Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

ШКОЛА

Выбери традицию для будущего

Знакомство

Несколько неожиданным было узнать, что Москву на финале «Президентских состязаний» будет впервые представлять школа № 1942 с углубленным изучением области знания «Искусство».

За неделю до отъезда на финал я впервые увидела этих ребят: в школьном спортивном зале они проводили одну из последних своих тренировок.

Честно говоря, не ожидала, что двадцать человек произведут настолько ровное впечатление. Они не были совсем одинаковыми по физическим данным, но то, что спортивные занятия для них – дело регулярное, было налицо. На тренировке ребята выкладывались, но совсем не для публики, хотя в зал заглядывали и учителя, и ученики – интересно же! Они работали на себя, на команду, на общую цель.

Конечно, основное внимание концентрировалось на обязательных видах – многоборье, а в предстартовые дни особенно. Вот и на очередной тренировке ребята сначала в зале подтягивались, отжимались, работали над гибкостью, а затем на улице вновь и вновь проходили прыжки, рывки, эстафету. И каждый раз, когда учитель физкультуры Наталья Михайловна Дмитриева говорила «достаточно», им, напротив, казалось, что маловато.

Перед соревнованиями активного общения не получилось: не хотелось нарушать тренировочный настрой ребят. Одно было для всех безусловным: они будут представлять Москву достойно.

Визитная карточка

Школа открылась в 1998 году, а в 2002-м была утверждена в качестве экспериментальной площадки Российской академии образования по теме «Модель продуктивного образования школьников на основе взаимодействия искусств». Здесь с первого по одиннадцатый изучают музыкальную литературу, мировую художественную культуру, мировую художественную литературу, мифологию и фольклор, историю классической философии. Главная задача школы состоит в том, чтобы через область знания «Искусство» дать возможность каждому учащемуся раскрыться, проявить себя с наилучшей стороны. Школа – участник и призер многих конкурсов и фестивалей различного уровня, например таких, как «Лидер образования», «Москва на пути к культуре мира».

…Коридор второго этажа. Каждая стена – как визитная карточка школы: от наград, завоеванных на самых разных фестивалях и конкурсах в области искусства, – до огромной фотогалереи о походах и путешествиях школьной секции туризма. Здесь же – фотогалерея лучших спортсменов и команд, награды за спортивные достижения, которых хватило бы, пожалуй, на целый школьный музей.

В том, чтобы все эти увлечения – от искусства до спорта – не просто мирно соседствовали в детях, а еще и помогали им максимально раскрыть свои таланты, помогают педагоги. Директор школы Татьяна Валентиновна Волнина уверена, что большинство детей талантливы во многом. А если рядом с ними еще и талантливые педагоги, то тогда ребята просто не могут не пытаться постоянно осваивать что-то новое. Педагогический коллектив живет по принципу: если дается шанс школе где-то себя проявить, его нельзя не использовать. Правда, иногда от шанса до исполнения бывает очень далеко. Когда, например, несколько лет назад школу пригласили участвовать в международном конкурсе музыкальных коллективов, то задуматься пришлось основательно: у одних ребят не было загранпаспортов, у родителей других – денег на билеты, да и сроки поджимали.

– Нельзя было не попытаться найти решение. Мы собрали родителей. Объяснили ситуацию, – рассказывает директор, – все, как есть. И тогда нашелся папа, который взял на себя оформление загранпаспортов для ребят. Собрали и деньги для тех, кто не мог оплатить билеты. Так ребята поехали в Финляндию. Решать проблемы всегда стараемся вместе, и родители в помощи никогда не отказывают. Так было и с баскетбольной площадкой. До заброшенного пришкольного пустыря, похоже, никому не было дела. Баскетбол – один из любимых видов спорта в школе: и секция есть, и команды. И вновь нашелся папа, а вместе с ним и техника, и баскетбольная площадка теперь место не только баскетбольных соревнований. И для педагогов, и для детей очень важно доводить начатое дело до конца с установкой только на победу. И этого никто не скрывает.

Психология победителей

А может, это не так и плохо – настраиваться на максимальный результат? Ведь победить – это не обязательно быть первым, хотя для детей в любом возрасте, особенно когда они соревнуются, очень важно быть именно первыми.

– Мы тоже выиграли у всех в районе, – сказала одна из двух девочек, когда я рассматривала спортивные кубки в спортивной галерее.
– И где же вы участвовали?
– В подвижных играх. А теперь наш 6-й «А» будет выступать в округе.
– Хотите, чтобы и ваши фотографии были здесь?
– Ага, очень.

9-й «А» не ставил перед собой цель во что бы то ни стало выйти в финалисты «Президентских состязаний». Просто все удачно сошлось: возраст подходил, а по физической подготовке ребята вполне могли не только на равных соревноваться, но и победить на городском уровне.

– Класс этот наиболее ровный и сильный, если сравнивать с другими. Личные результаты ребят давали им неплохой шанс успешно выступить не только в районе, но и в округе, – говорит Наталья Михайловна Дмитриева. – Школа первый раз выставила класс на «Президентские состязания». До этого у нас не было класса, который бы мог по спортивным показателям составить какое-то соперничество другим школам. А у этого класса еще и характер подходящий, и потрудиться могут.

Наверное, каждому, кто участвовал и побеждал в этапных соревнованиях, знакомо чувство после одержанной победы: хочется во что бы то ни стало выиграть следующие соревнования, хотя и понимаешь, что будет еще труднее. Но все равно: с настроем на победу, с готовностью тренироваться днем и ночью уже ничего не поделаешь, особенно в детстве, особенно – если честь школы, честь Москвы.

