Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

СПОРТЗАЛ

К снарядам – с творческим подходом

Стоит ли учить детей жонглировать? Мнения учителей по этому вопросу неоднозначны. Автор статьи уверен: жонглирование – отличное средство для развития ощущения и восприятия мяча, для развития координации движений и отработки различных двигательных навыков. А если обучать жонглированию с шутками, стихами, песнями, то каждый урок физической культуры станет праздником и для ребят, и для педагога.

Спортивный зал с нестандартным оборудованием

Однажды, во время зимних каникул, на педагогическом школьном совете директор сообщил, что коллектив переезжает из одного школьного здания в другое.

Заблаговременно закупили необходимое количество мелкого и другого спортивного инвентаря, а также дорогостоящее гимнастическое оборудование взамен пришедшему в негодность (гимнастических матов – 16, гимнастических стенок – 14, гимнастических бревен – 3) с таким расчетом, чтобы создать в спортивном зале нестандартное оборудование.

Почему 14 гимнастических стенок, а не шесть или семь?

Потому что мы планировали, с одной стороны, гимнастическими стенками прикрыть семь оконных рам, расположенных на левой стене спортивного зала. С другой, и это самое главное, крепить их не «насмерть», а только одну их торцевую сторону, с тем, чтобы они были открывающимися влево и вправо. На другой же торцевой части раскрытых стенок, а также на рейках гимнастических стенок крепить сами гимнастические перекладины (без растяжек и стоек), гимнастические жерди от брусьев, просто металлические трубы диаметром 3,4 дюйма для стяжки всех раскрытых гимнастических стенок и т.д. Позже кронштейны были укреплены к левой стене спортивного зала, и на них подвешены гимнастические стенки.

Для приведения гимнастических стенок в «рабочее» положение мы на рейках первых двух гимнастических стенок, которые не раскрывали, разместили две так называемые «подвесные перекладины» на высоте 80–90 см. На «подвесные» перекладины положили тяжести разного веса.

На внутренней торцевой части раскрытых 3-й и 4-й гимнастических стенок (в дальнейшем – «стенка») на высоте 90–100 см крепили одну жердь от гимнастических брусьев, и на этой же высоте на рейках этих же гимнастических стенок, на расстоянии 30–40 см от укрепленной жерди, крепилась вторая гимнастическая жердь. Так у нас получились параллельные брусья.

Третья стенка крепилась двумя трубами диаметром 3,4 дюйма к левой торцевой стене спортивного зала.

На внутренней торцевой части раскрытых 5-й и 7-й стенок и на их рейках на высоте 100–105 см крепилась перекладина (шестая стенка не раскрывалась), 4-я и 5-я раскрытые стенки соединялись между собой трубой диаметром 3,4 дюйма на высоте 20–30 см.

На внутренней торцевой части раскрытых 8-й и 9-й стенок и на их рейках на высоте 130–150 см крепилась вторая перекладина.

На внутренней торцевой части 10-й и 11-й раскрытых стенок и на их рейках крепилась третья «высокая» перекладина.

9-я и 10-я раскрытые стенки соединялись между собой трубой диаметром 3,4 дюйма на высоте 90 см.

На рейках 12-й и 14-й раскрытых стенок крепилась лестница – горизонтально (не гимнастическая). 13-я стенка не раскрывалась.

11-я и 12-я раскрытые стенки соединялись между собой трубой диаметром 3,4 дюйма на высоте 20–30 см, а 14-я «упиралась» в торцевую правую стену спортивного зала.

Со временем мы на рейках 5-й и 7-й, 8-й и 9-й, 10-й и 11-й гимнастических стенок крепили жерди от гимнастических брусьев на разной высоте от пола. Так у нас появилось трое разновысоких брусьев.

Мы приобрели 3 гимнастических бревна. Конец одного гимнастического бревна крепился на кронштейне на «стандартной гимнастической высоте» и оно было поворотным от стены. Так же крепилось и второе гимнастическое бревно, но наполовину ниже, и было тоже поворотным, а третье гимнастическое бревно по необходимости выдвигалось и устанавливалось на невысоких подставках.

Упражнения на ловкость

Гимнастические бревна выдвигались в спортивном зале по касательной и тем самым не мешали проводить в начале урока бег, ходьбу в колонне по одному.

Под каждым снарядом нестандартного оборудования или у каждого из них укладывались гимнастические маты (всего – 16 матов).

На этапе начального ознакомления с гимнастическими упражнениями или двигательными действиями на нестандартном оборудовании мы использовали в основном объяснение и показ.









Упражнения на различные группы мышц

Пояснения давались по возможности в органичном сочетании с демонстрацией самих движений и наглядных пособий.

Какие же задачи мы решали на первом этапе занятий на нестандартном оборудовании?

1. Сформировать у школьников в первоначальном виде способы и варианты выполнения двигательных действий.
2. Сообщить требования безопасности.
3. Предупреждать и исправлять у школьников неправильные действия.

Непосредственная подготовка к проведению занятия на нестандартном оборудовании включала, помимо разучивания гимнастических упражнений, рекомендованных школьной программой, выполнение еще целого набора специальных упражнений и двигательных действий.

Индивидуализация осуществлялась преимущественно путем варьирования методов и методических приемов, а также предоставления школьнику возможности выполнять то или иное двигательное действие с учетом своего физического развития или физической подготовленности.

Занятия на нестандартном оборудовании были ориентированы нами на формирование у каждого школьника совокупности жизненно важных двигательных умений и навыков, всестороннего развития физических способностей.

Развитию физической способности – силы – способствовали двигательные действия и физические упражнения. Мы не стремились внедрять методы максимальных и субмаксимальных отягощений, а предлагали школьникам воспользоваться методами средних и малых отягощений, нестрого дозируя их. Каждое упражнение с отягощением во время жима или приседания школьник выполнял от 3 до 5 раз в одном подходе, в свободном темпе. На местах занятий укладывались грифы от штанги весом 20 кг, 7,5 кг, а также жердь от гимнастических брусьев.

Мы отслеживали показатели силы по результатам в подтягивании на высокой перекладине у мальчиков (количество раз), у девочек – по вису на согнутых руках (время), по результатам прыжка в длину с места (см), а также по результатам в поднимании туловища из положения лежа на спине, руки за головой (количество раз).

На развитие физической способности – ловкости – мы подобрали упражнения на воспроизведение согласованности, соразмерности движений тела, его частей.

Организация работы на уроках

Бесспорно, занятия на нестандартном оборудовании – это только один из компонентов основной части урока. У нас школьники выполняли и другие физические упражнения и двигательные действия. Например, работали с отягощением, лежа на гимнастической скамейке, выполняли акробатические упражнения – кувырки вперед, прыжки через вращающуюся скакалку и др.

Разучивание гимнастических упражнений на созданных нестандартных снарядах, выполнение специальных физических упражнений проходило в порядке последовательного перехода от одного вида к другому по кругу или, вернее, похожим образом.

Продолжительность выполнения каждого физического упражнения или двигательного действия зависела от их сложности. Длительность пауз для отдыха (переход от одного вида к другому) составляла несколько секунд.

Весь «круг» группа проходила на уроке 1–2 раза слитно, дозируя число повторений на отдельных местах занятий.

Важное место на данных уроках физической культуры занимал педагогический контроль, однако параллельно контроль за развитием физических способностей осуществляли и сами школьники (самоконтроль), сравнивая свои «стартовые» и итоговые результаты.

Виктор ВЕРХЛИН
Москва