Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Профилактика болезней средствами физической культуры

Правильно поставленное физическое воспитание является мощным фактором в профилактике повторных атак ревматизма, приступов бронхиальной астмы и рецидивов других заболеваний. Индивидуальный подход к учащимся, имеющим подготовительную медицинскую группу, оказывает положительный эффект на состояние нервной системы, способствует снижению заболеваемости и повышению работоспособности. Обязательными условиями при этом являются: последовательность, систематичность, постепенность повышения нагрузки, использование не только средств общей физической подготовки (по показаниям), но и средств лечебной физкультуры, индивидуальный подход, тщательный врачебный и педагогический контроль.

Дети ослабленные или больные

В настоящее время около 10% и больше учащихся отнесено к подготовительной медицинской группе. Как правило, это дети, перенесшие различные заболевания (сердечно-сосудистые, легочные, инфекционные и другие заболевания, травмы). Следствием болезни является не только отклонение от нормы в состоянии здоровья, но и общее ослабление организма, ухудшение физического развития и низкая физическая подготовленность.

Ослабленные дети быстро возбуждаются, имеют повышенную раздражительность, очень медленно все воспринимают и быстро забывают, у них неустойчивое внимание и пониженная работоспособность.

У ослабленных детей в связи с частым пропусков уроков из-за болезни недостаточно развиты навыки основных движений. Им свойственна пассивность, неуверенность в своих силах, отсутствие подтянутости и повышенная нервозность. Все это ведет к быстрой утомляемости.

В настоящее время сложно найти класс, в котором было бы достаточное количество учащихся, имеющих основную медицинскую группу. Таких учащихся в классе 3–7 человек, а остальные имеют подготовительную группу. Школьникам, имеющим подготовительную медицинскую группу, не разрешается принимать участие в соревнованиях по многим видам учебной программы. В некоторых школах они даже не посещают уроки физической культуры.

У детей ослабленных или больных наблюдается, как правило, более или менее выраженная слабость мышц, понижение функции органов дыхания, а также сердечно-сосудистой и нервной систем. Учитель должен хорошо знать своих воспитанников, их функциональные возможности и диагнозы. Следует знать и рекомендации врачей: что можно, а что и нельзя выполнять таким учащимся.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина учебной литературы "Мир школьника". Учебные пособия для школьников и абитуриентов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, литература для воспитания и образования дошкольных учреждений, методические пособия для логопедов и психологов, коррекционная литература, а также развивающие игры, канцтовары, журналы и бланки для общеобразовательных учреждений, LEGO, грамоты, открытки и другие товары. Наличный и безналичный расчёт, доставка по России. Узнать подробную информацию об оплате и доставке, цены и контакты Вы сможете здесь.

Отмечая положительное влияние систематических занятий физической культурой на больной организм, многие специалисты физической культуры подтверждают важность занятий физическими упражнениями с детьми подготовительной медицинской группы. Однако эти занятия должны быть правильно организованы.

Содержанием таких занятий может быть учебный материал школьной программы по физической культуре. Причем этот материал, особенно в основной части урока, должен подбираться индивидуально в соответствии с функциональными возможностями учащихся. Основным приемом при проведении занятий с ослабленными детьми является соблюдение постепенности в увеличении нагрузки, посильности упражнений, соблюдение дидактических принципов последовательности и систематичности. Однако облегчение нагрузок не должно отражаться на технике движений.

На уроках физической культуры с учащимися подготовительной медицинской группы следует сокращать количество повторений, освобождать детей от длительного бега, а общеразвивающие упражнения проводить из облегченных исходных положений. В основной части урока учащимся надо давать индивидуальные задания, проводить урок в медленном темпе. Наиболее сложные упражнения чередовать с дыхательными, бег заменять ходьбой в разном темпе, игры проводить без быстрого передвижения.

Все учащиеся подготовительной медицинской группы должны полностью овладеть двигательными умениями и навыками, предусмотренными школьной программой по физической культуре. Решающее значение следует отдавать методам обучения, которые должны использоваться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Уроки можно проводить совместно со всем классом, но учащихся подготовительной группы надо выделять и давать им более легкие задания.

Они освобождаются от всех видов соревнований, от выполнения упражнений на максимальный результат, но отдельные упражнения программы для этих школьников учитель может заменять другими, наиболее адекватными их здоровью и физической подготовленности. Общие со школьниками из основной группы упражнения учащиеся подготовительной медицинской группы должны выполнять в меньшей дозировке. На уроках им предлагаются индивидуальные задания.

Основным показателем эффективности занятий следует считать перевод после года занятий детей из подготовительной группы в основную.

Однако к исключению упражнений и замене их другими, более легкими, а также к освобождению этих детей от соревнований и т.п. следует относиться как к временному этапу обучения детей подготовительной медицинской группы. По мере улучшения здоровья и физической подготовленности этих школьников методика физического воспитания должна приближаться к методике обучения здоровых детей. В противном случае такой метод работы с ними может оказать отрицательное влияние как на двигательный опыт и на развитие физических качеств, так и на их психику.

