Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: УЧИТЕЛЬ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Скрытая часть айсберга

В школе № 3 г. Орла Евгений Иванович Гоголевский работает первый год. Точнее, третий месяц: «Дети, конечно, еще не приучены к моим правилам, так что смотреть особо нечего. Но если интересно – приходите», – сказал он в ответ на вопрос, можно ли посетить его уроки. На мой взгляд, самое интересное можно увидеть на уроках учителя, только начинающего работать с классом. Эти занятия нельзя инсценировать, на них виден весь педагогический опыт, а не только верхушка педагогического айсберга под названием «достижения и результаты». Бесспорно, методические приемы, интересные для читателей нашей газеты, можно увидеть именно на таких занятиях. В этой статье расскажу о том, что увидела, о том, что поняла.

11-й класс, или Провалившаяся провокация

Те, кому хоть раз доводилось начинать работу в новой школе, знают, как трудно бывает «приручить» старшеклассников. Они устраивают проверки новым учителям с особым шиком и азартом.

Один из классических провокационных приемов, которые часто используют на уроках физкультуры, был продемонстрирован и мне. На урок, естественно, далеко не все пришли в форме, а некоторые – просто в джинсах. Сидят спокойно, уверенно, улыбаются.

– Интересно, почему вы так красиво одеты?

– А у меня формы нет, я ее в прошлый раз оставила в кабинете, а потом она пропала!

– Хорошо, зарплату получу – куплю тебе новую форму, самую лучшую.

Красивый ход учителя: никакого раздражения, только сочувствие и понимание. Девушка немного растеряна. Думаю, к следующему занятию ее форма обязательно найдется.

Идет первое занятие во второй учебной четверти. После повторения правил техники безопасности педагог рассказывает о тренажерах, которые они будут использовать на уроках: «папа», самодельные гири, резинки разной длины, штанги...

Класс делится на две группы: мальчики и девочки. Девушки танцуют под музыку (так, как могут, одна показывает движения, другие – повторяют) и периодически (время выбирают сами) подходят к стенке и отжимаются по 5–7 раз. Юноши занимаются на «тренажерах Гоголевского»: прыгают через скакалку, работают с отягощениями – каждый в меру своих сил. Идет разминка. Все занимаются, постепенно забывая о моем присутствии и начиная увлекаться происходящим.

Девочки танцуют все раскрепощеннее, подбадриваемые внезапно появляющимся учителем: «Смелее, вы на дискотеках так зажигаете – я же видел! Кто может показать интересные танцевальные движения? Вставай-ка в центр!» Юноши довольно скоро начинают подтягиваться и отжиматься наперегонки, прислушиваясь к словам педагога: «Вот так тебе легче будет, попробуй. И смотри, сейчас на эти мышцы поработаешь – обязательно иди вон к тому тренажеру, поработай над другой группой мышц, а то тело некрасиво развиваться будет».

Начинается основная часть урока. У девочек – баскетбольные мячи, у мальчиков – футбольные. Отрабатывают различные движения, броски, удары. Отрабатывают, правда, как-то странно: учитель хоть и сказал, как надо, и показал, только дети-то делают по-своему, но... никто их не поправляет – ни мальчиков, ни девочек. И вот во время такого общего бега – шума – улыбок – ошибок звучит сигнал на построение. Конец урока.

Ребята возбуждены и немного удивлены: вроде только повеселились, а урок уже и закончился.

7-й класс, или Помоги себе сам

Семиклассники пытались прорваться в спортзал на перемене, но им не разрешили, что ребят очень, ну просто очень удивило. За два прошедших месяца они привыкли, что урок физкультуры начинается именно в промежутке между двумя уроками. На этот раз учитель беседовал со мной, пришлось ребят чуть-чуть притормозить.

Урок проходил примерно по той же схеме, что и в 11-м классе: две подгруппы, каждая разминается и выполняет некоторые упражнения почти самостоятельно. Почти, потому что педагог контролирует происходящее во всем зале – просто, ненавязчиво, однако постоянно и неизменно. После разминки (на тех же тренажерах) разучивают цепочки акробатических упражнений. Учитель показывает первые движения одной группе и уходит к другой. Показывает там – идет обратно. Возвращается, проверяет результат, показывает следующее движение...

И снова работают все – весело, непринужденно. И снова... все выполняют движения неправильно, некрасиво, вовсе не так, как положено. И снова замечания никому не делаются. Так, наупражнявшись и навеселившись, но ничего не «выучив», расходятся после урока.

