Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2007

МЕТОДИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Физическая и военно-прикладная подготовка

Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежиБака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи / Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с., ил.

Автор книги, с которой сегодня мы хотим познакомить наших читателей, – доктор педагогических наук, профессор, полковник в отставке – в доступной, интересной форме рассказывает о военно-прикладной подготовке допризывной молодежи. В книге отдельные главы посвящены разным дисциплинам: гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, стрелковой подготовке, элементам борьбы и рукопашного боя, военной топографии, основам туризма, подвижным и спортивным играм. Книга рассчитана на военных руководителей школ, профессионально-технических училищ, тренеров-инструкторов физической культуры, преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и физического воспитания.

Боевые приемы на лыжах

Приемы стрельбы с лыж

Изготовка к стрельбе стоя. Развернуть правую лыжу носком вправо и принять положение как для стрельбы без лыж. Для устойчивости разрешается в качестве упора использовать палки. Для этого поставить палки перед собой; опираясь рукой на петли, изготовиться к стрельбе (рис. 1).

Изготовка к стрельбе в движении. Правой рукой прижать приклад к правому боку (без упора или с упором затыльника в плечо правой руки); левой рукой, удерживая оружие за цевье или магазин, направить его в цель (рис. 2).

Изготовка к стрельбе с колена. Может выполняться без разворота и с разворотом правой лыжи. Для изготовки без разворота лыж в сторону необходимо, не изменяя направления лыж, выдвинуть левую лыжу вперед, опустить правое колено на правую лыжу и сесть на каблук правой ноги.

Для изготовки с разворотом правой лыжи следует развернуть ее носком вправо так, чтобы грузовая площадка находилась на заднем конце левой лыжи, и опуститься правым коленом на правую лыжу (рис. 3; 4).

Изготовка к стрельбе лежа. Взять оружие в правую руку, а скрепленные палки – в левую, сделать широкий шаг правой ногой вперед и вправо, одновременно наклонить туловище к правому колену. Положить палки на снег (кольцами влево и вперед) и, опираясь на них, опуститься на левое колено или на оба колена; придерживая оружие на весу, быстро лечь и изготовиться для стрельбы. На глубоком и рыхлом снегу палки могут использоваться для упора локтей.

При изготовке к стрельбе стоя, в движении, с колена разрешается палки надеть петлями на кисть одной руки, на кисти обеих рук или, скрепленными, продеть верхними концами под поясной ремень.

Метание гранаты

Метание гранаты стоя с места. Надеть петли палок на кисть левой руки или взять палки в левую руку; в эту же руку взять оружие. Сделать шаг правой ногой вправо, согнуть ее в колене и произвести замах гранатой назад. Быстро отталкиваясь правой ногой вперед и поворачиваясь грудью к цели, с шагом правой ногой метнуть гранату в цель (рис. 5).

Метание гранаты в движении. Палки и оружие взять в левую руку. С шагом левой ногой вынести правую руку с гранатой вперед, продолжая скольжение на левой лыже, выдвинуть правую лыжу вперед и несколько вправо и произвести замах гранатой. Отталкиваясь правой ногой, с шагом левой метнуть гранату в цель (рис. 6).

Метание гранаты с колена. Из положения для стрельбы с колена (с разворотом или без разворота лыж) взять оружие в левую руку и, отклоняя туловище назад, повернуть его направо, сделать замах и метнуть гранату (рис. 7).

Метание гранаты из положения лежа. Из положения для стрельбы лежа положить оружие справа от себя на палки, сильно оттолкнуться руками от палок, встать на оба колена; отклоняя туловище назад, произвести замах гранатой и, падая вперед, метнуть ее в цель (рис. 8).

Методика обучения. Разучивание приемов стрельбы на лыжах и метания гранат рекомендуется начинать раздельно, а затем выполнять их в целом.

Перебежки и переползания на лыжах

Перебежки на лыжах. Из положения лежа левой рукой взять скрепленные палки за середину, а правой – оружие и подтянуть их к себе. Опираясь на палки, встать на левое колено, поставить правую лыжу в направлении движения и, перенося на нее тяжесть тела, шагом левой ноги вперед начать перебежку.

