Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Дети, которым трудно

Один ребенок вертится, как юла, все роняет, разбивает, теряет, вечно чумазый, с незаживающими болячками на коленях и локтях, очень шумный и совершенно неутомимый. Другой просто ангел, на одном месте сидит, может часами смотреть картинки, не шалит, не трещит, правда, его даже при необходимости не заставишь ничего делать – он просто спит на ходу. Что хорошо, что плохо, что норма, что патология, надо ли принимать все как есть или подобное поведение требует не просто коррекции, а медицинского вмешательства?

Итак, активные дети – диагноз или норма? Ребенок просто возбужден или он болен и пора к доктору? Если ребенок полон энергии, которая бьет через край, он не может усидеть на месте, носится, кричит, а потом вдруг начинает злиться, становится упрямым и непослушным, значит ли это, что он нездоров? Когда речь идет просто о неудобных детях, а когда – о психиатрической проблеме, о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

СДВГ

Диагностировать СДВГ можно с первых месяцев жизни ребенка, но наиболее заметными они становятся в детском саду и совсем угрожающий характер принимают в начальной школе, т.е. при попадании в коллектив, живущий по правилам и распорядку.

СДВГ определяется как минимум тремя составляющими: гиперактивность, невнимательность, импульсивность.

О гиперактивности может идти речь, если ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях – дома, в гостях, у врача, в магазине, на улице и в школе – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, он не в состоянии удержать внимание на любом, даже самом интересном предмете или событии, причем ни уговоры, ни угрозы, ни подкуп, ни ласка не помогают. Он просто не может остановиться, у него не работает механизм самоконтроля. Такой ребенок отличается суетливостью, беспричинными движениями рук, ног, постоянным, бесцельным желанием что-нибудь теребить, дергать, куда-нибудь лезть. Он может вскакивать посреди урока, ходить по классу, он болтлив. О невнимательности можно говорить, если в течение долгого времени ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает массу ошибок; если он не в состоянии выслушивать обращенную к нему речь, что вызывает ощущение, будто он игнорирует слова и замечания; если не может доводить начатое до конца не из чувства протеста, а так как не в состоянии усвоить правила и инструкции; если не может организовать любую свою деятельность; если на заданиях, требующих длительного умственного напряжения, он постоянно отвлекается; если он все теряет или не может найти свои вещи и все забывает. Импульсивность заставляет его отвечать, не дослушав вопроса; он не умеет дожидаться своей очереди, мешает, вмешивается, никогда не знаешь, что он сделает в следующую минуту. Часто возникают тики и подергивания, жалобы на головные боли, возможен энурез. Все эти симптомы должны наблюдаться непрерывно в течение как минимум шести месяцев – тогда, конечно, необходим доктор.

Пример. Мальчик 6 лет, очаровательный, подвижный невероятно, очень разговорчивый, мимика и жесты – как у хорошего актера. За время часового общения оторвал от рубашки две пуговицы, перетрогал почти все предметы, находящиеся в кабинете, то начинал петь, то просто кричал, на вопросы почти не отвечал, просьба порисовать вызвала новую волну беготни и крика. Бегая, он постоянно натыкался на все подряд, как бы «не вписывался в формат». От вопроса он мог замереть, создавая впечатление, что задумался, хотя на самом деле просто «выключался». При такой подвижности он так и не смог освоить элементарную игру в мяч и велосипед – просто не понимал инструкции, но неспособность усвоить инструкции вовсе не означает, что у него проблемы с интеллектом, он просто неспособен сосредоточиться.

Во всех других случаях это просто слишком активные дети, с которыми очень тяжело.

Активные дети

К описанию характерных особенностей поведения активных детей можно отнести многое из перечисленного ранее.

Они тоже крайне неповоротливы и неуклюжи, постоянно что-то переворачивают, разбивают, теряют, забывают, при всей своей подвижности очень медленно выполняют задания. Они любопытны, но не любознательны, на все смотрят, но ничего не видят, но их, хоть и с трудом, можно призвать к порядку, их энергию можно направить в нужное русло.

Наказания такие дети переносят с легкостью, укоры, отказы нисколько их не огорчают, насколько вспыльчивы, настолько и отходчивы, т.е. на обидах тоже не сосредотачиваются. Наказать такого ребенка можно, ограничив его в движении, например, усадив на диван, до указанного срока. Он извертится, изноется, но запомнит.

