Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Подготовила Валентина Репина

О чем пишут в журналах?

Организация взаимодействий при переориентации неперспективных детей на более подходящий для них вид спорта

Затрагивается очень важный для развития детского спорта вопрос: отсев из спортивных секций неперспективных детей в раннем возрасте. И это при том, что сегодня в российском детско-юношеском спорте нехватка перспективных юных атлетов. Авторская позиция такова, что, во-первых, каждому одаренному в двигательном плане ребенку необходимы забота и бережное отношение со стороны специалистов; а, во-вторых, если уж существует в спортивных дисциплинах, например, в спортивной гимнастике, ранний отсев детей, то должна быть и четкая, отлаженная система переориентации неперспективных в данной спортивной области детей в другие, более подходящие для них виды спорта. Ведь не только спортивные рекорды должны отличать прогрессивное общество, но, в первую очередь, хорошее здоровье граждан, их активный образ жизни. Ребенку, любящему спорт, мечтающему заниматься им и в зрелом возрасте, надо помочь найти это желаемое место. Поэтому прежде чем отчислять юного спортсмена из секции очень важно продумать, в какой другой спортивной области он мог бы наилучшим образом раскрыться.
Успешно решать эту задачу можно, если на научной основе организовать взаимодействие родителей, тренеров, спортивного врача, психолога при переориентации неперспективных в данном виде спорта и сохранении юных спортсменов в пространстве спортивной культуры.
При создании такой модели на первом этапе переориентации на уровне ДЮСШ тренер, понимая, что ребенок неперспективен для данного вида спорта, при тесном сотрудничестве с психологом и спортивным врачом определяет его морфофункциональные и психологические способности, которые могут обеспечить успех в будущей спортивной деятельности. С этими данными тренер приходит за помощью к тренеру-селекционеру своей школы. И хотя в настоящее время такая должность в детских спортивных школах вообще отсутствует, необходимость ее введения в штатное расписание сотрудников дополнительного образования давно назрела. Именно тренер-селекционер на основе представленных ему исследовательских данных должен подобрать для ребенка другой вид спорта, в котором, возможно, юный атлет сумеет себя максимально реализовать. Конечно, и первый тренер, и тренер-селекционер, и родители, работая в контакте, обязательно должны учитывать желание юного спортсмена в выборе новой области для спортивного совершенствования. Не исключено также, что и род занятий, и стиль жизни могут существенно измениться.
Второй этап состоит из подбора юному спортсмену нового вида спорта, тренера и спортивной организации, где он мог бы успешно продолжить свою спортивную карьеру. Тренер-селекционер, согласно своим функциональным обязанностям, тесно контактирует с коллегами из других спортивных школ. Это дает ему возможность на основе данных педагогического, психологического и медико-биологического тестирования, опираясь на свои профессиональные навыки, успешно справиться с поставленной задачей. Подобрав юному спортсмену подходящее занятие, тренер связывается с коллегами нужной детской спортивной школы и направляет юного спортсмена к новому тренеру, сохранив его, таким образом, в пространстве спортивной культуры.

О.В. ЧЕРНУХИНА,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
№ 4, 2005