Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2007

МЕТОДИКА

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Здоровья много не бывает

С тем, что сегодня в физкультурном образовании наметились перспективы реорганизации, вряд ли кто-то будет спорить. Тревожит другое: то, что они больше зависят от инициативы школ, а не от централизованно принятых решений. Наши общеобразовательные школы как островки, на которых растет что-то новое и интересное. Но вот беда: порой даже ближайшие соседи об этом не знают.
Что же касается физической культуры в школе, то, наверное, стоит признаться: тех, кто бьется за нее как за основной предмет в школе, подавляющее меньшинство. Многие учителя считают, что биться бесполезно, а родители остаются в стороне, поскольку для большинства из них физкультура вообще не предмет. Ну как можно сравнить ее, например, с английским или математикой? Так пусть уж лучше по этим предметам дети вкалывают. И они вкалывают – кто по собственной инициативе, а кто под неусыпным родительским оком, «образовываясь» в нужном направлении или без всякого направления, например, проводя все свободное время за компьютером.
Итог один – уже на пороге начальной школы мы получаем отклонения в состоянии здоровья. По сути же это означает одно: не почувствовав настоящего вкуса физических упражнений, многие дети должны от них в той или иной степени отказаться. Какая уж тут любовь к физкультуре!
И все-таки эту любовь воспитать можно, а также и помочь школьникам создать свой собственный потенциал здоровья, чтобы успешно справляться с высокими учебными нагрузками.
С тем, как это можно сделать на базе школы, познакомились участники городского семинара столичных школ, где обсуждалась тема «Организация занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в условиях образовательного учреждения». Рабочей площадкой была выбрана школа № 310 «У Чистых прудов» Центрального административного округа Москвы (директор Игорь Алексеевич Журин).

Школьный ориентир – здоровье

У школы нет статуса центра или школы здоровья, и она к этому никогда не стремилась. Как и во многих российских школах, здесь с 1998 г. занимаются проблемами здоровья в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий. Работа в этом направлении сегодня еще более актуальна, чем даже несколько лет назад: учебные нагрузки на школьников со временем только возрастают. Современное состояние традиционного школьного образования можно охарактеризовать, по меньшей мере, тремя негативными тенденциями: снижением активности учащихся в учебной деятельности, замедлением физического и психического развития и неудовлетворительным состоянием здоровья. И поэтому концепция развития школы, ориентированная на решение этих проблем, направлена на превращение образовательного процесса в здоровьесберегающий и здоровьеформирующий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Как, с этой точки зрения, должно формироваться представление о ценностях здоровья, как должны измениться взгляд на физическую культуру, подход к составлению учебной программы по предмету и организации занятий, в каком объеме физкультура в школе может выполнять лечебную и профилактическую функцию, чтобы годы, проведенные за школьной партой, позволили сохранить нашим детям физическую и умственную активность, развили, а не «убили» желание и умение с помощью физических упражнений поддерживать и укреплять собственное здоровье?

Лечебная физкультура – в учебной программе

Началось с того, что пять лет назад в содружестве с медиками было проведено диагностическое обследование учащихся с тем, чтобы дать объективную оценку физическому развитию и состоянию здоровья каждого. На основе этих показателей решается вопрос об индивидуальных назначениях, в том числе на массаж и лечебную физкультуру. Без медицинской поддержки грамотно и результативно проводить работу специалисту по лечебной физкультуре практически невозможно.

С целью контроля за состоянием здоровья учащихся на протяжении всех школьных лет была разработана личная карта. Кроме исходных данных первого обследования, в нее дважды в год заносятся результаты новых обследований: сразу видна динамика, эффективность воздействия средств реабилитации, лечения и коррекции, а это уже поле не только для анализов и размышлений, но и для конкретной деятельности.

С первого класса занятия лечебной физкультурой стали обязательной частью учебной программы учащихся. Вводя дополнительные часы, преподаватель лечебной физкультуры Елена Павловна Охочинская объясняла и детям, и родителям, что эти занятия, в первую очередь, рассчитаны не на то, чтобы лечить, а на то, чтобы не приобрести заболевание, чтобы учиться самому тренировать свое тело, делать его красивым. И когда, например, бабушки на первом собрании первоклассников получали такую информацию, то относились к ней с энтузиазмом: кому же не хочется, чтобы внуки не болели.

К опорно-двигательному аппарату – с особым вниманием

Главным направлением программы по лечебной физкультуре стала профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушения осанки, сколиозы). Система занятий выстроена следующим образом. Класс делится на три подгруппы по 7–10 человек. Первая подгруппа, пройдя курс 10 занятий – по три в неделю, уходит на перерыв. Тот же путь проходит вторая подгруппа, третья, и так в каждом классе. Можно делить класс на две подгруппы – все зависит от того, какими возможностями располагает преподаватель. Варианты составления групп тоже могут быть разными. Состояние физической подготовки, особенно младших школьников, играет здесь не последнюю роль: бывает, что первоклассники лучше физически подготовлены, чем второклассники, и могут заниматься в одной с ними группе. В малочисленной школе эффект от занятий лечебной физкультурой при такой организации будет более ощутимым, так как каждая группа учащихся сможет пройти курс большее число раз в течение учебного года. Идеально, если есть возможность проводить занятия таким образом, чтобы, например, первоклассники, имеющие три урока в расписании и не остающиеся на продленке, могли отзаниматься и уйти домой. Но не редкость и другая ситуация: первоклассников на занятия по ЛФК приводят к определенному часу во второй половине дня.