Переползание лежа на лыжах. Повесить оружие на шею прикладом вправо. Положить лыжи плотно одну к другой, пропустить верхние концы скрепленных палок под дужки креплений, а кольца надеть на носки лыж, лечь на грузовые площадки лыж и, отталкиваясь руками и ногами, начать переползание.

Переползание на получетвереньках. Повесить оружие на шею. Пропустить верхние концы палок под дужки креплений до упора колец, взяться руками за носковые ремни, опустить локти на грузовые площадки лыж, встать на получетвереньки и начать переползание.

Прикладное плавание

Прикладное плавание используется для выполнения в воде различных действий, связанных с решением определенных задач.

Навыки прикладного плавания прививаются в процессе обучения технике скоростных способов, стартовых прыжков и поворотов. Однако обучение отдельным видам прикладного плавания проводится на специальных занятиях.

Плавание в одежде с оружием. Занятия по плаванию в одежде с оружием проводятся после овладения занимающимися основами техники плавания. Вначале осваиваются способы плавания с индивидуальными спасательными средствами (спасательными жилетами, нагрудниками, поясами) и с поплавками, изготовленными из предметов снаряжения, а затем – плавание с помощью подручных средств и без них.

При освоении плавания в одежде с оружием необходимо обучить занимающихся в первую очередь правильно и быстро подгонять одежду, снаряжение и оружие, а также использовать вещевой мешок для облегчения плавания. Подгонка производится в такой последовательности: снимаются ботинки (сапоги), расстегиваются пуговицы на воротнике и рукавах рубашки, выворачиваются карманы брюк.

При плавании с вещевым мешком наполнить его легкоплавающим материалом (сеном, соломой, травой), закрутить горловину, завязать. Ботинки укладываются в вещевой мешок. Взять вещевой мешок горловиной от себя, ноги продеть в лямки, после чего закрепить его на пояснице поперечной лямкой. Взять автомат (макет автомата) за спину, подтянуть ружейный ремень так, чтобы автомат не спадал с плеча и не мешал движениям при плавании.

При плавании с подручными предметами (бревнами, досками и т. п.) взяться руками за предмет (или лечь на него грудью) и выполнять гребковые движения ногами. Если подручный предмет можно держать одной рукой, то свободной рукой выполняются гребковые движения. Короткие поленья, доски, связка хвороста надежно прикрепляются к поясному ремню. Те, кто слабо плавает, переправляются на бревнах, связанных параллельно.

Преодоление водной преграды с помощью веревки, стального троса или телефонного кабеля осуществляется следующим образом: к веревке подвязывают поплавки (поленья, доски), один из пловцов перетягивает ее через водную преграду и укрепляет на противоположном берегу. Занимающиеся поочередно, соблюдая дистанцию 5–7 м, входят в воду, берутся за веревку и, перехватывая ее руками, преодолевают преграду.

При плавании в одежде с оружием без подручных средств можно применять способы брасс, на боку. Для экономии сил движения необходимо выполнять плавно и неторопливо, дышать ритмично и глубоко, а руки не выносить из воды.

Обучение плаванию в одежде с оружием проводится в такой последовательности:

  • плавание на мелком месте (15–25 м), держась руками за подручный предмет, с вещевым мешком на пояснице;

  • плавание на глубоком месте (до 100 м), держась руками за подручный предмет, с вещевым мешком на пояснице;

  • плавание (25–75 м) без поддерживающих средств;

  • преодоление водной преграды (шириной до 100 м) с помощью натянутой веревки с поплавками.

Раздевание в воде изучается у стенки бассейна или у плота, куда складываются предметы снаряжения и одежда.

Для освобождения в воде от одежды, сначала снимают обувь. Для этого, набрав побольше воздуха в легкие, следует сгруппироваться и, приблизив колено к груди, взять ботинок (предварительно развязав шнурки) одной рукой за каблук, а другой за носок и снять его с ноги. Таким же образом освобождаются от второго ботинка. После этого снимают рубашку. Расстегнув пуговицы, сделать вдох, погрузиться в воду и, взявшись за полы рубашки, снять ее через голову. Далее, расстегнув ремень и пуговицы брюк, нырнуть и, находясь под водой, снять их с себя.

