Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2007

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Физкультура про другое

Реутский С.В. Физкультура про другое, зато обо всем, от простого к сложному, в семье, в детском саду и в начальной школе. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. – 224 с.

Реутский С.В. Физкультура про другоеВ книге, с которой сегодня мы хотим познакомить наших читателей, физическая культура рассматривается не как обычный предмет школьной программы, а как особый мир движения и самопознания, знакомство с которым необходимо каждому ребенку. Философское осмысление процесса обучения умело сочетается с очень конкретными советами и методическими рекомендациями. Книга будет интересна не только для учителей физической культуры и тренеров, но и для любого взрослого человека, в доме которого есть дети: Сергей Реутский показывает, как взрослые могут организовать для детей разнообразнейший опыт двигательного самообразования.

На пределе и без страха

Для меня школа осталась в памяти страшным сном. Откуда это недовольство – сначала не понимал. После окончания школы еще лет пять по ночам мне снились кошмары, что я по-прежнему нахожусь в этой беспросветной, отчужденной машине, движущейся в тупик. Утром просыпался, облегченно вздыхал и... шел в школу.

Мне хотелось, чтобы там, где я работаю, все было по-другому. И урок должен быть интересным, и этот интерес должен работать на что-то очень важное. Через какое-то время я обнаружил, что детям всегда интересно самое главное и важное в жизни – они все хотят учиться главному, они готовы на это все свои силы тратить. Даже непонятно, каким образом школа при этом умудряется отбить желание учиться?

Известна истина: «Понимаешь только то, что любишь и пока любишь». Недавно я услышал, что наибольшие стрессы, наибольшие страхи и чувство неуспешности вызывает урок физкультуры. Только на втором месте – химия, а затем (о ужас!) – словесность, родной язык.

Я попытался от этого уйти. С чего-то надо было начинать. Но, чтобы испробовать «поступенчатые» и «веерные» методики, нужно было высвободить время на занятии. А для этого требовалось чем-то заменить традиционные единообразные упражнения на развитие двигательных качеств, сделать так, чтобы эту нагрузку добывал каждый по-своему.

Первым делом в детском саду и в школе (в помещении и на улице) были поставлены обширные физкультурные комплексы, где дети самостоятельно и с большим удовольствием могли получать индивидуальную дозу физической нагрузки. А потом на уроке начались двигательные задачки, игры с переменными правилами и так далее, и так далее, и так далее...

Трудно испытать себя на пределе физических способностей – пределе выносливости, силы, гибкости, быстроты (для этого надо быть хорошо подготовленным). Ощутить предел координации намного безопаснее и проще. Можно испытывать себя и на пределе эмоциональном: когда вокруг бушуют страсти и трудно оставаться спокойным, рассудительным, не поддаться массовому влиянию, не стать толпой, преодолеть свои страхи, зажимы.

Введите в такие испытания еще и интеллектуальные сложности (например, перевод с языка геометрических схем на язык движения). Каждая сторона дела – эмоциональная, физическая, интеллектуальная – вроде бы не так сложна, но только до тех пор, пока вы их не соединили. А вместе они могут создавать невероятную сложность и стать тем самым пределом, который стремишься преодолеть.

Но если мы в традиционной физкультуре к пределу подходим, исчерпывая свои физические силы (например, длительный бег), или через соревновательную деятельность (в которой все настроено на первенство, на подпитку тщеславия), то у нас на занятии предел достигается через комплекс задач, в равной степени эмоциональных, интеллектуальных и физических, когда каждый может быть первым в чем-то своем.

Физкультура как средство всеобщей связи

Физкультура для нас не просто физическая нагрузка, совершенствование физических способностей. Образование человека должно проходить одновременно в двигательном, эмоциональном и интеллектуальном направлениях. Но для меня все три компонента, в том числе и физический, – только средство для решения жизненных задач.

Физкультура «про другое» – это повод находить, налаживать связь между людьми; постигать связь между предметами и явлениями; проявлять внутренние ценности ребенка и для него самого, и для окружающих.

Основной момент – в том, что через физическую культуру возможно осознание себя и мира. Она должна превращаться в один из способов развития сотрудничества со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.

Чем младше ребенок, тем очевиднее подобные установки. Скажем, для малыша тело – первое, что он ощущает; рост ума он чувствует через тело, мир понимает через тело.

