Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Физическая культура и здоровье

Из доклада на международной конференции «Профильное обучение: состояние, проблемы, перспективы», декабрь 2006 г.

Профилирование обучения достигается путем дифференциации содержания, структуры и организации образовательного процесса и придания ему на этой основе определенного уклона. Характер, степень и периодизация этих изменений зависят от целей профилирования и особенностей учебного предмета.

Наиболее характерными целями профилирования являются:

  • создание условий для своевременного выявления и развития талантов;

  • повышение эффективности профессионального самоопределения;

  • целенаправленная подготовка к поступлению в учебные заведения и последующему обучению в них;

  • учет индивидуальных предпочтений и потребностей учащихся.

Профильная дифференциация учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в контексте профессионального самоопределения начинается, в отличие от других учебных предметов, в различные сроки. Это обусловлено тем, что в зависимости от специфики будущих профессий освоение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» может выступать как основа содержания или как сторона профессиональной подготовки, сроки начала которой зависят от специфики профессиональной деятельности.

Как основа содержания профессиональной подготовки, которая начинается в детском возрасте, освоение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» выступает в спорте высших достижений. Как сторона профессионально-прикладной психофизической подготовки, сроки начала которой зависят от ее содержания, освоение учебного предмета выступает в ряде профессий с ярко выраженной спецификой профессиональной деятельности, требующей спортивной подготовки.

В сфере спорта высших достижений сроки профессионального самоопределения зависят от специфики вида спорта и начинаются, чаще всего, в дошкольном или младшем школьном возрасте. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» в общеобразовательных учреждениях могут создаваться классы с изучением специальных учебных предметов спортивной направленности. На третью ступень обучения в школе учащиеся таких классов приходят, имея от 9 до 12 лет спортивного стажа. Поэтому в 11–12-х классах спортивной направленности проблемы выбора профиля обучения и внутрипрофильной специализации уже решены, а учащиеся давно вовлечены в предпрофессиональную подготовку, а некоторые – в профессиональную деятельность спортсмена.

В связи с большим объемом учебно-тренировочных занятий и повышенной психофизической нагрузкой изучение остальных предметов общеобразовательного и профильного циклов осуществляется для них на базовом уровне. В этом случае, как и при профилировании на творческие профессии, характер профильного обучения как альтернативы разностороннего развития личности проявляется в наиболее выраженной форме.

Значительная часть учащихся, которые в процессе спортивного отбора отчислены из ДЮСШ, СДЮСШ, СДЮСШОР, классов спортивной направленности в связи с невыполнением модельных характеристик спортсмена для своего возраста или неосвоением планируемых в данном возрасте показателей тренировочной нагрузки, уже определилась с выбором профиля профессиональной деятельности. Выбрав физкультурно-спортивный профиль обучения, эти учащиеся получили высокую для своего возраста, необходимую для профессиональной педагогической деятельности общую физическую и специальную спортивную подготовку.

Потеряв перспективу роста в профессиональном спорте, часть этой группы учащихся должна самоопределиться профессионально, продолжив спортивное совершенствование и профессиональное самоопределение. В этом случае средства, затраченные на спортивную подготовку, будут использованы по назначению, с пользой для общества и личности. Но для этого в общеобразовательной школе должна быть создана соответствующая профессиональная ниша – классы спортивно-педагогического профиля с изучением профильного учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на углубленном уровне. Образовательный процесс в этих классах может быть организован таким образом, чтобы подготовить учащихся к поступлению в физкультурные учебные заведения по профильным общеобразовательным предметам. Они должны быть ориентированы на педагогическую профессиональную деятельность с учетом ее специальностей.

В педагогической профессиональной деятельности спортивно-педагогического профиля в настоящее время возможны следующие линии профессионального самоопределения: тренер по виду спорта (в БГУФКе осуществляется подготовка по 31 виду спорта), преподаватель физической культуры, менеджмент в спорте, психолог, спортивный и рекреационный туризм, менеджмент в туризме, оздоровительная физическая культура, адаптивная физическая культура, лечебная физическая культура, физическая культура дошкольника, физическая реабилитация, эрготерапия. Для сохранения права выбора внутрипрофильной специализации при поступлении в физкультурный вуз учащемуся необходим уровень спортивной подготовленности не ниже первого спортивного разряда.

Для достижения этого уровня при поступлении в вуз учащемуся необходимо выполнять второй взрослый спортивный разряд в 9–10-м классах. В соответствии со сложившейся периодизацией подготовки спортсменов высокой квалификации к этому периоду он должен пройти стадию базовой спортивной подготовки, которая длится примерно 4–6 лет с небольшими отклонениями в зависимости от вида спорта и одаренности. Она включает этап предварительной подготовки и начальной спортивной специализации, в процессе которых решаются проблемы мотивации занятий по выбранному профилю и спортивной специализации. Поэтому профильная ориентация на вид спорта или педагогические профессии в сфере физической культуры должна начинаться в 10–11 лет (не позднее 5-го класса). Весь этот период учебный предмет «Физическая культура и здоровье» должен изучаться на углубленном уровне.