Плавание в водоемах с течениями и водоворотами. Умение плавать в местах с сильным надводным и подводным течением, бороться с водоворотами очень важно для прикладной подготовки. Наибольшую опасность для жизни представляют течения, которые образуются во время паводков, – вблизи плотин, в местах, где вода мощными потоками устремляется к турбинам электростанций. Что же касается обычных водоворотов, то, как правило, причина возможной гибели в них человека объясняется растерянностью, отсутствием необходимых знаний и навыков. Для борьбы с сильными течениями и водоворотами нужно знать следующее:

1. Попав в сильное течение, не старайтесь сразу же бороться с ним, пытаясь добраться до ближайшего берега, а, поддерживая тело на поверхности, спокойно сориентируйтесь. Самый надежный способ побыстрее выбраться из опасного места – пересечь течение поперек. Если же оно воронкообразное, то плывите по течению и в сторону, удаляясь от центра воронки.

2. Не теряйте самообладания и в том случае, если вдруг очутитесь в самом центре водоворота и все попытки выбраться из него будут безуспешными. Наберите побольше воздуха в легкие и нырните. Под водой двигайтесь по течению, опережая его, ищите течение, которое, изменив направление, устремляется вверх, – такое течение есть обязательно. Воспользовавшись им и сделав несколько гребков, вы очутитесь на поверхности за пределами водоворота.

3. Сильное течение наиболее опасно на мелководье, где под водой могут оказаться каменные глыбы, коряги, затонувшие деревья. Борясь с ними, необходимо сгруппироваться, энергично выпрямиться, выполняя движения ногами вперед-вниз. Поверните туловище навстречу течению и попытайтесь встать на дно и удержаться на месте. В случае неудачи плывите по течению, придерживаясь основного потока до тех пор, пока он не вынесет вас на более спокойное и широкое место.

4. Может случиться, что сильное течение понесет на каменную глыбу, а у вас нет уже ни сил, ни времени для того, чтобы избежать столкновения. Тогда необходимо сгруппироваться, попробовать повернуться ногами вперед, с их помощью ослабить силу удара и затем ухватиться за глыбу.

Если не удастся повернуться ногами вперед навстречу глыбе, сгруппируйтесь и вытяните вперед руки – таким образом вы ослабите силу столкновения.

5. Бороться с течением, плыть против него имеет смысл лишь в тех случаях, если вам угрожает опасность быть занесенным к водопаду, плотине, турбинам гидростанции.

Во всех остальных случаях для того, чтобы выбраться из быстрого течения, используйте его силу, двигаясь в направлении потока и немного поперек – к тому берегу, на который вам необходимо выбраться.

Ныряние – плавание под водой без использования вспомогательных средств и оборудования. Широко применяется при оказании помощи тонущему, выполнении работ под водой, преодолении водного препятствия в боевой обстановке скрытно от противника и т. д.

К освоению ныряния допускаются люди, не имеющие отклонений в деятельности сердечно-сосудистой системы, не страдающие лор-заболеваниями и не имеющие склонности к судорогам.

Непосредственно перед нырянием – для вентиляции легких и создания запаса кислорода в крови – выполняются несколько глубоких вдохов и полных выдохов.

Ныряние осуществляется как в длину (в горизонтальной плоскости), так и в глубину.

При нырянии в длину применяется несколько видоизмененная техника спортивных способов плавания. Особенно эффективны движения руками способом брасс. Эти движения могут выполняться в сочетании с движениями ногами различными способами: брассом, вольным стилем. В прозрачной воде рекомендуется применять ныряние способом плавания на груди без выноса рук.

Попеременные движения руками предохраняют от возможного столкновения с различными предметами, невидимыми под водой.

При нырянии в глубину с поверхности воды вниз ногами следует поднять корпус над водой как можно выше, выпрямить ноги и погрузиться в воду, предварительно задержав дыхание. Скорость погружения можно усилить гребковыми движениями руками снизу вверх.

