Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ШКОЛА

Две стороны одной медали

Лицею N№ 1502 при МЭИ 17 лет. С этим учебным заведением связан первый опыт столицы по выстраиванию профильного образования. Наряду с физикой, информатикой и математикой в числе базовых предметов здесь сегодня – русский и иностранные языки, физическая культура. На них накладываются 5 профилей:
– физико-математический;
– углубленное изучение иностранного языка;
– информатика;
– экономический;
– экологический.
Только широкий спектр выбора и сочетания дисциплин, по мнению директора Владимира Львовича ЧУДОВА, может обеспечить базу для всестороннего развития и самоопределения учащихся. И несмотря на то, что лицей существует при вузе, главная цель все-таки состоит не в узкоспециализированной подготовке к поступлению в институт, а в том, чтобы дать ребенку достойное образование.

– Владимир Львович, физическая культура в лицее – базовый предмет. Что это означает на практике?

– Сегодня молодежь прекрасно понимает: для того чтобы быть востребованным, нужно владеть специальностью на очень высоком уровне. Но для того, чтобы заработать, надо быть здоровым, потому что работать придется много. Могу сказать, что отрезок времени от лицея до вуза в физкультурно-спортивной работе не менее напряженный, чем по физике или математике. И при этом именно физкультура и спорт для наших ребят являются защитой от перегрузок, средством поддержания работоспособности на высоком уровне. Залы не бывают пустыми и работают до половины девятого вечера. Большинство педагогов – с кафедры физического воспитания института, прекрасно знают вузовскую структуру спорта и в расчете на нее тоже выбирают направления для работы с завтрашними студентами. Например, в МЭИ – сильные волейбольные команды. И в лицее волейбол – один из основных видов по выбору. Ежегодно вузовские команды пополняются выпускниками лицея. Эту традицию – преемственности видов спорта от школы до вуза – мы стараемся поддерживать. Ведь, если мы хотим, чтобы нация была спортивно активная в течение всей жизни, очень важно не только заложить любовь к спорту и физкультуре с детства, но и создать условия для того, чтобы молодежь после школы имела возможность заниматься тем, что нравится. У нас, например, ни один год не обходится без какого-нибудь спортивного турнира, предложенного бывшими выпускниками, хотя многие из них уже и институт давно закончили. Желающих посмотреть на игру сборной лицея прошлых лет всегда полный зал: здесь и агитация за здоровый образ жизни, и лучший наглядный пример того, что профессионализм всегда в почете.
Не секрет, что для тех, кто приобрел какую-то значимость в своей профессии, спорт сегодня обязателен. Если с детства с ним входишь в жизнь, не приходится перестраиваться.

– К сожалению, это характерно не для всех школ. Поэтому интересно, как чувствуют себя старшеклассники, которые приходят в ваш лицей на два-три года из разных школ города и попадают в совершенно иную атмосферу отношения к спорту и физкультуре?

Учебный год многие, вновь поступившие к нам, начинают с предъявления справки – освободить от физкультуры. Эти дети, относящиеся к специальной медицинской группе, – противники всяких движений. Но освобождения от физкультуры у нас нет, так что приходится заниматься по той программе, которая соответствует группе здоровья каждого, а их у нас разработано достаточно. (Совместно с редакцией «Спорт в школе» в 2005–2006 гг. подготовлены и опубликованы брошюры: «Оздоровительная аэробика для девушек старших классов», «Волейбол. Развитие физических качеств и двигательных навыков в игре», «Физическая культура в специальной медицинской группе. Организация занятий со старшеклассниками», материалы: «Аэробика в круговой тренировке», «Круговая тренировка с индивидуальным подходом», «Спартакиада: высота планки – по выбору» и др. – Прим. ред.) Выбора не остается: все вынуждены заниматься. Но проходит одно-два занятия, возникает вопрос: неужели физкультура может быть такой интересной? Детей – спортсменов по природе, – а такие у нас тоже есть, – агитировать за спортивные занятия не нужно. Большинство ребят, как, наверное, и в других школах, – живая серединка, готовая не только соревноваться, но и осваивать новое. Особое отношение у нас к спортивным занятиям девочек: у них свои программы. За три года девочки становятся достаточно подготовленными физически, регулярные занятия во внеурочное время для многих из них становятся нормой. Даже те, кто не достигает высокого уровня, продолжают заниматься для себя и стараются улучшить свои результаты.

– Как Вы относитесь к тому, что мода на новые спортивные увлечения молодежи «завоевывает» школу раньше, чем туда приходят программы, соответствующие требованиям времени? Какие здесь перспективы у детского спорта и школьной физкультуры?