К сожалению, не получая вовремя помощи, дети с СДВГ или без него получают ярлыки, их зачисляют в разряд двоечников и хулиганов. Из-за этого все симптомы получают дополнительный стимул, и дети замыкаются и начинают жить отдельной, внутренней жизнью. Либо гиперактивный ребенок становится лидером, тогда коллектив, который он возглавляет, будет трясти и лихорадить долгое время! Он поведет их за собой и на деревья, и на крыши, и на дорогу, и на любое другое «дело»; они совершают побеги, замыкают электричество, изучают канализационные люки. У гиперактивных детей снижена реакция на болевые стимулы: переломы, порезы и т. д. для них не проблема.

Лечить или не лечить, болезнь это или нет – решать врачу и только. Задача взрослых – быть внимательными к симптомам, но не делать поспешных выводов: в конце концов, вертеться на уроках ребенок может просто потому, что ему неинтересно. Иногда симптомы душевных болезней возникают из-за физических заболеваний. Даже диета, основанная исключительно на углеводах, может вызвать нарушения эмоционального равновесия. Кроме того, изменения в поведении могут носить временный характер, и это, возможно, реакция на эмоциональные нагрузки (развод, смерть в семье и т.д.).

И если все-таки это не СДВГ, а просто сверхподвижность, то пусть до изнеможения играет в футбол, хоккей, салочки – эти игры требуют организованности, подчинены конечной цели и приобщают к спорту. В спорте дети реализуют чрезмерную энергию, спорт организует, ставит цели.

Дети малоподвижные

Другая сторона медали – дети тихие, мирные, послушные, которые никуда не бегут, не лезут, а тихонько в уголочке занимаются своими делами. Это удобные дети (пассивные, малоподвижные, заторможенные), для них тоже есть диагноз – ММД (минимальная мозговая дисфункция), гиподинамический синдром. У пассивных детей в результате микрородовой травмы повреждены подкорковые структуры мозга, из-за чего стимуляция активности из этих структур оказывается слабой, мозг как бы дремлет.

Это те дети, про которых говорят: «Спит на ходу», его трудно чем-либо заинтересовать, надо постоянно тормошить. Это могут быть дети с избыточным весом, и тогда еда становится тем единственным, что вызывает оживление. Либо, наоборот, вес ниже нормы, тогда он и за столом вял. Они неловки, плохо координированы. Они производят впечатление умственно отсталых, при разговорах как бы отсутствуют, отвечают односложно, лишь бы их оставили в покое. Неуспехи в школе огорчают лишь потому, что из-за этого их теребят. У таких детей нередка дизартрия («каша» во рту) и дисграфия (плохой почерк, пропуск букв, замена одних букв другими, зеркальное их написание). Возникают проблемы с математикой, так как дети с ММД страдают неравномерностью умственного развития: одни параметры интеллекта нормальны, другие низки, что-то усваивается хорошо, что-то – плохо. Уроков физкультуры избегают всевозможными способами – там особенно очевидна их неловкость, они становятся объектами насмешек. Они вялы во всем – умственно, эмоционально, физически. Кричать, тормошить бесполезно, их надо заинтересовывать, причем делать это по-доброму, с учетом состояния. Он будет крутить педали, если рядом отец, мать, тренер, друг, с ними же будет ходить, бродить. К более быстрым реакциям его должен побуждать находящийся рядом, ставя его в положение, при котором надо успевать. Стимулировать можно целью: закончишь дело – посмотришь фильм. С ними хорошо играть, например, в слова, он вовлекается в игру-соревнование и, стараясь не отстать, будет действовать быстрее. Если не спеша, упорно, день за днем таких детей тренировать, действуя терпеливо, объясняя доходчиво, они освоят и математику, и любую другую науку. Они отнюдь не глупы, а то, что у них получается легко, надо развивать максимально – это будет и утешением, и компенсацией, разовьет самоуважение и уверенность в себе.

Борьба с последствиями синдромов гипер- и гипоактивности хорошо демонстрирует, как неблагоприятный биологический фактор может быть преодолен своевременными воспитательными действиями.

Оксана НЕНЮКОВА