Но это не значит, что в более старшем возрасте эти механизмы отключаются – просто они более скрыты, связь между разными планами жизни уходит в глубину.

Три гипотезы и двигательная среда

Как происходит самообразование ребенка? У меня сложились три гипотезы на этот счет.

Гипотеза 1. Вначале ребенок стремится получить двигательный опыт (телесный, практический), эмоционально переживает и запечатлевает его, а только затем он может осмыслить и движение, и эмоции, и сам ход своего осмысления.

Если согласиться с этим, то нам нужно:

  • во-первых, заботиться о богатом и разнообразном двигательном опыте ребенка;

  • во-вторых, сформировать у себя правильное эмоциональное отношение к действиям и усилиям ребенка;

  • в-третьих, обсуждать с ним его двигательный и эмоциональный опыт (т.е. помогать ребенку соотнести свой опыт с опытом других людей, говоря высоким стилем – с опытом человечества).

Перечисленные этапы могут быть разнесены во времени.

Гипотеза 2. У каждого ребенка заметна прирожденная потребность во все усложняющемся движении. Но правильно ли рассматривать это явление как чисто физиологическое? Не вернее ли предположить, что ребенок стремится проживать двигательные аналоги типичных жизненных ситуаций: дружбы – вражды, преодоления – отступления, напряжения – расслабления и т.д.?

Но для всего этого ребенку нужна двигательная среда.

Хорошо, чтобы эта среда была настоящая: горы, ручьи, поля, леса, пустыни, звери, птицы, путешествия, приключения... Но из-за скудости таких средств нам нужно придумывать хотя бы бледные аналоги в помещении и на улице. В первом случае взрослый может ничего особо и не предпринимать – воспитывают обстоятельства. Зато во втором именно от взрослых зависит, создадут ли они детям разнообразную двигательную среду, в которой те могли бы индивидуально или в коллективе удовлетворять свои самые фантастические (с точки зрения большинства взрослых) «физическо-культурные» потребности.

Мы можем назвать такую среду физически воспитывающим пространством: оно, с одной стороны, провоцирует ребенка на разнообразную двигательную деятельность, с другой, – затрудняет ее, а еще дает возможность выбора (по силам, по интересам и т.п.).

Создав такую среду, взрослые должны снова найти в себе силы (и смелость!) отойти в сторону и предоставить детям возможность самостоятельных исследований мира и испытаний себя. (Впрочем, иногда взрослый может очень продуктивно участвовать в роли «включенного наблюдателя», даже если при этом вообще молчит или лишь «отзеркаливает» словесно то, что делает ребенок).

Гипотеза 3. Фундаментальное образование человека обычно представляют как совокупность развития по трем направлениям: телесному, эмоционально-образному и абстрактно-логическому. Эти фундаментальные направления символизируют рамки трех дисциплин: физической культуры, словесности, математики. Наше убеждение состоит в том, что каждая из этих дисциплин естественнее и легче всего осваивается во взаимной связи, постоянных специально организуемых пересечениях, «перекличках» с двумя другими.

Когда ребенок в свободной физически воспитывающей среде надвигался, наигрался, испытал себя, пообщался с младшими и со сверстниками, поучился у более старших, можно перейти к занятиям с педагогом. Наверное, предлагать детям такие специальные занятия можно лет с четырех-пяти. Характерный жанр – «двигательные задачки», где физические усилия и спортивный азарт соединяются, с одной стороны, с рефлексией и расчетом, а с другой – с умением выразить себя, понять другого и суметь быть понятным для него.

На «двигательных задачках» осваиваются базовые двигательные умения, которые потом закрепляются в разноообразных усложняющихся вариациях – уже по ходу игр, «путешествий» и тому подобных «фантазийных сюжетов», дающих простор детской импровизации.

«Зверобатика» – это акробатика, которая «проще, чем кувырок». Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку.

«Зверобатика»

Освоение неожиданных способов передвижения

Проще, чем кувырок

Вы выполняете задания или играете в спортивные игры, но используете при этом непривычный способ передвижения. На этом принципе и основана «зверобатика».

Она состоит из двух частей: передвижение перекатами и ходьба «зверушками». То и другое может включаться в любую игру или тренировку.

У детей спрашивал: как такое назвать?

Они говорят: «Медвежонок... лягушонок... червяк... зверушки!» А для меня все это – элементарные упражнения из акробатики, вот и получилась – зверобатика.

Откуда возникла идея?

