Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Программа оборонно-спортивного профиля

Данный учебный план для оборонно-спортивного класса составлен на основе Базисного учебного плана и примерного учебного плана профильных классов. Профильными предметами в этом классе является физкультура (4 часа в неделю) и основы безопасности жизнеобеспечения (2 часа в неделю). От государственной программы она отличается тем, что наряду с традиционными видами спорта в нее включено знакомство и изучение таких видов спорта, как: хоккей, футбол, ручной мяч, туризм, художественная гимнастика, биатлон. При проведении занятий по рукопашному бою с юношами девушки занимаются художественной гимнастикой.

Учебная программа предусматривает изучение теоретических сведений в начале раздела по каждому виду спорта, что делает ученика активным участником всего, что происходит на уроке. Ученикам по каждому виду спорта предлагается список литературы для самостоятельного изучения.

Цели и задачи курса

Изучение физической культуры на профильном уровне среднего (полного) образования направленного на достижение следующих целей:

  • развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;

  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

  • овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;

  • освоение знаний о физической культуре: о ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, ее роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;

  • формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями;

  • активное внедрение в быт учащихся массовых видов спорта с целью воспитания привычки к систематическим, самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

  • воспитание у учащихся организаторских навыков с целью подготовки их к общественной работе по физическому воспитанию;

  • спортивное совершенствование учащихся в избранном ими виде спорта.

10–11-й класс

Теоретический раздел

Физическое образование – неотъемлемая часть общей системы воспитания и одно из средств всестороннего развития личности. Организация физической культуры в России. Физкультурный комплекс ГТО. Охрана труда и техника безопасности на занятиях физической культурой. Влияние физических упражнений и спорта на организм человека. Тренировочная нагрузка. Самоконтроль. Гигиеническая гимнастика. Закаливание организма. Оказание первой медицинской помощи. Оздоровительное и прикладное значение гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и туризма. Организация и проведение спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований.

Практический раздел

ГИМНАСТИКА

  • Строевые упражнения – общие понятия (строй, ряд, фланг, интервал, дистанция, направляющий, замыкающий, предварительные и исполнительные команды), построение и перестроение, повороты на месте и в движении, размыкание и смыкание.

  • Общеразвивающие упражнения.

  • Упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, конь, канат, кольца).

  • Акробатика.

  • Ритмическая гимнастика.

  • Упражнения с гантелями, гирями, эспандерами.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

  • Обучение и совершенствование в технике бега на средние дистанции.

  • Обучение и совершенствование в технике бега на короткие дистанции.

  • Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» прогнувшись.

  • Прыжки в высоту с разбега способами «перешагивание», «перекидной».

  • Метание гранаты с разбега.

  • Толкание ядра.

  • Метание копья.

  • Метание диска.

  • Тройной прыжок.

  • Спортивная ходьба.

  • Барьерный бег.

  • Полоса препятствий.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

  • Специальные подготовительные упражнения лыжника.

  • Строевые упражнения с лыжами.

  • Основы техники лыжных ходов (попеременные ходы, одновременные ходы, коньковые ходы).

  • Подъемы и спуски на лыжах.

  • Торможение и повороты на лыжах.

  • Переходы с одновременных на попеременные и коньковые ходы и обратно.

  • Преодоление ям, бугров, препятствий, неровностей.

  • Эстафеты на лыжах.

  • Прохождение дистанций 3 км, 5 км.

  • Гонка преследования.

  • Соревнование в спринте.

  • Соревнования с общим стартом.

  • Биатлон.

Спортивные игры

БАСКЕТБОЛ

  • Специальные подготовительные упражнения. Изучение техники игры (передвижения и остановки, ловля мяча, передача мяча, ведение мяча, броски мяча в корзину).

  • Техника и тактика игры в нападении.

  • Техника и тактика игры в защите.

  • Индивидуальные действия.

  • Групповые действия.

  • Командные действия.

  • Зонная защита.

  • Смешанная защита.

  • Практика судейства, разбор ошибок, организация товарищеских матчей и соревнований.

ВОЛЕЙБОЛ

  • Специальные подготовительные упражнения.

  • Изучение техники игры (стойка волейболиста, перемещения, подача мяча, передача мяча, нападающий удар, блокирование).

  • Техника и тактика игры в нападении.

  • Техника и тактика игры в защите.

  • Индивидуальные действия.

  • Групповые действия.

  • Командные действия.

  • Двусторонняя игра с использованием изученных технических и тактических приемов.

  • Инструкторская практика и судейство.

ФУТБОЛ

  • Специальные подготовительные упражнения.

  • Изучение техники игры (удары по мячу ногой, удары по мячу головой, остановки, ведение мяча, вбрасывание мяча, отбор мяча, обманные движения).

  • Техника и тактика игры в защите.

  • Техника и тактика игры в нападении.

  • Техника и тактика игры вратаря.

  • Совершенствования техники и тактики в играх и в игровых упражнениях.

РУЧНОЙ МЯЧ

  • Специальные подготовительные упражнения.

  • Изучение техники и тактики игры.

  • Перемещения.

  • Ловля мяча.

  • Передача мяча.

  • Ведение мяча.

  • Броски мяча в ворота.

  • Приемы игры вратаря.

  • Индивидуальные действия игрока в нападении.

  • Групповые взаимодействия.

  • Командные действия.

  • Пробивание 7-метрового штрафного броска и 9-метрового броска.

  • Переход от защиты к нападению.

ХОККЕЙ

  • Специальные подготовительные упражнения.

  • Техника катания на коньках.

  • Техника владения клюшкой.

  • Техника и тактика игры в защите.

  • Техника и тактика игры в нападении.

  • Техника игры вратаря.

  • Совершенствование техники и тактики в игровых упражнениях и играх.

ТУРИЗМ

  • Главное дело юных туристов.

  • Подготовка к путешествию.

  • Здоровье юного туриста.

  • Особенности водного, лыжного, велосипедного и горного туризма.

  • Ориентирование на маршруте.

  • Походный туристический бивак.

  • Подведение итогов путешествия.

РУКОПАШНЫЙ БОЙ

  • Упражнение из видов единоборств.

  • Стойки: передняя, задняя, фронтальная, боевая.

  • Удары рукой: прямой удар в верхнюю и среднюю части туловища, боковой удар в верхнюю часть тела.

  • Блокировка ударов рукой: верхний блок, средний блок, нижний блок, блок предплечья наружу, блок скрещенными предплечьями вниз.

  • Удары ногой: удар ногой с боком, удар ногой в сторону.

  • Блокировка ударов ногой.

  • Бокс.

  • Вольная борьба.

  • Греко-римская борьба.

  • Учебные единоборства с использованием изученных ударов и приемов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

  • Характеристика художественной гимнастики как вида спорта и учебного предмета.

  • Упражнения без предметов.

  • Упражнения с мячом.

  • Упражнения со скакалкой.

  • Упражнения с обручем.

  • Упражнения с лентой.

  • Упражнения с булавой.

  • Акробатические упражнения.

  • Ритмика. Элементы танца.

Игорь КАЗАРКИН,
СОШ № 17
г. Зеленодольск,
Республика Татарстан