Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2007

МЕТОДИКА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Веселые эстафетки

Как мы, учителя физической культуры, радовались обилию снега в декабре и с каким разочарованием понимали, что после каникул не можем сразу встать на лыжи. Новогодние праздники принесли не только радость, но и огорчение по поводу погоды: оттепель, дождь, температура воздуха +5°С, +8°С, туман. А как началка рвалась в бой! Им всегда все хочется, им все по силам, они всегда готовы попробовать что-то новое, неизвестное. Ведь это и правильно. Они еще познают мир. Жизнь они начнут познавать позднее, и тогда решение жизненных проблем займет первое место, вытеснив интерес и любознательность ко всему тому, что нас окружает.

Только легкий морозец сковал землю и снежок припорошил лед и грязь, мы встали на лыжи. Ведь не могут лыжи, да еще зимой, просто стоять в классе. Ведь они их принесли – кто сам тащил, пыхтел, кому родители помогли, – чтобы кататься. Мы же, учителя, сами твердили всю предыдущую четверть: «Готовьте лыжи! Будем кататься при любой погоде!»

Ура! Пошел снег! Да как пошел! Завалил всю Москву! Вот тут не было предела радости наших малышей! Что мы с ними только не делали на уроке!

Кто дружит с лыжами, первым встал на лыжи и самостоятельно справился с креплениями. Просим проехать по кругу (школьный стадион), проверить, все ли в порядке, нет ли каких-либо препятствий, преград на лыжне. Они у нас первопроходцы. А в младших классах всем хочется быть первыми. Остальные начинают уже побыстрее развязывать лыжи, стараются без помощи справиться с креплениями, взять палки и вперед догонять первых. На смену таким словам, как: «Помогите мне», все чаще слышишь: «А я сам!»

Все! Все на лыжах! Прошли по кругу, проверили лыжню. Кто больше кругов прошел, кто немного поменьше, для нас, учителей, не так важно. Нам важно, чтобы дети получили удовольствие, чтобы все услышали в свой адрес добрые слова, чтобы вышли кататься на продленке или с родителями в выходной день, чтобы на следующем уроке постарались быть среди первых.

Ну а теперь будем учиться поворотам переступанием. На школьном стадионе места много, поэтому располагаемся так, чтобы не мешать друг другу. Задание кажется простым: используя прием «переступание», нарисовать на снегу снежинку (или цветок), сначала по часовой стрелке (или вправо), затем против часовой стрелки (влево). Вроде бы и несложно, но в то же время надо вспомнить, где право, а где лево, как движется часовая стрелка. Молодцы! Отлично! Важно уделить внимание и сказать несколько слов каждому ребенку, кому-то указать на ошибку, другим – слова одобрения. А сейчас на снегу рисуем букву «О». Для тех, кто быстрее других справился с заданием, можно усложнить: попробуй написать цифру 8. Не скупитесь и не забывайте хвалить и поддерживать детей. Для них это не только приятно, но и важно. Это послужит толчком попросить родителей выйти с ним в выходные покататься на лыжах. Ребенку хочется еще показать и маме с папой, что он умеет.

Четыре недели пролетели быстро, и наши малыши продвинулись вперед в освоении лыж, подружились с ними. Скоро промежуточные каникулы. И вот на пятой неделе мы решили провести «Веселые эстафетки».

Разметили площадку, вынесли необходимый инвентарь. В классах объявили, что сегодня урок на улице, но без лыж.

Эстафеты, эстафетки – особый вид соревнований, где отсутствует слово «я». Об этом ребята знают.

Разделили класс на команды, построили на линии старта.

Первый этап – «Перевези команду»

Инвентарь: санки.

Один участник из команды с санками стоит на линии старта, остальные встают напротив него на расстоянии 10–15 м. По команде учителя участник с санками бежит к своей команде, сажает на санки одного участника и бежит (перевозит) к линии старта. На линии старта тот, кто ехал на санках, становится «перевозчиком» и бежит за следующим участником, а тот, кто перевозил, остается за линией старта. И так до тех пор, пока вся команда не окажется за линией старта. Побеждает та команда, которая раньше справится с заданием.

Основное правило: перевозить на санках можно только одного человека.

Второй этап – конкурс капитанов «Гольф на снегу»

Инвентарь: клюшка, теннисный мяч, маленький обруч.

Капитаны с клюшкой и теннисным мячом стоят за линией старта. На расстоянии 10–15 м делается лунка в снегу или укладывается малый обруч. Капитан должен загнать мяч в лунку или обруч. Кто из капитанов меньше произведет ударов по мячу, тот и принесет победное очко своей команде.

Основное правило: нельзя мяч вести клюшкой к лунке или обручу, считается не время, а количество ударов по мячу. Команда может «болеть», но не мешать капитану.

Третий этап – «Лыжники» (проводится по принципу встречной эстафеты)

Команды делятся на две равные части. Одна половина остается на линии старта, другая встает напротив нее за линию на определенном расстоянии.

Инвентарь: лыжи с мягкими креплениями.

Основное правило: каждый участник должен вернуться на свою половину и на свое место, т.е. пройти путь дважды в одну и другую стороны. Бежать можно только на двух лыжах.

Эстафету начинает капитан. По команде учителя капитан встает на лыжи, по команде «марш» начинает эстафету, т.е. бежит на лыжах вперед до линии, за которой стоит вторая половила команды, снимает лыжи и встает в конец колонны. Принявший эстафету надевает лыжи и продолжает эстафету. Победное очко получает команда, чьи участники первыми вернутся на свои места.

Четвертый этап – «Попади в цель».

Инвентарь: малые обручи, мячи по количеству участников или снежки, пустая коробка.

Вся команда стоит за линией старта. На расстоянии 8–10 м укладывается обруч, внутри которого находятся мячи. На расстоянии 3–5 м устанавливается пустая коробка. Задача команды – как можно больше мячей забросить в коробку.

Правила: до обруча нужно добежать, взять один мяч и от обруча постараться попасть им в коробку. Вернуться к линии старта и передать эстафету следующему.

Победит та команда, которая забросит больше мячей. После этого испытания команды приглашаются к коробкам, и мы вместе считаем мячи.

Если ребята набрали равное количество очков, то предлагаем «Перетягивание каната».

Но мы, учителя, помним, что нам нужно было провести не просто соревнования в виде эстафет, с победителями и проигравшими, а «Веселые эстафетки», чтобы дети пришли в класс с хорошим настроением. И предлагаем последнее испытание. Оно посложнее всех будет. Из мешка, в который мы положили не только мягкие игрушки по количеству команд в одном классе, но и различные другие предметы, капитан должен на ощупь вытащить приз для своей команды в виде игрушки. Если он вытаскивает любой другой предмет, команда остается без приза. Вот здесь-то только все и начинается: и волнение в глазах, и советы, в каком углу еще пошарить. Вроде и нащупал, а вдруг не то? Все! Нашел! Готов вытащить руку из мешка! Точно готов! Раз! Два! Три! Ура!!!

Довольные и счастливые, ребята возвращаются в класс. И нет обиды друг на друга. Они опять стали одним большим дружным классом. Впереди каникулы. А после каникул мы уже будем готовиться к соревнованиям по лыжам.

Татьяна РЖЕВСКАЯ,
Евгения ПЕТЕНКО,
школа № 734
Москва