Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Профильное обучение: вопросы и ответы

В последние годы в печати все чаще появляются материалы о профильном обучении в школе. В школах России проводится эксперимент по введению профильного обучения. Утвержден федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе примерные учебные планы для разных профилей обучения. Ученые и ведущие учителя-практики разрабатывают программы профильных предметов и элективных курсов для профильного обучения.

Не остается в стороне от этих проблем и газета «Спорт в школе». Она одной из первых включила вопросы организации профильного обучения в программу педагогического марафона, который проходил в апреле прошлого года. В новом учебном году газета организовала совместно с педагогическим университетом «Первое сентября» курсы повышения квалификации для учителей физической культуры по программе «Физическая культура в профильном обучении».

Но, несмотря на это, оживленный интерес многих учителей физической культуры, завучей и директоров школ, да и некоторых родителей к данной проблеме не ослабевает. Многих из них волнуют вопросы организации профильного обучения, составления учебного плана школы в условиях введения профильного обучения, разработки программ элективных курсов для того или иного профиля, преемственности программ общего среднего, дополнительного и профессионального образования, интеграции школ и учреждений дополнительного образования детей в условиях профильного обучения и многое другое.

На некоторые из этих вопросов вы, конечно, можете найти ответ в материалах лекций курсов повышения квалификации. Но все же многие вопросы, которые не попали в лекции, требуют дополнительного разъяснения.

Во-первых, чем же отличается профильное обучение от существующего в настоящее время углубленного изучения отдельных предметов? Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально ориентированный подход.

 

Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся.

 

Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.

В связи с этим, хочу также напомнить читателям отличие спортивных классов от профильных классов спортивно-педагогического или же оборонно-спортивного профиля. Само понятие «спортивный класс» немного упрощенное. Оно возникло давно, когда впервые появились специализированные классы по отдельным видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом. Главной целью данных классов является обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе и осуществление подготовки спортивного резерва.

Комплектование специализированных классов по отдельным видам спорта проводится из числа наиболее перспективных в спортивном отношении учащихся, прошедших спортивную подготовку не менее одного года в учебно-тренировочных группах, с учетом итоговых отметок за предыдущий класс, рекомендаций тренеров ДЮСШ (СДЮШОР) и на основании собеседования. При этом выясняется интерес к избранному виду спорта и сознательность его выбора.

 

Таким образом, к спортивным классам относятся специализированные классы по отдельным видам спорта, которые реализуют общеобразовательные программы в режиме школы и обеспечивают углубленный учебно-тренировочный процесс.

Профильное обучение в классах спортивно-педагогического и оборонно-спортивного профилей реализуется в гомогенных группах учащихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации. При этом учебный процесс в этих классах строится таким образом:

· углубленно изучаются профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и индивидуальные способности учащихся;

· сосредоточивается внимание на формировании профессионально важных качеств личности в сфере педагогической, физкультурно-спортивной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и др.;

· осуществляется контроль, коррекция профессиональных планов учащихся, выявляется степень их обоснованности;

· намечаются пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы учащихся, оценки результатов, достижений;

· формируются основы для социально-профессиональной адаптации учащихся: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессионально-педагогическая направленность;

· формируются профессиональные интересы учащихся.

Таким образом, в спортивно-педагогических классах общеобразовательных школ наряду с физической подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии в области физической культуры.

Одной из приоритетных задач образования в современных условиях является интеграция основного и дополнительного образования. В связи с этим возникает другой немаловажный вопрос: как рационально сочетать общее и дополнительное образование школьников в области физической культуры? Как при этом должны взаимодействовать школа и спортивная школа?

Прежде всего, необходимо раскрыть значение понятия «образование в области физической культуры». Образование в области физической культуры – процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического развития человека, а также развития способности передавать усвоенное окружающим.

В ДЮСШ, специализированных классах по видам спорта создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в избранных видах физкультурно-спортивной деятельности сообразно с их ценностными ориентациями, интересами и потребностями. И если эти условия совмещаются с устойчивой мотивацией личности к занятиям тем или иным видом физической культуры, то данная личность попадает в новую структуру образования – дополнительное физкультурное образование на основе индивидуальных потребностей и интересов. Это образование имеет довольно широкий диапазон педагогического воздействия на человека и осуществляется на различных уровнях физкультурно-спортивной подготовки.

Специфика дополнительного образования в области физической культуры состоит в том, что, не подменяя целостную систему построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе.

