Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2007

ОТ РЕДАКЦИИ
 

Не так давно прочитала письмо, датированное 25 ноября 1958 года. Молодой аспирант педагогического института писал своей жене: «Сейчас все заняты перестройкой школы. В конце ноября будет пленум ЦК по этому вопросу. Ожидаются большие перемены в системе образования!»

Перемены… Что же это такое?

Может быть, это изменение порядка прохождения материала? В первой четверти – легкая атлетика, а во второй – гимнастика. А теперь… введем еще и лапту, и футбол, а можно…

Или большими переменами являются новые виды спорта, которые вводятся в школьную программу? Раньше плавания не было, а теперь будет! Чем не изменение?!

Возможно, появляется новый список требований к физической подготовке учащихся? Раньше нужно было бегать за такое время, а теперь – за другое…

Изменяется количество часов, которые отводятся на изучение предметов. Усложняются (ужесточаются?) стандарты образования. Вводятся новые нормативы, изменяются экзаменационные вопросы.

Среди множества перемен в сегодняшней системе образования особое место занимает профильное обучение. Эта инновация коснулась всех школьных предметов, в том числе и физической культуры. Насколько же эта идея нова?

Итак, сегодня разрабатываются программы для спортивно-оборонительных, спортивно-педагогических и других профильных классов. Ученые обосновывают новизну данной инновации (см. рубрику «Наука – учителю»).

А люди, которые проработали в школе лет 30–40, хитро улыбаются: «Это у нас было, году в 75-м». И начинают рассказывать бесконечные истории из собственной педагогической практики: «Профильное образование? У нас был спортивный класс, и курсы углубленные, и предметы по выбору. Мы тогда такую программу сделали! У нас многие ее брали, у себя внедряли!»

В ответ делаю попытку возмутиться: «Это не было профильным образованием! Сейчас – совсем новая программа вводится». «Ну-ну, – отвечают мне с доброжелательным сожалением, – вам виднее, конечно, только все это мы уже проходили. Были там и обязательные для всех предметы, углубленные. И такие, которые ребята могли выбрать. Вообще-то хорошо получалось, жаль, что все те программы уже потеряны – теперь заново создавать…»

Как только наш Издательский дом принял решение о том, что все вторые номера 2007 года будут посвящены профильной школе, я отправилась к своим коллегам с просьбой дать адреса лучших школ с профилем, близким к специализации их газеты.

Идея была простой. Физкультура есть во всех школах, и в профильных тоже, значит, в номер должны войти статьи не только о физкультурно-спортивных профилях, но и о преподавании физической культуры в профильной школе вообще. Программы, которыми загружены старшеклассники, настолько обширны, что часто на занятия физической культурой у них времени нет вовсе. Если же еще и уроки проходят неинтересно, то, скорее всего, на них будет очень мало учеников – большинство принесет справки об освобождении. Вот какие мнения старшеклассников о физкультуре собрали журналисты «Комсомолки Красноярска»:

– Физра у нас каждый раз проходит одинаково. Мы приходим в спортзал, пробегаем круг – разминку, потом быстренько сдаем какойнибудь норматив (прыжки, бег на время и т. д.). И на этом урок как таковой заканчивается. Мы сидим и ждем звонка либо, что бывает гораздо реже, во что­нибудь играем. Из урока в урок все проходит настолько скучно, что ходить на физкультуру совсем не хочется.

– Уроки спорта проходят у нас в школе интересно, но только для спортивных ребят. К примеру, я не очень хорошо играю в баскетбол и волейбол, и кроме меня таких людей в классе немало. В общем, у нас получается так: те, кто умеет играть, играют, а остальные в это время либо сидят на лавочке, либо пытаются все же поиграть. Но из этого ничего не получается, так как мячом всегда «владеют» более сильные ребята... А учитель вместо того, чтобы научить отстающих, просто не обращает внимания на это безобразие. По-моему, ему вообще все равно. Кстати, в эти игры мы играем практически на всех уроках.

В этом номере мы решили опубликовать интересные программы, которые можно использовать для повышения интереса к урокам физкультуры в старшей школе, в том числе и профильной. Для этого нам нужно было их найти…

В ответ услышали от своих коллег: «Профильная школа? Есть, конечно, такие школы уже давно существуют – их знают как школы с углубленным изучением нашего предмета. Профильные ли они? Не знаю, наверное!»

«Вот, возьмите адреса школ с углубленным изучением наших предметов. Это очень знаменитые школы, они были известны еще в Советском Союзе». Да, новое, похоже, оказалось совсем не забытым старым.

Решили найти «профильные» школы через Интернет. Написано: «Школа с гуманитарным профилем». Звоню директору, спрашиваю, профильная ли это школа. В ответ: «У нас есть ряд предметов, которые ребята изучают на углубленном уровне. Но мы – не профильная школа, у нас нет такого статуса».

В школах открывают классы с углубленным изучением отдельных предметов. Раньше эти классы называли «математическими», «спортивными» или «гуманитарными. Теперь – профильными. Учителям придется свыкнуться с этой терминологией, равно как и понять разницу между курсами углубленными-обязательными и элективными.

Мы надеемся, что постоянные подписчики газеты «Спорт в школе» смогли разобраться в этих тонкостях при помощи курса лекций Ильдара Латыпова «Физическая культура в профильном обучении», опубликованного в N№ 17–24, 2006 г.

Существуют ли подобные системы в образовании других стран? Конечно. Скорее всего, за основу сегодняшней инновации была взята (и модернизирована под российские условия) американская система образования. Как известно, в США каждый старшеклассник выбирает, какие предметы и на каком уровне сложности он будет изучать.

Правда, философия американской школы довольно сильно отличается от нашей. И экзамены там проводятся не совсем так же, как у нас. Да и недостатков в их системе образования хватает с излишком. Нам остается только надеяться на то, что все это будет учтено при масштабном введении профильного обучения в российских школах.

Остался последний шаг. Многие российские школы перейдут к профильному обучению уже в следующем учебном году. Готовы ли они к этому? И главное: что нужно сделать, чтобы с полной уверенностью сказать, что школа действительно готова к введению профильного обучения?

Мы обратились с этими вопросами к коллегам из разных регионов России. Оказалось, что школ, в которых на сегодняшний момент существуют оборонно-спортивные классы (именно эту специализацию было предложено открывать Министерством образования и науки), в России очень мало. Почти везде педагоги разрабатывают авторские программы углубленных и элективных курсов, часто открывают совершенно иные профили.

В сегодняшнем номере вы найдете и обсуждение учеными проблем профильного образования, и официальные документы, которые необходимо знать каждому учителю, и различного типа авторские разработки.

В рубрике «Школа» рассказывается о том, какие вариации отдельных образовательных учреждений в системе профильного образования возможны, о сложностях открытия школы со спортивным уклоном и о способах их преодоления.

Этот номер – лишь начало серьезного разговора о профильном обучении. Чтобы дальнейшее обсуждение этой проблемы проходило наиболее эффективно, мы просим наших читателей заполнить анкету, которую вы найдете на страницах этого номера. В ней вы сможете задать те вопросы, которые остались за границами сегодняшнего обсуждения.