Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2007

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ
 

Физкультура против здоровья

Каким должен быть урок физической культуры? Об этом сегодня думают многие: дети, родители, представители власти… Они обсуждают этот вопрос со своих позиций, и их мысли далеко не всегда совпадают с мнением педагогов.
Мы в очередной раз приглашаем вас к разговору о содержании образования на предмете «физическая культура». Приглашаем в не совсем обычной для нашей газеты форме: мы предлагаем познакомиться с различными мнениями об уроках физкультуры, далеко не лестными ни для учителей, ни для системы образования в целом.
К сожалению, все, о чем здесь написано, очень узнаваемо: есть такие учителя, слишком много уроков проходит именно так, как говорят авторы писем и статей. Вы не такой учитель? Вашим ученикам повезло! Но ведь это не решение проблемы в масштабах всей страны.
Как сделать так, чтобы каждый ребенок радовался каждому уроку физкультуры? Что для этого должно быть записано в программе? Что должно входить в образовательный стандарт по физической культуре? Ответы на эти вопросы еще не найдены...

Не секрет, что большинство детей терпеть не могут уроки физкультуры. А их родители убеждены, что от занятий в школьном спортивном зале больше вреда, чем пользы. Кстати, этой точки зрения придерживаются многие врачи и физиологи. Глава комиссии Общественной палаты РФ доктор Рошаль в интервью «Интерфаксу» сказал, что одной из причин ухудшения здоровья детей считает несерьезное отношение к преподаванию в школе физкультуры.

Кажется по меньшей мере странным, что в пору, когда на самом высоком уровне говорят о необходимости укреплять здоровье нации, в школьном спортзале могут идти процессы, прямо противоположные. Поговорить о «физре», полезной и вредной, любимой и ненавистной, согласился врач-методист, консультант по лечебной физкультуре и спортивной медицине областного Центра медпрофилактики Марат Хаердинов.

«Самый отвратительный урок»

Готовясь к разговору с доктором, я решила «прогуляться» по Интернету. И тут же на одном из форумов наткнулась на любопытный диалог школьников. «Физкультура – самый отвратительный урок, который вообще можно придумать», – писал один.

Второй ратовал за то, чтобы «физру» вывели за рамки обязательного расписания. Третья делилась впечатлениями после сдачи «стометровки»: «В глазах темнеет, в висках стучит... кажется, сейчас сдохну». Грубо, но точно: урок, построенный на сдаче нормативов, может стать нешуточным стрессом для организма. Тут же нахожу выдержки из интервью спортивного физиолога Бориса Жерлыгина: «Оценочно-тестовая система уроков физкультуры калечит детей.

Дети слишком разнятся между собой по физическим данным, чтобы можно было заставить их делать одно и то же, да еще на оценку».

Учитывает ли учитель физкультуры эти индивидуальные особенности? Как правило, нет: норматив есть норматив.

Два года назад в Новгородской области во время легкоатлетического забега на уроке физкультуры скончался четырнадцатилетний мальчик, аналогичные случаи произошли в Сургуте, Ижевске. В Иваново после урока физкультуры подросток стал глубоким инвалидом...

«Если ребенок во время бега пыхтит и задыхается, – поясняет Жерлыгин, – то сердце испытывает стрессовую нагрузку, а весь организм получает токсический шок от резкого выброса молочной кислоты. Даже внутренние органы могут опуститься».

Освобождение как избавление

– Сдача нормативов, участие в соревнованиях хотя и лежат в основе школьной программы, многим детям категорически противопоказаны, – говорит Марат Хаердинов. – Эти условия для детей основной группы, здоровых, с высокой физической подготовкой.

Они должны заниматься по обычной программе и посещать как минимум одну спортивную секцию.

Вторая группа – подготовительная, ее составляют дети со сниженным функциональным резервом, например, вследствие перенесенной болезни. Задача учителя – постепенно вернуть таких ребят в основную группу. Но до тех пор для них исключена любая стрессовая физическая нагрузка. Если учитель заставляет детей подготовительной группы сдавать нормативы, успокаивая их тем, что поставит лояльные оценки, его нужно дисквалифицировать, – убежден Хаердинов. Это не только нарушение установленных правил, но и вредительство.

И, наконец, третья группа – специальная. Ее посещают дети с хроническими заболеваниями, и занимаются они по специальным программам.

С учетом характера заболевания

Ни один врач не имеет права дать полного освобождения от физкультуры, – подчеркивает мой собеседник. – Лечебная физкультура жизненно необходима даже для лежачих больных. Люди, перенесшие инфаркт, должны выполнять специальные физические упражнения с момента стабилизации их состояния.

Понимая справедливость этого утверждения, родители школьников тем не менее зачастую поступают с точностью до наоборот. Многие из них хоть из-под земли, а достают для своего ребенка освобождение от нелюбимой «физры». Особенно ближе к зиме, в преддверии лыжных кроссов.

А вас тестировали?

Доктор Хаердинов в контексте разговора вспоминает случай из своей практики. Привели к нему на прием десятилетнего мальчика по поводу сильных болей в спине. Выяснилось, что плохо ребенку стало после посещения нескольких тренировок по греко-римской борьбе. Оказывается, прежде чем отдать сына в спортивную секцию, мать показала его врачу. Тот полистал карточку – все вроде нормально, послушал, померил давление... и дал добро.

– Ребенка надо было всего-навсего раздеть и посмотреть ему на спину, – говорит Марат Хаердинов. – Мальчик был инвалидом с детства, и спорт ему был категорически противопоказан.

Как могло случиться, что серьезная патология была обнаружена так поздно и при таких обстоятельствах?

Марат Сафович объясняет это невероятной загруженностью педиатров, на которых свалили все, что можно было свалить. – Раньше в каждой поликлинике работал доктор по врачебному контролю, который профессионально определял функциональные способности человека. Теперь таких специалистов нет. А ведь именно они должны давать заключение, в какой группе может заниматься ребенок на том же уроке физкультуры.

Наверняка никто из родителей не помнит, чтобы педиатр проводил с его ребенком обязательный функциональный тест. Если в двух словах, то он состоит в следующем: пациенту замеряют пульс, давление сначала в спокойном состоянии, потом дают нагрузку. И снова контроль: врач определяет время, за которое восстанавливается пульс, дыхание, давление. Существует пять видов реакций организма, из них только одна – норма. Вот она и дает основание определять ребенка в основную группу на уроке физкультуры.

Подсели на ГТО

По официальной статистике, только треть детей в России можно считать относительно здоровыми.

16% школьников страдают хроническими заболеваниями, более половины – теми или иными функциональными нарушениями, которые могут перерасти в патологию. В упомянутом выше интервью доктор Рошаль сказал: «Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния здоровья детей, как сейчас».

Так много ли в России ребят, которым не противопоказана основная программа школьных уроков физкультуры? Может, и нет вовсе таких учеников, которым можно сдавать нормативы?

– Если правильно оценивать здоровье детей, то таких единицы, – говорит Марат Хаердинов. – Школьная программа не пересматривалась с военных времен. Полвека назад она была построена на пяти ступенях ГТО. В армию парней не брали, если они не сдавали необходимых нормативов. Но тогда ведь и здравоохранение было другим, и подход к охране здоровья – тоже.

Я представляю идеальные уроки физкультуры только в игровой форме. Не нужна никакая зачетная система. У детей изменился образ жизни. Они слишком мало производят физической работы, чтобы поддерживать свой организм в норме. Школьный урок физкультуры должен быть нацелен не на стремление к рекордам, а на сохранение здоровья...

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА,
«Симбирский курьер»
от 07.12.2006 г.
(в сокращении)