Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2007

МЕТОДИКА: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Орел-Карат,
или Путь к себе

Олег Кошелев

Олег Кошелев

Речь пойдет не о бриллианте, хотя, почему бы и не о нем? Каждая хорошая спортивная школа – своеобразный бриллиант для тех, кому посчастливилось в ней тренироваться. Наверное, поэтому и назвали эту ДЮСШ «Орел-Карат». Новое, хорошо оборудованное здание, и это неудивительно: ведь это школа карате, модного сегодня вида спорта. Школа заслуженно гордится своими победами: в холле – кубки, грамоты, фотографии лучших спортсменов. Но все это – итог каждодневной работы, в которой есть и свои находки, и свои проблемы.

Спорт или воспитание?

В карате, как известно, много различных направлений. В этой ДЮСШ детей обучают спортивному карате и считают этот факт важным. Рассказывает директор спортивной школы «Орел-Карат» Олег Кошелев:

– Я уверен, что на сегодняшний день наше направление карате (спортивное карате) самое гуманное. У нас, например, до 16 лет полностью запрещен контакт рукой или ногой в голову. Ребята в процессе многолетних тренировок учатся не только искусству ведения боя, но и умению (очень важному в жизни!) контролировать себя, свои удары. Ведь это высшее мастерство: на скорости 200 км/час суметь остановиться в нескольких сантиметрах от стены. Главная задача тренера – через дисциплину, а точнее – через самодисциплину научить каждого воспитанника контролировать свой удар, свои действия и поступки. Карате – это не только спорт. В первую очередь, это – воспитание. Через ритуал, через уважение к старшим. Когда ребенок заходит в зал или выходит из него, он должен поклониться. Это – знак уважения к тому месту, в котором ты учишься, к людям, с которыми вместе тренируешься.

Рассуждение о ритуалах, которые занимают огромную часть в тренировках по карате и в воспитании ребят, было серьезным и очень долгим. В очередной раз подумалось: где же грань между спортом и физическим воспитанием, спортом и физической культурой? В некоторых спортивных секциях можно услышать грубые (вплоть до нецензурных) выражения. Иной тренер так общается с ребятами, они – с ним и между собой, особенно с младшими, с теми, кто слабее. Иногда о таких тренерах говорят, что они просто люди эмоциональные, им трудно сдержать себя.

Но есть ли оправдание такому поведению? Даже глядя на тренера из «большого спорта», публично орущего на свою команду, испытываешь стыд: и за него, и за спортсменов, и за всю Россию. Когда же подобные инциденты происходят в спортивных секциях, в которых занимаются дети, становится больно и хочется как можно быстрее прекратить это безобразие. Тренер учит и воспитывает не словами и приказами, а своими поступками, уважением к воспитанникам, к спорту, к другим людям.

Должен ли каждый стать чемпионом?

Но ведь известно, что именно воспитанники секций карате часто становятся членами различных группировок, участниками потасовок. Спрашиваю, не сталкивались ли в этой спортивной школе с аналогичными проблемами.

– К счастью, за все годы работы таких случаев ни с нашими сегодняшними воспитанниками, ни с бывшими не было. Думаю, все дело в системе, которая сложилась. Конечно, тот, кто тренируется, должен иметь возможность для применения своих навыков. Зачем учиться читать, если ты никогда не увидишь ни одной книги? Наши воспитанники применяют свои умения и силу в спорте, в соревнованиях, а не в уличных драках. Они обязательно начинают участвовать в соревнованиях с 10 лет. Одаренные ребята выигрывают местные бои и выезжают на другие соревнования, а остальные регулярно участвуют во внутришкольных. Ежегодно в последние выходные мая мы проводим «Первые старты», в них принимают участие наши младшие ребята. Это – важный этап в их жизни, ведь соревнования – это стрессовая ситуация, и каждый должен научиться переживать такие стрессы. Со второго года обучения каждый воспитанник участвует в соревнованиях минимум два раза в год, осенью и зимой. Это необходимо, чтобы ребенок занимался, чтобы видел свое продвижение. У ребенка должна быть цель: учиться становиться чемпионом в спорте и лидером в жизни.