Главная же его цель заключается в удовлетворении интересов и запросов личности в конкретном виде физкультурно-спортивной деятельности. Данное физкультурное образование отличается от базового тем, что осуществляется в условиях высокой мотивации занимающихся, их стремления достичь определенных результатов. Очень часто интересы личности к тому или иному виду спорта не угасают на протяжении многих лет жизни и фактически являются источником ее постоянной двигательной активности, физкультурного самообразования и ведения здорового образа жизни. Именно через направленное формирование мотивации человека к регулярным занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности можно успешно решить задачу непрерывного физкультурного образования личности на протяжении всей ее жизни. Поэтому одним из важнейших условий перехода личности в систему непрерывного физкультурного образования является формирование устойчивой и осознанной мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом.

Отсюда становится очевидной необходимость объединения усилий общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности не только в привлечении школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом и укреплении их здоровья, но также в профессиональной ориентации учащихся и формировании профессионального самоопределения на педагогическую профессию в сфере физической культуры и спорта.

В последнее время широкое распространение получает организация дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. Специфика дополнительного образования заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения школьник получает возможность не только подключиться к занятиям по интересам, но и познать новый способ существования – без оценок, но обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по базовым учебным предметам.

По сути, дополнительное образование в области физической культуры расширяет пространство, в котором учащиеся могут развивать свою познавательную и двигательную активность, реализовывать свои двигательные способности и личностные качества, часто остающиеся невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании школьник сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, позитивно отражается и на учебной деятельности.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение модели его организации. В этом случае наиболее подходящим является модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, основанного на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования.

В числе таких образовательных учреждений могут быть:

  • общеобразовательные школы с профильными классами (оборонно-спортивного, спортивно-педагогического профиля и т.д.);

  • физкультурно-педагогические лицеи, школы оборонно-спортивного и спортивно-педагогического профилей и др.;

  • ДЮСШ, ДЮКФП, центры детского творчества и др.;

  • физкультурно-педагогические колледжи, техникумы, училища олимпийского резерва;

  • вузы физкультурного профиля, педагогические вузы.

В своей совокупности они составят образовательную сеть, ресурсный потенциал которых можно будет в той или иной мере использовать для последующего введения профильного обучения в школе. Данная образовательная модель особенно актуальна в условиях создания университетских комплексов.

Острой проблемой остается отсутствие необходимой преемственности средней и высшей школы. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки. В связи с различиями и отсутствием преемственности в системе обучения в средних и высших учебных заведениях студенты младших курсов проходят длительный период адаптации к вузовской системе обучения.

Вместе с тем, сеть общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п.

Введение профильного обучения в школе должно внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем. Система непрерывного профессионального образования, особенно в условиях перехода к профильному обучению, обязана кардинально измениться. Поэтому основное внимание должно уделяться, прежде всего, профильному обучению в общеобразовательной школе, так как именно там готовятся будущие студенты.

Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность создания профильных школ. Миссия профильной школы состоит в обеспечении условий для развития личности учащихся и их самореализации в соответствии с профессиональной направленностью.

Профильное общеобразовательное учреждение наиболее удалено по времени от конечного результата профессионального образования и является подготовительной ступенью профессионального образования.

Подробно о проектировании профильных школ в условиях профильного обучения читайте в лекции № 7.

В то же время, физическая культура является также составной частью содержания подготовки работников силовых структур, МЧС, будущих педагогов, врачей, инженеров и т.д. как профессионально-прикладной компонент их профессиональной подготовки.

Прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах Российской армии.

Прикладная физическая подготовка направлена на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие специальных физических качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности человека.

Содержанием прикладной физической подготовки являются не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях.

Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся 10–11-х классов являются:

  • целенаправленное развитие физических качеств, отвечающих специфической деятельности того или иного специалиста;

  • совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе;

  • повышение функциональной устойчивости организма человека к необычным и экстремальным условиям.

Реализация программного материала по прикладной физической подготовке может осуществляться на уроках физической культуры и ОБЖ, на дополнительных занятиях по программе элективных курсов, на внеклассных мероприятиях спортивно-прикладного характера, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию учителя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям.

Все это требует разработки программно-нормативных документов, новых педагогических технологий в реализации профильного содержания физической культуры в старших классах. Каждая школа в соответствии с выбранным профилем обучения может создать свою программу по прикладной физической подготовке для учащихся 10–11-х классов.

Этот новый компонент как раз и призван, с одной стороны, учесть интересы и склонности учащихся, а с другой – определяет возросшие требования к профессионализму учителей физической культуры. Поэтому учитель физической культуры профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать вариативность, личностную и практическую ориентацию образовательного процесса, а также завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование индивидуальных способностей и компетентностей, необходимых для достижения профессионального образования.

Ильдар ЛАТЫПОВ, к.п.н.,
Педагогический институт физической культуры
Москва