При нырянии в глубину с поверхности воды вниз головой нужно наклониться вперед, вытянуть руки вперед и поджать ноги. При выпрямлении ног назад-вверх погрузиться в воду. Чтобы увеличить скорость погружения, можно выполнить несколько движений руками, как при плавании брассом.

Прыжки в воду способствуют воспитанию волевых качеств, развитию ловкости, ориентированию в безопорном полете.

В зависимости от условий и задач прыжки в воду выполняются вниз головой или вниз ногами. В незнакомых водоемах предпочтительней прыжок вниз ногами, так как при этом меньше опасность получения травмы.

Прикладные прыжки в воду могут выполняться в обычной и специальной одежде, со специальным снаряжением (маска, акваланг и т.п.), с оружием и т.д. В тех случаях, когда необходимо выиграть время и высота невелика, наиболее эффективен прыжок вниз головой. Для выполнения этого прыжка руки вытянуть вверх и соединить их над головой (ладонями вперед), голову слегка приподнять. Сделать вдох, согнуть ноги в коленях и наклонить корпус вперед. Теряя равновесие, выполнить толчок ногами. Во время полета в воздухе выпрямиться и войти в воду руками и головой под углом 45–70°. Погрузившись в воду, поднять голову и с помощью гребковых движений руками и ногами подняться на поверхность. Прыжок вниз ногами выполняется следующим образом. Встать на место, с которого необходимо прыгать, сделать вдох и шагнуть вперед, не меняя положения тела и рук. В полете соединить ноги и войти в воду строго вертикально. В воде развести руки в стороны и согнуть ноги в коленях, чтобы уменьшить скорость погружения, затем выполнить сильный гребок руками и ногами и всплыть на поверхность. При прыжках с оружием приклад прижать к туловищу.

Оказание помощи тонущему. Для оказания помощи тонущему спасатель, не доплывая до него 2–3 м, делает вдох, погружается в воду, берет тонущего за нижнюю часть туловища и поворачивает спиной к себе. Если тонущий захватил руками спасателя, последнему необходимо сделать глубокий вдох и погрузиться в воду – тогда тонущий, стараясь удержаться на поверхности воды, отпустит спасателя. Освобождение от захвата осуществляется одним из следующих способов:

– при захвате рук снизу: спасатель сжимает пальцы в кулаки и делает руками рывок вверх, в сторону больших пальцев тонущего;
– при захвате рук снизу – рывок руками вниз в стороны (рис. 9);
– при захвате за туловище спереди: спасатель упирается ладонью в лицо тонущего и резко отталкивается от него (рис. 10);
– при захвате за шею сзади – спасатель, одной рукой удерживая кисть «верхней» руки тонущего, другой поднимает его локоть вверх; затем, выкручивая руку, освобождается от захвата и поворачивает тонущего спиной к себе.

После освобождения от захвата производится транспортировка пострадавшего одним из способов:

  • повернуть пострадавшего на спину, держа его под мышки или за голову (у нижней челюсти), плыть на спине, работая ногами любым способом;

  • повернуть пострадавшего на спину, пропустить свою руку снизу ему под мышку и захватить его за подбородок, плыть на боку, работая свободной рукой и ногами;

  • повернуть пострадавшего на спину, пропустить свою руку под его руки, захватить «дальнюю» руку выше локтя и плыть любым способом.

Доставив пострадавшего на берег, необходимо немедленно оказать ему первую помощь. Если пострадавший потерял сознание, то необходимо расстегнуть на нем одежду и очистить пальцем рот и нос от песка и ила. Затем следует удалить воду из дыхательных путей и желудка: положить пострадавшего животом на свое колено и несколько раз ладонью надавить на спину (рис. 11). После этого выполнять искусственное дыхание одним из следующих способов:

  • положить пострадавшего на спину, запрокинуть ему голову назад и выполнить 12–14 вдуваний в минуту «рот в рот»; при отсутствии сердечных сокращений одновременно с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца. Наложить ладони одну на другую и ритмично, 60–70 раз в минуту, надавливать на нижнюю треть грудины пострадавшего до восстановления самостоятельной работы сердца;

  • сесть на землю, ноги врозь. Посадить пострадавшего между ногами (спиной к себе), обхватить его за туловище, пропустив руки под мышками. Сильно сжать руками нижнюю часть груди пострадавшего (выдох) и сразу же, прекратив сжимание, развести его руки, до горизонтального положения (вдох); движения повторять 12–14 раз в мин.;

  • положить пострадавшего на спину, под поясницу подложить валик из одежды. Раскрыть ему рот, вытянуть наружу язык и встать на колени у головы пострадавшего. Взяв его за предплечья, отвести руки за голову (вдох), затем перенести согнутые в локтях руки на грудь (рис. 12) и нажать ими на нижнюю часть груди (выдох).

Безопасность при обучении плаванию обеспечивается:

– наличием и готовностью спасательных средств и аптечки; разграничительных дорожек и другого оборудования;
– проверкой количества занимающихся до входа в воду, в воде и после выхода из воды;
– назначением за наблюдением за ними двух-трех пловцов;
– запрещением обучаемым входить в воду и выходить из нее без команды;
– обучением стартовому прыжку при глубине не менее 1,5 м, а при прыжках в воду с 3-метровой вышки – не менее 3 м;
– запрещением ныряния и прыжков в воду занимающимся, которые перенесли заболевания среднего и внутреннего уха; как исключение, допуском их к занятиям плаванием только в том случае, если слуховой проход заложен ватой, густо смазанной вазелином;
– запрещением плавания около вышки во время прыжков в воду; разрешением очередному обучаемому прыгать, не ранее чем предыдущий прыгун отплывет от места входа в воду на расстояние не менее 5 м;
– обучением нырянию только со страховочным концом длиной 5–6 м с поплавком на одном конце; ознакомлением занимающихся со способом выравнивания давления на барабанные перепонки;
– при обучении плаванию в одежде с оружием проверкой правильности подгонки обмундирования и снаряжения, а также крепления поддерживающих предметов; проведением занятий вначале на глубине 1–1,5 м, а при переходе на глубокое место – вдоль натянутой веревки с поплавками;
– прекращением занятий в воде, если у занимающихся появились признаки сильного охлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ).

Руководитель занятий и его помощник обязаны знать меры безопасности и уметь оказать первую помощь тонущему.

Элементы борьбы

Обучение юношей элементам борьбы имеет важное значение для последующего (в период службы в армии) формирования у них навыков рукопашной схватки, воспитания смелости и решительности, инициативы и находчивости.

Успешное освоение элементов борьбы закладывает прочный фундамент для овладения приемами боя с оружием (автоматом, ножом, малой лопатой), ударами рукой и ногой и защитой от них, болевыми приемами, бросками, удушениями, приемами обезоруживания, включаемыми в занятия по рукопашному бою с личным составом Вооруженных cил.

В настоящей главе раскрывается организация и методика разучивания элементов борьбы с примерным поурочным планом занятий в спортивной секции.

Организационно-методические рекомендации по разучиванию элементов борьбы

Для обеспечения безопасности при изучении и совершенствовании приемов пары составляются исходя из масса тела и роста занимающихся. Изучение бросков производится на несопротивляющемся партнере. Броски должны выполняться от центра к краю ковра. При выполнении броска не разрешается падать на соперника всем телом. Падающий не должен опираться на выставленную руку. Обучение приемам борьбы лежа и в стойке производится только после овладения приемами самостраховки.

Отдельные приемы борьбы рекомендуется изучать в такой последовательности:

– показ приема в целом;
– показ приема по частям с кратким объяснением техники исполнения;
– разучивание приема на несопротивляющемся партнере по частям (в зависимости от сложности приема);
– выполнение приема слитно в обе стороны;
– самостоятельное выполнение приема занимающимися 5–10 раз.

Тренировки (совершенствование приемов) с сопротивлением можно начинать только после усвоения приемов на несопротивляющемся партнере.

Броски тренировать сначала с односторонним сопротивлением, затем в учебных схватках с двухсторонним сопротивлением (борьба стоя).

На 9; 10; 19; 20-м уроках учебные схватки следует проводить с произвольным переходом от борьбы стоя к борьбе лежа и обратно.

Перед началом схватки поставить перед занимающимися определенную задачу, а по окончании ее провести анализ с указанием правильных и ошибочных действий.

Ниже приводится примерный поурочный план занятий борьбой.

Поурочный план

Урок 1

1. Ознакомление занимающихся с программой обучения.
2. Изучение приемов самостраховки:

падения на бок, перекаты с одного бока на другой; кувырки вперед перекатом по руке, плечу и на спину; падения на бок через партнера, стоящего на четвереньках; падения на спину через партнера, стоящего на четвереньках.

Урок 2

1. Тренировка в выполнении приемов самостраховки.
2. Изучение приема борьбы лежа – переворот захватом рук сбоку.

Урок 3

1. Тренировка в выполнении приема борьбы лежа – переворот захватом рук сбоку.
2. Изучение приема борьбы лежа – переворот рычагом.

Урок 4

1. Тренировка в выполнении приема борьбы лежа – переворот рычагом.
2. Изучение приема борьбы стоя – передняя подножка.

Урок 5

1. Тренировка в выполнении приема борьбы стоя – передняя подножка.
2. Изучение приема борьбы стоя – бросок через спину.

Урок 6

1. Тренировка в выполнении приема борьбы стоя – бросок через бедро.
2. Изучение приема борьбы стоя – задняя подножка.

Урок 7

1. Тренировка в выполнении приема борьбы стоя – задняя подножка.
2. Тренировка в выполнении приемов, изученных на уроках 1–7.

Урок 8

Совершенствование приемов, изученных на уроках 1–7.

Уроки 9–10

Учебные схватки.

Урок 11

Изучение приема борьбы лежа – переворот захватом шеи из-под плеча.

Урок 12

1. Тренировка в выполнении приема борьбы лежа – переворот захватом шеи из-под плеча.
2. Изучение приема борьбы лежа – переворот захватом шеи и туловища снизу.

Урок 13

1. Тренировка в выполнении приема борьбы лежа – переворот захватом шеи и туловища снизу.
2. Изучение приема борьбы лежа – переворот захватом шеи и ближней ноги.

Урок 14

1. Тренировка в выполнении приема борьбы лежа – переворот захватом шеи и ближней ноги.
2. Тренировка в выполнении приемов, изученных на уроках 11–14.

Урок 15

1. Совершенствование приемов, изученных на уроках 11–14.
2. Изучение приема борьбы стоя – бросок рывком за пятку.

Урок 16

1. Тренировка в выполнении приема борьбы стоя – бросок рывком за пятку.
2. Изучение приема борьбы стоя – задняя подножка с захватом ноги снаружи.

Урок 17

1. Тренировка в выполнении приема борьбы стоя – задняя подножка с захватом ноги снаружи.
2. Изучение приема борьбы стоя – бросок с захватом ног.

Урок 18

1. Тренировка в выполнении приема борьбы стоя – бросок с захватом ног.
2. Совершенствование приемов, изученных на уроках 11–18.

Уроки 19–20

Учебные схватки.

Приемы самостраховки

Падение на бок и перекаты с одного бока на другой. Лечь на правый бок; правое колено подтянуть как можно ближе к груди, левую ногу поставить на ступню так, чтобы пятка упиралась в подъем правой ноги. Вытянутую правую руку положить на ковер ладонью вниз, поближе к колену. Левую руку поднять вверх или согнуть в локте. Голову прижать к левому плечу (рис. 13, а). Из этого положения перекатиться на левый бок, ударив левой рукой по ковру.

Повторить перекаты с левого на правый и с правого на левый бок. Затем перейти к падениям на бок из положения сидя на ковре, полного приседа (рис. 13, б) и стоя.
Падая набок, необходимо перейти в такое положение, о котором рассказано выше.