Во что же превратится наша жизнь, если все будут лидерами и чемпионами? Действительно ли каждый должен стремиться к лидерству? С одной стороны, человек, не стремящийся к победе, привыкнув к поражениям, всегда будет «лузером», проигравшим и вряд ли многого добьется в жизни. С другой стороны, не могут все быть чемпионами – в жизни приходится мириться с этим. Что важнее: стремление к победе или умение проигрывать? А может быть, важнее умение побеждать и при этом уважать проигравших?

С ребятами в «Орел-Карате» регулярно занимается психолог. Группа собирается тут же, на татами. Психолог помогает с достоинством пережить поражение, не слишком сильно радоваться очередной победе. А если в спортивной школе нет возможности нанять для ребят психолога, чем можно заменить его работу?

Бесспорно, общением со старшими ребятами. Они помогут, поддержат. Если, конечно, такое общение будет организовано тренером. В «Орел-Карате» есть традиция: дни рождения ребята справляют тут же, в спортивном зале. Приглашают всех, кого хотят. Старшие ребята, взрослые спортсмены, тренеры всегда принимают приглашения младших и обязательно говорят им «здравицу», добрые слова. Когда-нибудь сегодняшний «первогодок» повзрослеет, и кто-то другой, маленький и несмышленый, пригласит его к себе на день рождения. И он пойдет, обязательно пойдет, и принесет другому парнишке такую же радость, какую ему доставили когда-то его старшие товарищи.

Мы все можем быть психологами друг для друга. Главное – не упустить такую возможность...

Такие разные дети

Японские мастера говорят: чтобы победить в бою, в голове не должно быть никаких мыслей; голова перед боем должна быть как пустые ножны из-под меча, который вынули для боя. Ребенок хочет стать победителем, но не всегда справляется с переполняющей его энергией.

В спортивные секции часто приходят дети, чья неуемная энергия доставляет взрослым много хлопот. Они выделяются и на тренировках: двигаются быстрее остальных, невнимательно слушают объяснение. Наказывать их бесполезно: они не успокаиваются, такое поведение для них органично, естественно. В карате «наказание» простое: их ставят на кулаки (на «кинтуса»). Это не может сделать ребенка спокойным, но, по мнению Олега Кошелева, с точки зрения психологии прием очень эффективный. После этого ребенок начинает по-новому оценивать ситуацию и в следующий раз будет думать, стоит ли нарушать общепринятые правила. Над такими ребятами часто подшучивают, но одновременно любят их. Таким был и Олег, один из воспитанников «Орел-Карата». Сегодня ему 18, среди наград – титул чемпиона России, работает тренером. А когда-то его называли «электровеником»...

– Есть и другие ребята, которые делают все медленнее, чем остальные. Чтобы не отстать, они стремятся работать рядом с более активными. Главное для тренера – не обращать внимания на то, что они выполнили упражнение меньшее количество раз, чем кто-то другой, сделать так, чтобы в спарринге ребята стремились помочь друг другу, поддерживать друг друга.
На тренировках они не соперники, они – единое целое. С годами разница нивелируется, сглаживается. Самоуважение и самодисциплина – главное.
Пока один не сделал, второй будет его ждать. Если ты уважаешь своего друга, значит, ты уважаешь и себя.

Что же такое спорт? Жажда победы? Горечь поражения? Или путь к пониманию и к уважению человеческого в себе и в других?

Хочется верить, что последнее. Потому что чемпионами станут немногие. А счастье и победа далеко не всегда одно и то же.

Программы

Чем может тренеру помочь журналист? Почти ничем. Ну, выйдет статья – хорошо, конечно, но о ней все скоро забудут, потому что жизнь мчится с огромной скоростью, и в ней – масса проблем. Как оказалось, у тренеров по спортивному карате кроме «привычных» тренерских дел есть еще одно: составление авторской программы. Дело в том, что примерной программы по этому виду спорта до сих пор не существует. В годы СССР карате было под запретом, а потом такую программу так и не разработали. Конечно, люди опытные всегда найдут выход из положения. Тем не менее, примерная программа необходима.

Мы рассказали о просьбе тренеров директору Федеральной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва Ольге Егоровне Левочкиной, и вот как она прокоментировала ситуацию:

– Действительно, такой программы до сих пор нет, и мы понимаем, что она необходима. В прошлом году мы выпустили примерную программу по тэквондо. Скоро состоится межведомственная комиссия, на которой мы будем обсуждать подготовку примерных программ по разным видам спорта, в том числе и по карате.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА