Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ТРИБУНА

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Научить учителя

Директор 40-го лицея г. Орла по педагогической специальности – учитель химии и биологии. Школа, которую он возглавляет, хотя и дает ребятам профили гуманитарный и естественнонаучный, очень уж похожа на спортивную. Хорошо оборудованный спортзал (отдельный – тренажерный), бассейн. В школе – 10 разнообразных спортивных секций. Есть даже «экзотическая» под названием «Корфбол». Часть секций финансируется за счет школьных ставок дополнительного образования, часть – за счет детских спортивных школ. Тренажерный зал – платный, бассейн вне уроков – тоже, правда, плата такая низкая, что ее внести может каждый. Этих денег хватает на уборку и ремонт, небольшая часть идет на оплату работы тренеров. В результате все ученики школы умеют плавать, треть школы посещает спортивные секции, а за годы учебы в школе с регулярными занятиями спортом сталкивались почти 70% учеников.
Рассказ Евгения Александровича Шатохина, директора лицея, был эмоциональным и содержательным: словно с трибуны, он рассказывал о том, чего сумел добиться, чего ему и его коллегам так не хватает. А рядом заливисто и оглушительно пел кенар. Хорошо директору, в кабинете которого поют птицы...

Третий урок физкультуры

Сегодня мы не можем ввести третий урок физической культуры в старшей школе. Номинально, конечно, такая возможность у нас есть – за счет так называемого школьного компонента. Но где вы найдете родителей, которые готовы пожертвовать часом информатики, математики или иностранного языка (скоро выпускные и вступительные экзамены!?) ради лишнего часа обязательной для всех физкультуры? А мы обязаны учитывать их мнение. Да и учителя волнуются: ЕГЭ становится обязательным, к нему нужно готовиться заблаговременно, при чем здесь физкультура? Соответственно, мы вынуждены были отменить третий обязательный урок. Думаю, в том, что нам повсеместно говорят о необходимости введения третьего урока физкультуры, есть некоторое лукавство. Нужен этот урок? Введите его в федеральный или региональный компонент базисного учебного плана.

Спортивные секции

Спортивное воспитание в нашей школе складывается из уроков физической культуры, работы педагогов дополнительного образования, финансируемых за счет школы (аэробика, туризм, кикбоксинг и др.), и спортивных секций, открытых на базе нашей школы, но финансирующихся за счет спортивных школ города (корфбол, баскетбол, греко-римская борьба). Постоянно работают 10 спортивных секций, причем это не предел. Появятся хорошие специалисты по другим видам спорта – откроем и новые секции. Главное, чтобы тренеры понимали: в общеобразовательной школе нельзя принимать в спортивные секции только одаренных ребят, заниматься спортом имеют право все, независимо от своих талантов.

В начале каждого учебного года я собираю педсовет педагогов дополнительного образования и объясняю это тренерам: «Я понимаю, что вы должны показывать результаты, но, пожалуйста, не выгоняйте толстую девочку или мальчика из своей секции, ведь вы работаете в общеобразовательной школе, а не в спортивной. А я найду возможность оплатить вам дополнительные часы, когда понадобится отдельно поработать с особо одаренными, подготовить команду к очередным соревнованиям».

Подготовка кадров

Уверен: самая главная проблема сегодня – это подготовка кадров для работы в школе. В институты набирают спортсменов, а не будущих учителей, не тех, кто действительно может работать с детьми. В институте ребят продолжают обучать спорту. Как же они смогут потом работать с детьми? За пять лет обучения – две педагогические практики, по месяцу каждая. Какие же они после этого специалисты? Они журнал заполнить не умеют, а отметки выставляют так, как им когда-то выставляли, – других вариантов они не знают. Пока не придешь, не расскажешь, не объяснишь, не сводишь на другие уроки – ничего не изменяется. Парадокс: педагогические училища готовят лучших специалистов, чем вузы.

В результате преподавать физкультуру приходят спортсмены с высшим образованием, а не преподаватели. Чего от них ждать?

Учитель и тренер – две разные профессии. Тренер работает с самыми талантливыми, с теми, кто уж очень хочет заниматься этим видом спорта. Учитель должен уметь работать со всеми ребятами, с активными и пассивными, с талантливыми и бесталанными.

В педагогические вузы должен быть особый отбор: собеседование, психологическое или педагогическое тестирование на пригодность к профессии. Нужно искать людей, которые хотят и могут работать в школе.

Деньги

Чтобы мы могли открыть спортивные секции в своей школе, нужно, конечно, и правильно оформить эту работу. Часть занятий – платные, все деньги проводятся официально через банковский счет. Главное – правильно составить договор: не о сдаче площадей в аренду, а об услугах. Дело в том, что по местному законодательству школа является муниципальной собственностью, поэтому договор аренды заключается через Комитет по имуществу. В результате 70% средств, полученных в результате работы, нужно будет перечислять в этот комитет. А если заключать договор на оказание услуг, все деньги остаются у нас, если учредитель (управление образования) такую работу поддерживает (если это отражено в уставе школы). Наш учредитель понимает, что школе деньги нужны.

Исходя из договора, я могу платить заработную плату тренеру, за перерасход электроэнергии, могу нанять уборщицу.

Вот примерный договор, который мы заключаем.

Евгений ШАТОХИН

ДОГОВОР
на оказание услуг

Муниципальное образовательное учреждение ..., именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора ..., действующего на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и Устава МОУ, с одной стороны, и ..., именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице ..., заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора

1.1. «Исполнитель» предоставляет услуги по организации и проведению образовательно-методических и спортивно-оздоровительных мероприятий с ... по ... в соответствии с расписанием проведения занятий.

2. Условия выполнения договора

2.1. Место занятий должно полностью соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и техническим нормам для проведения образовательно-методических и спортивно-оздоровительных мероприятий.

3. Порядок расчета

3.1. Сумма, подлежащая оплате за предоставляемые услуги, составляет ... рублей в том числе ... НДС 18%.

3.2. Оплату по договору «Заказчик» производит ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет «Исполнителя».

4. Ответственность сторон

4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим договором, виновная сторона возмещает другой стороне понесенные убытки.

5. Срок действия договора

5.1. Настоящий договор вступает в силу с ... и действует по ...

5.2. Договор может быть расторгнут досрочно одной из сторон в случае неисполнения обязательств другой стороной.

5.3. Сторона – инициатор расторжения Договора должна известить другую сторону не менее, чем за 10 дней до предполагаемого срока расторжения.

6. Дополнительные условия

6.1. Во всем остальном, что не предусмотрено условиями настоящего Договора, стороны руководствуются действующим законодательством.

6.2. Все приложения и дополнения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.

7. Юридические адреса сторон

«Исполнитель»

«Заказчик»