Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2007

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

Первые шаги

В декабре 2006 года активно подводились итоги первого года воплощения в жизнь федеральной целевой программы «Развитие физкультуры и спорта на 2006–2015 гг.» (далее – ФЦП). И это понятно: впервые за долгие годы государство вкладывает огромные деньги в развитие физической культуры и спорта, а точнее – в здоровье граждан. Программа долгосрочная, поэтому подведение итогов первого года ее реализации необычайно важно: еще не поздно что-то подкорректировать, еще остается надежда...

Национальный проект

Состоялся Всероссийский форум «Спорт – национальный проект». На пленарном заседании обсуждались различные вопросы: новый «Закон о спорте» и поправки, которые к нему необходимо сделать, чтобы гарантировать социальную защиту бывшим спортсменам и тренерам; положение учителей и тренеров; проблемы в детско-юношеском и профессиональном спорте; проведение конкурсов на спортивное оборудование и инвентарь; планирующаяся реформа технического регулирования.

Самый сильный отклик у большинства присутствующих вызвали последние два вопроса – среди участников форума большую часть, похоже, составляли поставщики спортивного оборудования. Впрочем, это вполне естественно: в обсуждавшейся ФЦП основное внимание уделяется именно строительству и оснащению спортсооружений. Александр Рубцов, заместитель руководителя экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ, сказал, что при рыночной системе необходимо отказаться от обязательного применения единых государственных стандартов: они быстро устаревают, в результате чего на рынок не выходит новое оборудование, отвечающее современным требованиям. Николай Быканов, президент Ассоциации спортивного инжиниринга, высказал противоположную точку зрения. Он убежден, что для того чтобы при тендерных закупках (тендер – конкурсная форма проведения подрядных торгов) в школы не поставлялось некачественное оборудование, необходимо усилить государственный контроль за его качеством.

Странно, что сам процесс проведения конкурса среди поставщиков ни одним из выступавших не обсуждался. Взаимоотношения, при которых что-то производят одни люди, покупают (на государственные деньги) другие, а используют – третьи трудно назвать «рыночными». Это – типичная модель «соцраспределения», при которой всегда остается лазейка как для нечистоплотных, но предприимчивых производителей, так и для готовых получить личную сверхприбыль (от никому не нужных закупок) поставщиков. Простая идея о включении учителей и тренеров (то есть людей, которым придется использовать закупаемое оборудование) в состав комиссий по тендерным закупкам почему-то обсуждалась.

В рамках форума проводился «круглый стол» под названием «Развитие спорта в образовательных учреждениях». Первым был заявлен доклад «Современные подходы к организации занятий физической культурой и спортом детей и подростков». Однако докладчик, член-корреспондент Российской академии образования Вадим Бальсевич, изменил название. «Мой доклад называется «Здоровьеформирующая технология спортивно-ориентированного физического воспитания детей и подростков», – сразу обозначил Вадим Константинович. Получается, что из всех современных подходов к организации занятий физической культурой и спортом в России есть (официально существует) только один: спортивно-ориентированное физическое воспитание.

Ключевые точки доклада: занятия физической культурой должны быть вынесены за сетку общего расписания; в школе должны работать тренеры, а не учителя физической культуры; эффективно на здоровье может влиять только тренировочный процесс. В Сургуте и ряде других регионов данный эксперимент показал великолепные результаты (статью Вадима Бальсевича на данную тему вы можете прочитать в № 14/2005 г.).

Вопросов к докладчику было много, что еще раз показало интерес к идее Вадима Константиновича и... сомнения в возможности ее массовой реализации. Сомнения, в первую очередь, возникают из-за понимания невозможности внедрения системы массового выбора школьниками спортивных секций в современной российской школе, где очень часто не хватает и учителей, и тренеров, и спортзалов... Все, что планируется построить до 2015 года, – малая капля в огромном море проблем. Больше 40% общеобразовательных школ не имеют спортивных залов; средний возраст учителей физической культуры во многих регионах перевалил за 50 лет и в ближайшее время вряд ли снизится; спортивного оборудования повсеместно не хватает...

Как был оснащен эксперимент, о котором рассказывал Вадим Константинович? В сургутской школе учились (в разные годы данного исследования) от 1100 до 1500 ребят. Школа оборудована восемью специализированными спортивными залами (отдельными для художественной и спортивной гимнастики, залами для настольного тенниса и рукопашного боя, двумя залами для игровых видов спорта, специальными залами для коррекционной гимнастики). С детьми работали около 20 учителей и тренеров: Вадим Константинович долго считал, но потом сдался, сказав, что учесть всех преподавателей начальных классов трудно.