Одно правило только усвоив: на тренировках и на занятиях физкультурой бывает страховка, помощь и самостраховка. Важнее последнее, когда ты сам точно понимаешь, что можешь выполнить, а где тебе нужна помощь (друзей или учителя) или их страховка. Сам понимаешь – вовремя подстрахуешь себя.

Почему так?

Почему учитель позволял ребятам делать заведомо неверные движения? Не лучше ли было за урок разучить что-то одно, но так, чтобы все (или почти все) выполняли это точно, без ошибок?

Евгений Иванович пояснил, что дал такую свободу, свободу на движения и ошибки, преднамеренно: «Понимаете, ребята для меня новые, они, если честно, физкультуру не очень любят – это было видно с первого урока. Но ничего, скоро все будут заниматься и на уроках, и дома тоже. Я сделаю так, что мои тренажеры у каждого будут. А на ошибки при выполнении бросков, ударов, этюдов не обращайте внимания. Им, ребятам, нужно сначала «напробоваться» всласть, чтобы каждому захотелось сделать упражнение отлично, лучше всех. Тогда и вопросы у них появятся настоящие, и занятия совсем по-другому будут строиться. Если в конце года приедете посмотреть на них, увидите результаты. Это – только начало. Потому что сейчас важнее всего сделать так, чтобы они почувствовали удовольствие от движения, от совместной работы».

В этот момент открылась дверь тренерской: «Евгений Иванович, – чуть виновато произнес заглянувший к нам семиклассник, почувствовавший во время урока свою силу и ставший лидером группы мальчиков, – а вы не могли бы мне вот эти «гантели» дать домой, я тренироваться буду». Поясню: гантели – это наполненные песком бутылки и канистры разного объема. Мальчик претендовал на самые тяжелые, пятикилограммовые. «Знаешь, сейчас отдать не могу, они у меня одни. Но к следующему уроку обещаю, сделаю для тебя точно такие же».

Как выяснилось, емкости для своих гантелей Евгений Иванович находит на помойке – где же еще? Почему же он не сказал, что такие гантели можно легко приготовить самому? «А зачем? Ему же не только гантели нужны, а мое участие тоже. Он хочет, чтобы его заметили, чтобы ему помогли, похвалили. Мне не трудно – я и в предыдущей школе всем мальчишкам домашние тренажеры соорудил. А для него важно, что его не отправили на помойку искать пустые канистры, а о нем позаботились. Тут все так переплетено...»

Не знаю, откуда у Евгения Ивановича, в его «хорошо за семьдесят», берутся силы на все это. Но понимаю: рассуждение очень правильное. Юноше нужны не только гантели, уж это совершенно точно.

4-й класс, или Состязание львов и тигров

Спортивный зал превращен в полигон для тренировок и конкурсов. «Вы – команда тигров. А вы будете львами. Хорошо? По моей команде можете подходить к любому из снарядов, выполнять упражнения, а потом брать жетон, они рядом, в баночках. Жетоны складывайте вместе, чтобы все видели, кто же победил: тигры или львы». Евгений Иванович подводит ребят поочередно к каждому снаряду, объясняет, как нужно правильно выполнять упражнение, чтобы взять жетон. Старт!

С выпученными от восторга глазами малыши ринулись «в бой». «Те, кто устал, могут подойти сюда и рассказать стихотворение или загадку», – именно этот «снаряд» пустовал дольше всех: никто не собирался отдыхать. «Перерыв пять минут», – Гоголевский пытается дать детям передышку, но не тут-то было. Они упорно продолжают подходить к снарядам. «Ой! А жетонов-то больше нет!» Этого и следовало ожидать.

Вы, конечно, уже догадались, что мало кто из ребят выполнял упражнение абсолютно верно – так, как объяснял учитель. Зато сколько удовольствия! «А правда, что мы будем каждую неделю так играть?» – спрашивали дети. «Если на уроках не получится, я сама буду проводить такую игру со своим классом, можно?» – говорила их учительница.

Конечно, мне была продемонстрирована первая игра. Постепенно ребята привыкнут к правилам, начнут выполнять упражнения серьезнее. Но это будет потом. А сегодня им, как и мне, просто нравится играть. Удовольствие – первый шаг к миру движения, силы, здоровья. Ведь недаром игра называется «Физкульт-ура!».

Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Орел – Москва