Кувырок вперед перекатом по руке и плечу. Стать на правое колено. Левой рукой упереться пальцами в ковер, а правую, чуть согнутую в локте, руку пропустить между ногами.
Перекатываясь по правой руке и плечу, сделать кувырок вперед (рис. 14). Этот же кувырок сделать из положения стоя и с разбега. Перекат выполнять поочередно с правой и левой руки.

Падение на спину через партнера, стоящего на четвереньках. Стать справа (слева) от партнера, стоящего на четвереньках, спиной к нему. Руки вытянуть вперед, подбородок прижать к груди. Падая назад через партнера, приземлиться на спину, амортизируя падение ударом прямых рук по ковру. В момент окончания падения подбородок прижать к груди, ноги согнуть в коленях (рис. 15).

Падение на бок через партнера, стоящего на четвереньках. Стать справа от партнера, стоящего на четвереньках, спиной к нему и захватить левой рукой одежду у плеча. Отталкиваясь правой ногой, сделать перекат назад через спину партнера и, сгруппировавшись, упасть на правый бок, сделав в момент касания телом ковра упреждающий удар вытянутой правой рукой, левой держаться за плечо партнера.

Приемы борьбы лежа

Переворот захватом рук сбоку. Опуститься на правое колено слева от партнера, стоящего на четвереньках. Левой рукой из-под шеи, а правой из-под груди захватить правую руку партнера выше локтя.
Нажать правым предплечьем на левый бок партнера, одновременно сильно потянуть его правую руку вверх на себя, переворачивая партнера на спину (рис. 16).

Переворот захватом шеи из-под плеча. Опуститься на правое колено у левого бока партнера, стоящего на четвереньках. Левую руку просунуть из-под плеча партнера и положить ему на шею. Правой рукой из-под груди захватить его дальнюю руку выше локтя.
Нажимая левой рукой на шею партнера вниз к себе, а предплечьем приподнимая его руку вверх, перевернуть его на спину (рис. 17).

Переворот рычагом. Стать на колени у левого бока партнера, стоящего на четвереньках. Положить предплечье левой руки на шею партнера. Правую руку пропустить под мышкой и положить ладонь на предплечье своей левой руки.
Нажимая руками на шею соперника по направлению к себе-вниз, переверните его на спину (рис. 18).

Переворот захватом шеи и туловища снизу. Опуститься на левое колено у левого бока партнера, стоящего на четвереньках. Положить предплечье левой руки на шею партнера, а правую руку подвести ему под живот.
Нажимая левой рукой вниз на шею партнера и поднимая правой рукой его корпус вверх, перевернуть партнера на спину (рис. 19).

Переворот захватом шеи и ближней ноги. Стать слева от партнера на левое колено, затем правой рукой захватить левое бедро партнера, а левое предплечье положить ему на шею. Нажимая левой рукой на шею вниз, правой рукой приподнять партнера и, отталкиваясь правой ногой от ковра, перевернуть его на спину (рис. 20).

Приемы борьбы в стойке

Передняя подножка. Оба борца в правой стойке. Правой рукой захватить партнера под мышкой левой руки, а левой – под локтем его правого плеча.
Повернуться спиной к партнеру и стать в такое положение, чтобы правая нога перекрывала его правую ногу. Тяжесть тела перенести на полусогнутую левую ногу.
Рывком руками вниз и подбивом ног партнера бедром вверх выполнить бросок (рис. 21).

Задняя подножка. Оба борца в правой стойке. Левой рукой захватить одежду партнера под локтевым сгибом правой руки. Сделать левой ногой шаг вперед-влево и перенести тяжесть тела на левую ногу. Одновременно захватить правой рукой одежду в области правой ключицы партнера.
Правой ногой подбивающим движением перекрыть правую ногу партнера так, чтобы подколенный сгиб нападающего пришелся на его подколенный сгиб, и движением рук опрокинуть партнера через свою ногу назад-влево (рис. 22).