Кто же спорит с тем, что если у детей будет возможность у себя в школе заниматься спортом, да еще любимым, да еще бесплатно, то они и здоровее будут, и физически станут более развиты?! Это ясно и без экспериментов. Можно было бы провести альтернативное исследование: в самой обычной школе, не отменяя уроков физкультуры и даже не меняя существующей программы, построить 8 спортивных залов, параллельно открыть 10–15 разнообразных спортивных секций (а еще и тренажерный зал, и зал для фитнеса) и разрешить всем желающим заниматься в них бесплатно. Думаю, что результат был бы аналогичным. Интересно, стали бы потом говорить об эффективности давно работающей программы по физической культуре, о том, как хорошо проводятся уроки?..

Участники «круглого стола» пришли к общему мнению: первоочередная задача, без решения которой невозможен серьезный разговор о реорганизации системы преподавания физической культуры, – развитие спортивной базы во всех общеобразовательных школах и финансовая поддержка преподавательского состава.

Модернизация?

Федеральное агентство по физической культуре и спорту, совместно с Федеральным агентством по образованию в декабре 2006 года провели в РИА-Новости «круглый стол» «Модернизация системы физического воспитания детей и подростков: развитие спорта в образовательных учреждениях». И снова даже тема говорила сама за себя: те, кто руководит спортом и образованием, убеждены, что единственный путь модернизации физического воспитания в школе – это замена его спортом.

Беседа началась с выступления Дмитрия Чернонога, советника Управления физической культуры Росспорта, который рассказал о федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», направленной на строительство и обновление спортивных залов в образовательных учреждениях, на увеличение числа детей, занимающихся спортом; отметил, что в настоящее время разрабатываются правовые нормы, которые позволят (с точки зрения Росспорта) сделать так, чтобы многочисленные спортивные сооружения, строительство которых идет по всей стране, эффективно работали. Странно, что здания уже строятся, некоторые даже функционируют, а правовые нормы их эксплуатации только обсуждаются.

Об успехах юных спортсменов, которые тренируются в спортивных школах, находящихся в подчинении Федерального агентства по образованию, рассказали Алла Егорова, начальник отдела воспитательной работы и спорта, и Игорь Мельниченко, начальник управления по делам молодежи Рособразования. Они призвали «не делить детей» на тех, кто тренируется в спортшколах разных ведомств. С этим, конечно, все согласились.

Когда слово взял Петр Виноградов, заместитель начальника управления Росспорта, доктор педагогических наук, присутствующие сидели с довольно отрешенным и... удивленным видом: «Почему говорят о строительстве и соревнованиях между спортсменами? При чем здесь модернизация системы физического воспитания?»

Первые слова Петра Алексеевича заставили всех внимательно прислушаться. Он уверенно сказал, что выделенные государством миллиарды рублей должны быть использованы не для единиц, занимающихся спортом. «Победы – это великолепно, но главное на сегодняшний день – сделать так, чтобы все дети выросли здоровыми, чтобы все хотели и умели заниматься физической культурой».

Его выступление состояло из проблем, которые необходимо обсуждать. В федеральных программах по физической культуре и по развитию образования не нашлось места вопросам физической культуры. О них говорится только вскользь, нет даже попыток изменить содержание образования в этой сфере, создать принципиально новые программы для этого предмета. «Если в образовательной программе нет места здоровью, грош цена такой программе».

Среди 10000 учителей, получивших гранты в нацпроекте «Образование» было только 298 преподавателей физкультуры. Три процента. Мало, очень мало. И причина, в первую очередь, в отношении и к ним, и к самому учебному предмету в школах и в системе образования в целом. Тогда как затраты (и духовные, и физические, и финансовые) учителя физкультуры несоизмеримы с затратами их коллег. Учитель физкультуры находится в постоянной зоне риска: даст слишком слабую нагрузку – не будет никакого эффекта от занятий, слишком высокую – может случиться непоправимое. Учитель физической культуры затрачивает на каждый урок огромное количество физических сил: он должен находиться в прекрасной физической форме, чтобы 5–6 уроков подряд провести на лыжах или обучая ребят игре в баскетбол. И, наконец, как отметил Петр Алексеевич, учитель физкультуры должен иметь спецодежду – спортивную форму, а это совсем не дешево. Он сказал, что необходимо централизованно покупать учителям физкультуры спортивную форму (согласитесь, это немаловажно), а еще предложил собрать в Москве учителей физической культуры, ставших лауреатами нацпроекта в 2006 году, и издать сборник методик, которые они используют. Это предложение всех заинтересовало.