Перед тем как учащийся приступит к этим занятиям, для родителей в дневнике дается информация о том, когда и в течение какого периода ребенок обязан их посещать. Не беда, если в один день и основной урок физкультуры, и занятие по лечебной физкультуре. В таких случаях второй преподаватель, имея информацию о первом уроке, дает упражнения другой направленности: если качали пресс, то можно, например, поработать над гибкостью, и таким образом добирается весь необходимый компонент.

Оптимальный возраст – начальная школа

Это тот возрастной период, когда дети быстро растут, а мышцы часто не успевают за ростом костей. Отсюда – проблемы с позвоночником. И лечебная физкультура с упражнениями на растяжку, координацию – лучшая ему помощь для правильного роста.

– Проработав несколько лет инструктором физкультуры в детском саду, – рассказывает Елена Павловна, – я только утвердилась в своем мнении, что в дошкольном возрасте при регулярных занятиях и грамотно подобранных упражнениях детский организм успешно справляется с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Именно эти два момента – основная зона риска детей младшего возраста. А если эта зона управляемая, то нельзя ли возникновение этих нарушений предотвратить? Может ли быть эффективной, например, профилактика сколиоза, к которому обязательно будут предпосылки, если ребенок не занимается спортом, а большую часть времени проводит за партой?

Первый и второй год – самые трудные: из урока в урок преподаватель «ставит» детям спину, разучивает и заучивает с ними упражнения, поэтому комплексы небольшие. Тем, кто осваивает их быстрее и лучше, приходится подождать тех, кому это дается труднее. Конечно, нудно для малышей из урока в урок осваивать упражнения с палкой, учиться правильно растягивать мышцы. Зато есть еще игра: как заключительная часть урока она обязательна даже для старших детей. Что же тогда говорить о сегодняшних первоклассниках? Первый класс, по сути, – это в недавнем прошлом подготовительная группа детского сада. Именно в этом возрасте целесообразно развивать скоростные способности, ловкость, координацию, и сделать это можно только с помощью игры. И многие преподаватели физической культуры сегодня строят свои уроки таким образом, чтобы они обеспечивали всестороннее развитие детей, сочетая занятия по основной программе с лечебными и игровыми.

Сначала – подход, а потом – база

Сегодня у школы инвентаря в достатке: фитболы разных размеров, боди-бары, гантели; школе повезло – она была включена в окружную программу по внедрению фитнеса в общеобразовательные школы. А начинали, имея в наличии только массажные коврики, гимнастические палки, пару резиновых мячей и магнитофон. С местом для занятий тоже нет проблем: детям нравится заниматься в актовом зале, где просторно и много света.

Все комплексы преподаватель разрабатывала сама, в том числе и в помощь родителям для домашних заданий детей. Здесь важно, чтобы материал взрослым был правильно понят: что должен делать ребенок, каким образом и ради чего. Именно таким и должен быть подход к физкультуре, к лечебной в особенности. Методик много. Но какой бы методика ни была, преподавателю, заинтересованному работать с отдачей, никогда не будет скучно искать новое и полезное, которое бы еще и с радостью осваивалось детьми.

На одном из уроков Елена Павловна показала на мальчика, который год назад, в первом классе, не мог бросить мяч двумя руками. Теперь он играл и двигался не хуже других.

– Игра в данном случае оказалась оптимальной методикой. Главное – не забывать, что преподаватель физкультуры, в том числе и лечебной, в школе – специалист широкого профиля. Его задача – помочь детям в рамках выбранной программы развиваться разносторонне. И если это происходит регулярно и целенаправленно даже в самых маленьких объемах, – это всегда шаг вперед.

Но если корригирующая гимнастика в обязательном порядке для всей начальной школы, то начиная с 5-го класса уже отбирается группа для занятий лечебной физкультурой по показаниям. Лучший вариант, когда есть возможность проводить занятия с мальчиками и девочками раздельно, главным образом, потому, что мальчикам в этом возрасте нужно давать нагрузку большую, чем девочкам. Силовых упражнений для мальчиков должно быть больше – они более подвижны, более выносливы, и выход энергии у них должен быть большим. Девочкам лучше дать упражнения на растягивание, на красивую осанку. Допустимо, если в небольшой группе один-два человека с другими нарушениями: все они в поле зрения преподавателя, который корректирует работу каждого.

Спецмедгруппа: тренажерный вариант

На сегодняшний день в школьной спецмедгруппе пять человек: двое второклассников, две девочки из 8-го класса, мальчик из 11-го. Занимаются вместе. У старшеклассников программа на тренажерах: в школе удобный, хорошо оборудованный тренажерный зал. Особенность занятий на тренажерах для старших заключается только в том, что для каждого на конкретном рабочем участке подбирается свой вес. Что же касается регулярных занятий на тренажерах младших школьников, то они хороши, в первую очередь, для решения узких конкретных задач. Так, например, произошло с второклассником из спецмедгруппы, которому невероятно трудно дается подтягивание на руках, лежа животом на скамейке. Преподаватель составила индивидуальную тренировочную программу, и практически нулевая мышечная сила рук стала понемногу расти. А мальчишка теперь каждый раз, выходя из зала после занятий, улыбается.

Что же касается замены упражнениями на тренажерах всей школьной физкультуры со 2-го класса по 11-й (по такой программе доктора Бубновского идет эксперимент), то это тупиковый вариант. Нельзя убирать спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол – базовые в программе. Как вообще убрать игру в младшей школе, где она должна быть основой программы? А сравнивать какой-то отдельный эксперимент на выходе с результатами общей массы занимающихся в обычной школе просто нельзя. И вопрос здесь только в том, что одна сторона занимается конкретным, строго очерченным рамками делом, а другая живет с физкультурой, которая, ох как нередко, является только пародией на физкультуру и не может быть достойным соперником.

Валентина РЕПИНА