Получается так: обычно мы чему-то должны ребенка научить, а потом он этим сможет пользоваться. Например, сначала учим кататься на коньках или вести мяч, а потом он играет в хоккей или баскетбол. А используя элементарные движения, ничему учить не нужно, потому что это естественные движения. Мы говорим ребенку: «Сделай так», – и он сразу может сделать. «А теперь вот в этом положении сделай-ка вот такое», – а тут-то неожиданно и начинаются задачки, возникают увлекательные трудности.

Элементарная математика бывает не легче высшей. Бывает настолько сложна, что надо специально тренироваться, чтобы решать задачи из арифметики. Люди без подготовки не справятся.

Наша акробатика обычно начинается с кувырка и дальше приводит к сложной акробатике типа сальто, стоек на руках. А у меня возник такой вопрос: можно ли сделать предельно сложными, а значит, интересными, движения проще, чем кувырок?

Какие возможности таят в себе самые простые, доступные каждому упражнения?

Освоение горизонтали

Как усложняем самое простое? Делаем необычным образом и в необычном месте.

Упражнения «зверобатики» – это работа в непривычных условиях. Непривычно уже то, что это движения не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу. На четвереньках все тело вовлечено в движение – снимаются и физические, и психические зажимы.

Непривычное положение («не стоя») – разгрузка сознания. Ведь чем более положение человека вертикально, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и куда активнее включается интуиция.

Кстати, в этом положении легко дать большую нагрузку за короткий промежуток времени. Попробуйте провести матч по футболу в положении «паучка», «медведя», «черепахи»! Десять минут игры – и упадешь от усталости.

Вот задание – «кошке» и «собаке» нужно разойтись на гимнастической доске, не потеряв равновесия. Доска сначала лежит на полу, потом приподнята.

Другое задание. Нужно вместе «бревном» прокатиться по дорожке из матов или по полу, держась за руки и не мешая друг другу.

Третий пример. Можно вместе «паучками» плечом друг к другу переносить большой цилиндр мягкого конструктора.

Движение на волшебной подкладке

Многие воспитательницы скажут: «Мы с детьми тоже так играем. Только называем это по-другому. Зачем это надо специально выделять?» И т.п.

Принципиально новых упражнений, действительно, нет. Большинство из них можно найти в известных сборниках. Но важны несколько особых вещей: во-первых, постоянное усложнение заданий, во-вторых, возможность совместных действий в непривычных условиях, и, в-третьих, возникает образная основа движения.

Как сделать гимнастику интересной для малышей? Через образы! Любые зверушки – интересны!

Дети находят для себя образ определенного движения и сами называют его (тигрята, уточки, мышки...). «Зверобатика» при этом для малышей легко заменяет гимнастику, в ней достаточно и отжиманий и подтягиваний, и сложной координации движений – только все происходит исподволь.

Увлекательно наблюдать, как дети меняются в движениях, внутренне преображаются, когда превращаются в разных зверей. Мышата – как-то сжимаются, собираются в комочек. Львы – и плечи расправляют, просто сразу вырастают!

Причем у «мышат» могут быть свои характерные препятствия: например, «мышеловка» – две скамейки, на них лежат гимнастические палки. Надо пролезть под палками, чтобы не задеть и не сбить их.

Маршруты сказочных героев

Малыши легко поддаются на небольшие интрижки – путешествия к разным героям с трудным долгим маршрутом. Ну и выстроим для них в зале маршрут со всякими препятствиями: чтобы перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, спрыгивать, забираться и т.д.

Сначала дети ползли «червяками» под землей – подлезали под разными мостиками, по норкам, по туннелю... Потом встретили лягушку, пошли по-лягушачьи (еще раз по тому же маршруту, но теперь «лягушачьим способом», то есть не подлезть, а перелезть, обойти, перепрыгнуть – разные вариации). Наступила «ночь» (игра «День – ночь», когда на слове «ночь» дети замирают). Гуси появились. Дети включаются тут же:

– Гуси-гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Ну, летите.

Некоторые гуси летят, а другие останавливают:

– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой...
– А ты, волк, за ними бежишь?

Но «гуси» могут не только бежать, но и «летать» – перебираться по комплексу. Если я кого-то осалил, то «гуси» не выбывают из игры, а меняют способ передвижения – например, могут теперь только «летать», двигаясь по физкультурному комплексу, не вставая на пол. Можно предлагать разные варианты: убегать только на одной ножке, убегать с помощью товарища (в паре с ним) или вообще ползти.