Бросок через бедро. Подшагнуть к партнеру, поставив правую ногу между его ногами. Одновременно захватить его правой рукой за шею, а левой – за правое предплечье.
На пятке или носке выставленной ноги повернуться спиной к партнеру и подставить свою левую ногу к правой – пятка к пятке. Корпус при этом наклонить вперед–влево, а ноги слегка согнуть в коленях.
Выпрямить ноги, подбивая атакуемого тазом снизу вверх и отрывая его от ковра.
Падая вперед-влево и увлекая за собой атакуемого, перебросить его через себя. Заканчивая бросок, атакующий удерживает захват руки и шеи атакуемого (рис. 23, 24).

Бросок рывком за пятку. Оба борца в правой стойке.
Быстро присесть и захватить правой рукой пятку (изнутри) правой ноги партнера, а левой рукой – одежду у локтя правой руки. Резким движением потянуть правую ногу партнера вправо-вверх, а руку – влево-вниз и опрокинуть его на спину (рис. 25).

Задняя подножка с захватом ноги. Оба борца в правой стойке.
Потянув партнера за руку вверх на себя и наклонив корпус вниз, нападающий делает шаг правой ногой вперед (к левой ноге партнера); обхватив ее левой рукой за подколенный сгиб, делает шаг левой и, выпрямляя корпус, отрывает ногу от ковра.

Затем нападающий маховым движением правой ноги подбивает левую ногу партнера и, резко разворачиваясь вправо, бросает его на ковер (рис. 26).

Бросок захватом ног. Оба борца в правой стойке.
Нападающий, захватив одежду партнера под локтями, должен сильно потянуть ее вверх на себя, делая при этом шаг правой ногой вперед так, чтобы она оказалась между его ногами.
Затем, отпустив руки партнера, быстро наклониться и, присев на впередистоящей ноге, захватить обеими руками его ноги. Из этого положения сделать сильный рывок руками в сторону на себя и вверх, одновременно отталкивая от себя партнера правым плечом, и бросить его на ковер (рис. 27).

Физические упражнения, рекомендуемые для проведения подготовительной и заключительной частей урока

В подготовительной части урока проводятся упражнения в ходьбе и беге, вольные упражнения, парные, групповые и др.

Упражнения в ходьбе и беге:

  • ходьба и бег на месте обыкновенным шагом и с высоким подниманием коленей;

  • ходьба и бег на носках с высоким подниманием коленей, быстрым подниманием прямых ног вперед и назад;

  • ходьба в полуприседе, в приседе, пригнувшись и выпадами;

  • бег пригнувшись, прыжками, с подскоками на одной и двух ногах;

  • бег с переменной скоростью (по 10–20 м);

  • ходьба и бег правым, левым боком и спиной вперед, с поворотом на 180 и 360°;

  • ходьба и бег с различными положениями рук (на поясе, к плечам, за головой, перед грудью и т. д.) и движениями ими (сгибание и разгибание, поднимание и опускание, размахивание и вращение);

  • ходьба и бег с остановками, переходом в положение лежа и вскакиванием, с прыжками друг через друга и пролезанием между ногами по команде или сигналу.

Вольные упражнения

Первый и второй комплексы вольных упражнений из Наставления по физической подготовке в Вооруженных cилах Украины (НФП-97).

Парные, групповые упражнения и эстафеты:

  • перетягивание одной и двумя руками в положении стоя и сидя;

  • сталкивание друг друга с места, упираясь плечом, спиной и руками;

  • «чехарда»;

  • «стенка на стенку»;

  • перетягивание каната;

  • эстафеты с бегом, прыжками, переползанием, лазаньем по канату, преодолением препятствий.

В заключительной части занятий проводится медленная ходьба, затем следуют упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием:

  • 1–2 – поднимаясь на носки, руки в стороны-вверх – вдох; 3–4 – опускаясь на всю ступню, руки вниз – выдох;

  • руки вверх; расслабить мышцы, потряхивая кистями, опустить руки вниз;

  • ноги врозь; наклониться вперед и свободно потряхивать расслабленными руками;

  • ноги врозь; расслабив мышцы, свободно «бросить» (наклонить) туловище вперед;

  • стоя на одной ноге, расслабить мышцы другой ноги и потряхивать ею.