Честь и достоинство

А это уже не только психология. Это уже ответственность за победу, которую одержал.

Тренировки перед этапами городских соревнований не шли ни в какое сравнение с теми, которые выпали на лето. Каждому был расписан план двухразовых тренировок для самостоятельной работы. Решили, что этого мало. Тренировочный сбор для команды на базе оздоровительного лагеря Наталья Михайловна Дмитриева провела вместо своего отпуска. Личные планы ребят тоже уступили место общему делу.

– Ребята тренировались очень ответственно. Конечно, болели мышцы, все-таки готовились по настоящему тренировочному режиму, – рассказывает Наталья Михайловна. – Но ребята ни разу не усомнились в том, что эти тренировки необходимы. Несмотря на то, что на городских соревнованиях у них были очень неплохие результаты, выйти на уровень лучших результатов финальных состязаний казалось вообще невозможным. Поэтому главным в тренировочной работе было создать такую атмосферу, чтобы ребята почувствовали уверенность в своих силах, психологически были готовы проявить бойцовский характер и успешно выступить. И я рада за них: почти все показали свои лучшие результаты.

– А что Вы можете сказать о выступлениях соперников?

– Были очень сильные команды, которые из года в год в числе лучших. Что я по этому поводу думаю? Наверное, подбор детей более сильный и ровный по физическим данным. Но, скорее всего, программа физкультурно-спортивной работы в этих школах строится на основе преимущественного включения, и возможно, не только в уроки физкультуры, индивидуальных дисциплин, в которых существуют нормативы.

– А можно допустить, что есть регионы, которые строят физкультурную работу в школах, ориентируясь на программу «Президентских состязаний»?

– Конечно, и это право школы, учителя. И если такая цель есть, наверное, надо чем-то жертвовать. У нас такой цели нет. На мой взгляд, чем разнообразнее, насыщеннее программа урока, чем больше видов спорта, с которыми учитель может детей познакомить, тем устойчивее будет интерес к занятиям. Ребенок, который в школе занимался физкультурой и спортом с удовольствием, будет ими заниматься и после школы.

Презентация

Дома команду ждали. Через две недели после возвращения заполненный актовый зал школы принимал творческий отчет 9-го «А» об участии в финале «Президентских состязаний».

Открылся занавес, и на сцене зазвучала, закружилась художественная композиция, посвященная спорту и Москве. Красно-белые костюмы, светлые улыбки… Спортивный музыкальный ритм и «живой», не под фонограмму, рассказ через десять минут сменились дружескими аплодисментами юных зрителей – учащихся многих других классов.

18 человек, надев спортивные куртки с надписью «Москва», образовали длинный полукруг перед сценой лицом в зал. А затем один за другим вставали теннисисты, футболисты, шахматисты и, уверенно держа микрофон, рассказывали, как проходили турниры, в которых они участвовали. Одна из ведущих презентации, член команды Юля Каблукова, обладательница всероссийского гранта по журналистике, для каждого участника находила свой вопрос. И если не знать, что эти вопросы ребята слышат впервые, можно было подумать, что у них за плечами не одна репетиция – настолько свободно они общались с залом.

Самым интересным было услышать, что москвичи думают о соперниках, о судействе, о самих соревнованиях. Получился примерно такой коллективный рассказ:

«Это был праздник, настоящий праздник спорта. Расписан был каждый день, даже до моря добрались не сразу. Но оно было! Были команды, которые ехали к нему неделю на поезде! На соревнованиях переживали друг за друга, на тренировки не хватало времени. Программу конкурса самодеятельности «прогоняли» в одиннадцать вечера. Многие команды стеснялись репетировать на публике, а на наших репетициях – полно народу. Правда, заняли мы десятое место, но мы были первыми, кого включили в гала-концерт. Больше всего утомила скакалка, хотелось на дискотеку, а мальчики снова и снова заставляли девчонок идти прыгать. В результате по скакалке мы оказались четвертыми. Судьи были строги, но помогали и судили честно. Внимание к себе со стороны других команд чувствовали постоянно. Завязаться дружбе наших девочек с мальчиками из далекой от Москвы Карелии ничто не помешало. Отличные ребята. Хотелось бы еще раз вернуться и, несмотря на «ужасный» кросс, все повторить сначала. Но это только при условии, если бы с нами вновь были наши педагоги, которые помогали готовиться».

...Свет в зале погас, и на огромном экране в ярких красках предстали будни спортивного фестиваля: и участники, и зрители не жалели эмоций.

– Так что же все-таки главнее: спорт, учеба или искусство? – задала я Юле Каблуковой один из ее же вопросов.

– Чем сама буду заниматься, пока не определила. Но сосредотачиваться только на чем-то одном скучно. Мы участвуем в спортивных соревнованиях потому, что нам это интересно. Один учитель физкультуры дает больше упражнений, другой – игр, нам все нравится. В Сочи я была на одной пресс-конференции, и там кто-то сказал: построим стадионы – и будут все заниматься. А если у тех, для кого построят, такого желания не будет? Выходит, стадионы не главное.

– Главное – погода в доме, – сказала классный руководитель 9-го «А» Вера Алексеевна Дмитриева, – когда каждому есть дело до другого, младшим хочется походить на старших, а девятиклассникам совсем небезразлично, каким станет будущее их школы в лице сегодняшних пятиклассников.

Валентина РЕПИНА
Фото из архива школы