммы.

Ясна-красна
Идет Весна
С голубой далью,
С Иваном-да-Марьей,
С золотистым гребнем,
С изумрудным стеблем,
С полою водою,
С первой бороздою.
На льды – ливнем,
На снег – теплом,
На всю зиму – помелом!

Хозяйка (кланяется Весне).

Весна-красна,
Что-то нам принесла?

Весна.

Соху, борону и кобылу ворону,
Солнца клочок, соломы пучок,
Хлеба краюшку и водицы кружечку...

Зима.

«...На всю Зиму помелом!»
Ишь как Весну-то встречают.
Видать, забыли уже,
Как я вас веселила,
Как напоследок сладко поила,
Как блинами маслено кормила?

Красна девица (кланяется Зиме).

Не сердись на нас, матушка Зима,
За потеху нашу веселую!
Чтим мы тебя за красу небывалую,
За работу твою великую!

Добрый молодец (тоже кланяется Зиме).

Игры твои снежные помним и любим!
Потому провожаем тебя и Масленицу
С почетом и лаской, с песнями да плясками!

Фольклорная группа исполняет «Топотуху».

Зима. Ладно уж, ладно. Повеселили, потешили! Не за что мне на вас сердиться, да и то правда: пора и честь знать. Поцарствовала я все три месяца: землю снегом укрывала, ветви в иней наряжала, реки в лед заковывала, да на окнах рисовала – устала! Пора отдохнуть...

Весна-красна, не будем ссориться!
Отдаю тебе власть – пришла твоя пора
Землю-матушку будить да наряжать.

Весна. Не печалься, Зимушка, не кручинься! отдохни пока! Девять месяцев пройдет – вновь настанет твой черед. А пока нужно нам достойно проводить твою Честную Масленицу, Широкую да Благородную, веселую да задорную! А еще нужно всем друг у друга в Прощеное воскресенье прощения попросить, да помириться всем, кто в ссоре, прости и ты меня, Зимушка, коли что не так.

Хозяйка. Честная Масленица! Веселенько тебя встречать-привечать! Трудно-нудно со двора провожать!

Девица.

Раным-рано птицы запели,
Про весну обвестили.
Прощай, Масленица!

Молодец.

Пито, гуляно было вволю,
Пролито – и того более.
Прощай, Масленица!

Девица.

Прощай, Масленица!
Мы честно тебя проводили.

Молодец.

Прощай, Честная Масленица!
Коль быть живым – увидимся.
Хоть год прождать, да ведать-знать,
Что Масленица придет опять.

Тем временем все участники вместе со зрителями продвигаются к обложенному дровами и хворостом чучелу Масленицы. Все образуют хоровод вокруг чучела Масленицы. Детский хор поет в хороводе песни проводов Масленицы. Зрители по желанию подпевают им.

Государыня ты, Масленица,
Полизуха ты, Борисьевна,
Полизуха да уехала,
А опять-то не приехала!
Мы дождемся до Великого дня.
В Великий день нам яичко дадут.
А яичко-то красненькое,
А куличечка-то сдобненькая,
Подавайте, не ломайте,
По целому пирогу!

Наша Масленица дорогая
Немножко постояла.
Мы думали – семь неделек,
Схватилися, спохватилися –
Всего семь денечков!
Нас Масленица подманила,
На большой пост посадила.
Масленка, Масленка,
Какая ты малая,
Кабы тебе семь недель,
А посту – одна!

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты не в среду пришла
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
С хмельным пивом и вином.
Со блинами, пирогами –
Да с оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазаные,
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!

Поджигают чучело Масленицы и продолжают водить хороводы вокруг костра, приговаривая:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Чтобы все метели
Разом улетели.
Чтобы птички пели,
Травки зеленели,
Небеса синели
И колосья зрели.
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть они сгорают,
К солнцу улетают!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

Когда костер догорает, все расходятся по домам. Праздник окончен.

Анна АХМЕДВЕЛИЕВА,
учитель физической культуры
октябрьской СОШ Троснянского района
Орловской области