Отрицательным фактом можно считать отстранение учащихся подготовительной медицинской группы от основной части урока физической культуры, полное исключение для них бега, прыжков, лыжной подготовки и других упражнений и, наконец, полное их освобождение от уроков физической культуры. Это происходит, когда ребенок приносит справку, в которой врач, указывая подготовительную медицинскую группу у ребенка, отстраняет его от бега, прыжков и других упражнений.

Полное или даже частичное освобождение детей от занятий физической культурой усугубляет их отставание в физическом развитии и физической подготовленности и не способствует быстрому и полному выздоровлению.

По нашему мнению, следует решительно отказываться от вредной практики освобождения (полного или частичного) ослабленных детей на уроках физической культуры, и необходимо более тщательно учитывать состояние их здоровья при определении нагрузки на уроках.

Итак, методика занятий физическими упражнениями должна основываться на щадящем подходе, который учитывал бы состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности школьников подготовительной медицинской группы. Этот метод выражается в следующем:

1. Более постепенное и последовательное изучение физических упражнений программы по сравнению с учащимися основной группы.
2. Индивидуализация обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
3. Меньшая интенсивность в нарастании физической нагрузки как в одном занятии, так и от занятия к занятию.
4. Уменьшение числа повторений упражнений и увеличение пауз отдыха.
5. Временное исключение сдачи учебных норм.

Дети с низкой физической подготовленностью

Другая большая школьная проблема физического воспитания – это работа с учащимися основной медицинской группы, имеющими низкую физическую подготовленность. Следует отметить, что у детей с низкой физической подготовленностью, как правило, недостаточно развиты отдельные двигательные качества: быстрота, сила, ловкость, выносливость и другие. Такие дети с трудом выполняют основные упражнения (бег, прыжки, метания, лазанье и др.). Количественные показатели при выполнении этих движений у них низкие по сравнению с большинством школьников того же возраста.

Как правило, эти дети получают недостаточную физическую нагрузку. Учащиеся с низкой физической подготовленностью, особенно в старших классах, имеют склонность как-то маскироваться, стесняясь своей неловкости и неумения. Это, в свою очередь, ведет к малоподвижности, пропускам занятий физическими упражнениями и нежеланию заниматься физической культурой.

Эти учащиеся также нуждаются в особом внимании учителей физической культуры. На уроках необходимо вводить специальные подготовительные и подводящие упражнения с учетом особенностей этих ребят.

Следует считать целесообразным организацию для таких учащихся занятий по ОФП в рамках дополнительного образования во внеурочное время с целью повысить их двигательную активность и вовлечь в самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Методика физического воспитания данных детей может быть в основном такая же, как и для учащихся подготовительной медицинской группы.

На основании методики работы по физическому воспитанию со школьниками подготовительной медицинской группы и учащимися основной группы с низкой физической подготовленностью можно сформулировать следующие предложения для школ всех типов:

1. На уроках физической культуры организовать отделение, объединяющее школьников подготовительной медицинской группы и учащихся основной группы с низкой физической подготовленностью.

2. Организовать для таких учащихся дополнительные занятия по физической культуре во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 минут.

3. Разработать специальные комплексы утренней гимнастики и задания на дом для самостоятельных занятий данных школьников.

4. При проведении физкультурно-оздоровительной работы с учащимися основной группы предусмотреть активное участие в них школьников подготовительной медицинской группы и детей с низкой физической подготовленностью.

5. Как самостоятельные вопросы заслушивать на педагогических советах школ вопросы физического воспитания учащихся подготовительной медицинской группы и школьников с низкой физической подготовленностью.

6. При общей оценке физического воспитания в школе принимать во внимание успехи или недостатки этой работы с детьми, имеющими отклонения в здоровье, физическом развитии и физической подготовленности.

Институтам усовершенствования учителей следует включать вопросы физического воспитания данных школьников в программы научно-практических конференций, педагогических чтений и т.п.

Придавая большое значение данному вопросу, необходимо обратить внимание на материалы Коллегии Московского департамента образования за 1999–2000 учебный год, где отмечено, что «подготовительная медицинская группа – дети и обучающиеся с недостаточным физическим развитием и слабой физической подготовленностью без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья».

В этих же материалах указывается допустимая физическая нагрузка и предлагаются основные рекомендации: «Занятия по учебной программе физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения ОФП. При отсутствии противопоказаний разрешаются тестовые испытания, участие в соревнованиях учебного заведения и посещение с разрешения врача секции со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок».

Наша практическая работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, показала, что они в меньшей степени участвуют в организованных формах внеурочных занятий и больше используют самостоятельные занятия. Это объясняется тем, что двигательная нагрузка у учащихся основной медицинской группы для них оказывается излишне высокой. Кроме того, они в меньшей степени владеют навыками игровых упражнений и чувствуют себя несколько неуверенно. При организации коллективных занятий для этого контингента учащихся необходимо выделять их в отдельные группы и в большей мере обеспечивать индивидуальными заданиями.

Евгений ЛИТВИНОВ, к.п.н.,
ДЮКФП «Рыцари Спорта»