Выступление никого не оставило равнодушным. Все кивали, демонстрируя свое одобрение, и... удивлялись: почему на «круглый стол» не пригласили представителей Министерства образования и науки? И тут же отвечали сами себе: «Потому что там нет людей, занимающихся этими проблемами». Петр Виноградов говорил как представитель Росспорта – это уже хорошо. Но будут ли предприняты реальные шаги в том направлении, которое он обозначил?

Ильдар Латыпов, доцент Российской государственной академии физической культуры, отметил, что в ФЦП сказано, что количество учителей физкультуры должно повыситься, а как это будет достигнуто – совершенно не продумано.

«Когда я пришла в школу № 1502 на аттестацию учителей, директор сказал, что физкультура у них – предмет № 1. Потому что, если дети не выдерживают нагрузку современной жизни, если они вырастают физически слабыми, больными, никакие золотые медали не помогут», – высказала мнение своих коллег учитель физкультуры Лариса Муратова. Она говорила о необходимости индивидуализации школьной программы, о трудностях, которые встают на пути у творческих учителей.

Наш комментарий

Бесспорно, ФЦП – серьезный шаг в направлении оздоровления общества, в восстановлении и развитии инфраструктуры, позволяющей людям из всех слоев населения заниматься физической культурой и спортом.

Для учителей физической культуры и тренеров, то есть для тех, на чьи плечи ложится основной груз ответственности за конечные результаты данной программы, наиболее значимыми являются три направления:

1) развитие инфраструктуры спортивных сооружений;
2) новая кадровая политика;
3) изменение содержания общего образования в области «физическая культура» – модернизация системы физического воспитания детей и подростков.

Об инфраструктуре говорят много. Но в основном – о системе дополнительного образования. В то же время ремонт спортивных залов в общеобразовательных школах часто приходится делать за счет внутренних средств, в том числе – за свой собственный счет. Провалившийся пол, обвалившийся потолок – очень реальные угрозы для жизни и здоровья воспитанников. А о какой физической культуре может идти речь, если почти во всех общеобразовательных школах (за редкими, очень редкими исключениями) спортивные залы не оборудованы душевыми, а если и оборудованы, то они не работают?! В ФЦП недостаточно внимания уделено оборудованию спортивных залов при общеобразовательных школах.

О педагогических кадрах. Скоро большинство учителей физической культуры выйдут на пенсию, и во вновь созданной инфраструктуре просто некому будет работать. Чтобы этого не произошло, можно было бы использовать развивающуюся в системе образования так называемую «профильную школу», внедряя не оборонно-спортивный профиль, а спортивно-педагогический. Однако и эта мера вряд ли повысит у молодежи желание работать учителем или тренером в оздоровительных центрах или детских спортивных школах. Нельзя продолжать закрывать глаза на нищенскую заработную плату этих учителей и тренеров при высочайшей степени их ответственности не только за знания, умения, навыки, но и за жизнь своих учеников. Часто здоровье детей подвергается опасности не из-за того, что учитель неправильно ведет урок, а по совершенно независящим от него причинам, в том числе и из-за плохо организованного медицинского обслуживания общеобразовательных школ, из-за отсутствия необходимого ремонта, из-за ветхости инвентаря. Для того чтобы ФЦП принесла положительный эффект, необходимо принципиально изменить систему подготовки кадров, начиная с общего и среднего специального образования, дать социальную защищенность учителям и тренерам, повысить их социальный статус и уровень жизни.

А как же модернизация? Нужно ли менять содержание образования предмета «физическая культура»? Несомненно, и с этим никто не спорит.

К сожалению, и на этот раз разговор до модернизации так и не дошел. Однако все участники «круглого стола» отметили, что их удивляет равнодушие Министерства образования и науки к данной проблеме. Начинать модернизацию системы физического воспитания нужно с кардинального изменения стандартов по этому предмету. Было бы хорошо, если бы прежде, чем принимать эти стандарты, прошло серьезное, открытое их обсуждение. И с учеными, и с учителями, и с тренерами...

Ольга ЛЕОНТЬЕВА