Для ознакомления со специализациями спортивно-педагогического профиля, начиная с 9-го класса могут вводится факультативы: «Введение в профессию преподавателя физической культуры», «Введение в профессию тренера», «Спортивный менеджмент в деятельности тренера» и другие. Высокое качество проведения курсов по выбору может быть достигнуто как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, профессионального высшего образования и др.). В 11–12-м классах пространство профильной дифференциации расширяется на основе введения курсов по выбору, соответствующих содержанию специальностей.

Время, отведенное на углубленное освоение учебного предмета (6 часов в неделю), в комплексе с факультативами (2–3 часа в неделю) и соревновательной деятельностью является минимальным для выполнения спортивных требований, необходимых для выбора педагогической специальности. Основной формой организации учебного процесса в педагогических классах спортивной направленности с целью профессионально необходимой спортивной подготовки являются обязательные занятия в группах по спортивным интересам, вынесенные за рамки расписания. В процессе занятий в спортивно-педагогических классах возможен перевод учащихся в класс спортивной направленности. Основными условиями такого перевода являются динамика спортивных достижений, согласие учащегося и его родителей.

Как фактор спортивной и допрофессиональной подготовки в отдельных сферах профессиональной деятельности вариативный компонент учебного предмета «Физическая культура и здоровье» может быть профилирован на профессионально-прикладную спортивную или специальную физическую подготовку, осваиваемую на повышенном или углубленном уровне. Такой подход целесообразен в направлении «Обеспечение прав и безопасности» (содержательные линии: национальная оборона, безопасность жизнедеятельности, правозащита). Организационной формой здесь являются лицейские классы, кадетские школы и классы, суворовское военное общеобразовательное училище, начиная с первого года их организации, но не ранее 5-го класса.

Научным основанием использования физической культуры как фактора профессионально-прикладной физической подготовки является теория переноса двигательных способностей. В соответствии с изложенным физическая культура может использоваться как основа содержания профессионального самоопределения и допрофессиональной подготовки:

  • в профессиональном спорте начиная с младшего школьного возраста, в зависимости от сроков ранней спортивной ориентации и специализации;

  • в педагогических профессиях, связанных с физической культурой (начиная с 5-го класса общеобразовательной школы).

Как фактор обязательной профессионально-прикладной физической подготовки в направлении «Обеспечение прав и безопасности» (содержательные линии: национальная оборона, безопасность жизнедеятельности, правозащита) физическая культура используется начиная с 5–8-го классов. Поскольку любое профильное обучение является альтернативой разностороннего развития, которое крайне важно в подростковом возрасте, проблему профильной дифференциации учебного предмета «Физическая культура и здоровье» надо решать с учетом ряда субъективных и объективных факторов. Субъективными факторами профилирования содержания учебного предмета являются физкультурные интересы учащихся, согласие родителей и администрации школы. Объективными – наличие специалистов высокой спортивно-педагогической квалификации, подготовленных для профилирования учебного предмета, и необходимых условий для полноценной организации учебно-тренировочного процесса (учебная база, ее методическая и материально-техническая оснащенность и др.).

Для администрации школ основу профилирования содержания вариативного компонента учебного предмета через факультативы и курсы по выбору для практически здоровых учащихся, не ставящих перед собой задачу профессионального самоопределения через физическую культуру, могут составлять физкультурные предпочтения учащихся и возможности школы. При их совпадении могут быть введены за счет школьного компонента факультативы и курсы по выбору по аэробике, атлетической гимнастике, оздоровительному ушу, спортивным играм (футбол, баскетбол, ручной мяч, волейбол, бадминтон), спортивным единоборствам, средствам самозащиты (например, самбо) и многим другим видам спортивной деятельности. Обязательным требованием к ним является возможность достижения оздоровительного эффекта на основе разносторонней физической подготовки. Поэтому шахматы, шашки и другие подобные им виды спортивной деятельности не могут быть использованы в качестве факультативов и курсов по выбору. В этом качестве могут быть рекомендованы также различные оздоровительные системы. К ним можно отнести различные фитнес-программы, основанные на оздоровительных видах гимнастики, двигательной активности аэробной или силовой направленности, аквафитнесс и другие. Особенно показано использование современных компьютерных фитнес-программ, например шейпинг, отличающихся наглядностью, зрелищностью, возможностью индивидуализации, что привлекает учащихся.

Владимир КРЯЖ, к.п.н., профессор,
Белорусский государственный университет физической культуры
г. Минск,
Республика Беларусь