– Для того чтобы захотеть заниматься новым, причем масштабно, должен быть яркий пример. В последние годы на высокий уровень вышел российский теннис. Спортивный канал транслирует все теннисные турниры.
Мы построили корт, думали, будет паломничество. Нет. Два-три человека могут прийти постучать. Почему так? Уж точно не потому, что нет желающих научиться играть. Просто у нас, в Ивановском, нет пока развитой культуры тенниса. Практический интерес к новому появляется тогда, когда находятся люди, которые на местах будут этому новому обучать. В школе с этим проще. Когда началось увлечение аэробикой, учителя физкультуры меня убедили, что им надо этому обучиться. Обучились. Потом понадобились степ-платформы, которые являются довольно дорогим инвентарем. Убедили, что затраты окупятся. Купили. А затем была разработана своя программа по аэробике: эти уроки сегодня самые любимые у всех девчонок. Профессиональное обучение аэробике, культуре этого вида спорта привело к тому, что секции аэробики всегда заполнены, а спортивные команды – лучшие в городе.
Перспектива школьной физкультуры в целом – в ее многоплановости. И чем больше в школе игровой физкультуры, не запрограммированной на жесткие правила, – тем лучше. «Законов» для изучения на математике, физике и других уроках и так много, поэтому необходимо периодически от них освобождаться. Где? Конечно, на физкультуре. Но вот они приходят на физкультуру, а там... закон прыжка, старта, рывка... В лицее работа строится от вида спорта, который каждый для себя выбирает. Нормативные дисциплины даются как предварительная подготовка, как разминка к любимому занятию: например, увереннее отжимаешься – стабильнее удар по мячу. И в плане привлечения детей к регулярным спортивно-оздоровительным занятиям на школы можно надеяться. Но при этом обязательным условием должно быть наличие хорошего оборудования, залов и стадионов, соответствующих нормам безопасности. И, конечно, преподавателей: профессионалов и со спортивной, и с педагогической точки зрения.

– В какой степени, на Ваш взгляд, для повышения интереса школьников к уроку физкультуры, к занятиям в спортивной секции важен соревновательный момент и, в частности, участие в межшкольных состязаниях?

– Спартакиада школ городского подчинения, к которым относится и наш лицей, продолжается четыре месяца. Шесть лет назад, когда мы ее только начинали, было 15 школ, сейчас – 60 – почти все! Если раньше у нас не было проблем выставить команду старшеклассников и выиграть, то сейчас нас побеждают, и это здорово. Чтобы успешно соперничать, надо на протяжении довольно длительного времени поддерживать хорошую физическую форму. Значит, надо тренироваться регулярно, в том числе, и самостоятельно, речь-то идет о чести школы. Кроме того, городские соревнования требуют уже другого уровня мастерства. Можно облегчить себе жизнь, освободив от них, убедив себя, что работы и в секциях вполне хватает. Но как объяснить это детям, как сказать, чтобы они не стремились быть первыми? И еще один очень важный момент есть при организации соревнований на любом уровне. Всеми правдами и неправдами каждый год мы создаем наградной фонд. Каждый участник должен быть отмечен хотя бы мягкой игрушкой. Дети должны не только порадоваться своему успеху, но и что-то получить.

– Как Вы считаете, хорошо оборудованные стадионы, спортивные дворы – достаточная мотивация для того, чтобы развить желание и детей, и взрослых заниматься спортом?

– Возьмем наш пришкольный дворовый стадион. Он небольшой, мы его делали сами, хотели, чтобы всем, кто сюда придет, было уютно. Я думал, что здесь будет толпа. Но этого не произошло. Стадион, конечно, не пустует, мальчишки приходят, бьются в футбол: в последние годы именно к этому виду проявляется наибольший интерес. И пусть на здоровье играют, мечтают стать профессионалами. Но даже и те, кто с возрастом выбор изменит, от желания побегать с мячом, поиграть с детьми, став уже людьми взрослыми, не откажутся. А поэтому хорошие стадионы нужны, пусть даже небольшие, чтобы ребенок знал: в его дворе, на стадионе, можно здорово провести время. Ни для кого не секрет, что стоит только появиться мячу на площадке, тут же наберется команда. И очень важно, чтобы на дворовых площадках рядом с детьми были организаторы и тренеры, которые поддержат интерес ребят, помогут ему развиться. Это и есть живой массовый спорт, и его надо поощрять.

Директор в этом лицее – всегда капитан

Директор в этом лицее – всегда капитан

– Если я правильно поняла, развитие массового детского спорта вне школы должно быть таким же целенаправленным процессом, как в школе, и его надо соответственно организовывать?

– Исходные моменты те же: сделать так, чтобы было, во-первых, где играть, а, во-вторых, кому играть. На территории каждой управы есть школьные дворы, которые фактически предназначены для того, чтобы быть школьными стадионами. Значит, должна быть реальная программа превращения этих пустырей в спортивные площадки. И управы пытаются это делать и даже нам помогают. И в Москве, и по стране спортивных объектов, оборудованных на хорошем уровне, в том числе и открытых, в последнее время появилось немало. Если говорить о втором моменте, я уверен, что они будут востребованы. В школе мы перенасыщены соревнованиями. О дворах этого пока не скажешь. Не упрек в адрес кого-то, но легче всего организовать на какое-то мероприятие школу и отчитаться, исходя из того, что и учатся здесь те, кто живет. А если попробовать организовать подъезд на подъезд? Почему, например, работникам управы, отвечающим за дворовый спорт, не прийти и не посмотреть, кто гоняет до ночи в футбол, – эти ребята и есть костяк. А потом вместе с этими мальчишками пройти по квартирам накануне выходного и записать желающих сыграть за сборную подъезда или дома? С первого раза не получится – получится со второго. И совсем не обязательно набирать полный состав команд. А вот красочный плакат, форму для турнира, а в качестве приза – хороший мяч заготовить неплохо. Конечно, потребуется методическая помощь, да и просто взаимопомощь. Но первое – это конкретные люди, которые будут заниматься дворовым спортом, которых «дворы» будут знать в лицо; люди, озадаченные и озабоченные решением данной проблемы и профинансированные. Что касается меня как директора, я готов все необходимое предоставить под определенную организацию того или иного мероприятия, которое будет проводиться на пришкольном стадионе. И, думаю, не я один.
Ну а, по большому счету, для того, чтобы каждый бегал, прыгал, занимался в секции и большинство делало бы это регулярно, должно поменяться сознание. Хватит ли, например, 10 лет? И да, и нет. Если говорить о тех, кто рождается сегодня, и иметь в виду, что они будут входить в эту ситуацию при наличии хороших дворовых площадок, когда не надо будет платить больших денег за то, чтобы заниматься, когда на этих площадках рядом с ними будут умеющие и заботливые тренеры и одновременно организаторы, то проблем не будет. Дошкольникам и младшим школьникам интересно многое, и на первом месте – игры. Это и надо использовать, привлекая детей к занятиям физкультурой и спортом. И первые слова, которые ребенок сможет прочитать самостоятельно на рекламных щитах, должны быть о красоте спорта, о пользе занятий физической культурой, а не пива: не «Загляни под крышку – найдешь миллион», а «Выходи во двор и бегай – будешь здоров!» И, конечно, позиция молодых родителей, которые могут с ребенком-дошкольником и в мяч поиграть, и на лыжи встать, и на стадионе побегать. Ответственность за выработку этой позиции лежит и на школах.

– Если бы Вы руководили обычной школой, то с чего бы начали пропаганду занятий физкультурой и спортом в младших классах?

– Может, это не очень понравится физкультурникам, но я начал бы с массовых соревнований. Придумывал бы самые разные, проводил бы их как можно больше и на всех уровнях, поощрял бы победителей. У детей всегда есть желание выдвинуться где-то вперед, значит, надо дать такую возможность каждому и через спортивные соревнования. И зимой, и летом. Здоровая соревновательная атмосфера несет положительный заряд, но ее надо прочувствовать. А если в школьной параллели два или три класса, этого не получится. Значит, надо находить какие-то интересные формы проведения соревнований или объединения команд, чтобы у детей было время оценить вкус этих баталий. Ведь совсем другое дело, когда восемь или десять команд играют по круговой системе. У нас, например, только девятиклассники выясняют баскетбольные отношения целый месяц. А если при таком графике в соревновательной программе школы пять-шесть видов спорта, то тренировочный процесс идет параллельно с учебным в течение всего года и физическая активность детей поддерживается на хорошем уровне.
Есть еще один важный момент: если мы действительно хотим сделать физкультуру и спорт нормой жизни общества независимо от того, идет речь о школах или дворах, нельзя и не надо требовать обязательности для всех. Вовлекать надо. Интерес и массовость будут расти по мере того, как будет осознаваться необходимость здорового и активного образа жизни. Это как две стороны одной медали. И надо быть готовым к тому, что любое начинание – это метод проб и ошибок: чтобы заложить традицию, вернуть утраченное, и сотни повторов может оказаться мало. Но если дело стоящее, то главное – запастись терпением.

Валентина РЕПИНА