Здесь важен темп. Это работа по быстрому переключению внимания на разные образы, на разные задания. Поэтому «волком» у малышей обычно становлюсь я, взрослый. «Волком» кто-то из детей бывает в том случае, если мы играем уже в конце занятия и можем, не торопясь, договориться о правилах.

Правило переменных правил

Вот и возникла игра с переменными правилами – правилами, которые постоянно меняются.

По ходу занятия, по состоянию детей правила можно варьировать, на ходу придумывать. Так занятие превращается в «просто жизнь детей», в проживание, потому что педагог задает условия, в которых детям интересно выполнять задания.

И если вдруг кому-то очень понравилось быть «гусем» или «червячком», «паучком», то он может идти до конца путешествия этим героем (точнее, двигаясь, как это существо).

Простор открывается необычайный. Задания оборачиваются игрой, причем часто выполнить их дети должны так, как сами придумают.

Звериные союзы

Все элементы «зверобатики» объединяться могут в длину, в высоту и в ширину. В длину – это, например, сороконожка, в ширину – парами, держась за руки, в высоту – «бутербродом» (снизу ползет «червячок», второй над ним – «медвежонком»; так и идут вместе через препятствия).

«Сороконожки» берут за ноги друг друга и шагают парами, потом тройками, потом всей группой. И идут по физкультурному комплексу, по лавочкам... Конечно, неудобно. Так и вся цель – придумать для детей понеудобнее, посложнее. Им ведь чем неудобнее, тем интересней!

«Зверобатика» помогает поддерживать постоянный интерес благодаря постоянным сменам, вариациям в способах передвижения. Играйте с детьми в любую игру, салочки или футбол, но разными «зверобатическими» способами – и игра станет бесконечной.

На что способны звери?

Вот различные способы передвижения: «собачка», «червячок», «медвежонок», «гусь», «лягушонок», «паучок», «кошка»...

Можно двигаться на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь, вращаясь с продвижением вперед или назад, прыжками и т.д.

«Звери» могут заболеть. «Больные звери» передвигаются, не опираясь на больную «переднюю» или «заднюю лапу».

«Звери» могут носить предметы: палки, мячи, элементы мягкого конструктора и т.п.

«Звери» могут держаться друг за друга, передвигаясь в командах (получаются «упражнения на дружбу»).

Предварительно вся «зверобатика» прорабатывается-проигрывается на полу. Пространство пола под физкультурным комплексом прекрасно может быть освоено через эти упражнения. После начального этапа знакомства (походил, потрогал, полазал) можно начинать «зверобатические лазалки» по комплексу.

Перекаты

Самые простые перекаты «бревном» («длинным» – руки над головой, или «коротким» – руки прижаты к телу).

Первый этап: «длинное бревно» катится само.

Второй этап: держим «длинное бревно» за руки, чтобы ребенок не опирался на них.

Третий этап: ребенок держит что-то в двух руках, потом переходит на «короткое бревно» – сначала руки прижаты к груди, затем руки вдоль туловища.

Затем переходим к «бочке»: перекаты боком в группировке (перекаты боком – положение низких четверенек, когда ребенок стоит на локтях и на коленях, локти прижаты к коленям, ягодицы лежат на ногах).

Когда ребенок освоил простые перекаты и ползание, то добавляем препятствия, через которые надо перекатиться. Кладем легкую подушку-думку на пол, и ребенок через нее перекатывается или переползает. Если препятствием оказывается взрослый, то такое препятствие может шевелиться, и даже хватать и не пускать отважного путешественника. Можно скатываться вниз по «ступенькам» из диванных подушек и матов, постепенно увеличивая их высоту или жесткость.

Всю «зверобатику» можно выполнять на скорость, на точность, на правдивость, на умение спрашивать, на чувствительность (вслепую), на дружбу в парах и командах, по все усложняющимся траекториям.

Разные этапы можно проходить разными способами «зверобатики», тогда тренируем память – удержание ребенком этапов пути. Можно знакомить с понятиями «прямая дорога», «обратная дорога», «половина пути», «вторая половина обратной дороги» и т.п.

Все эти элементы «зверобатики» на полу могут сочетаться с лазаньем по физкультурному комплексу.

Правила безопасности на практике

Если жить по принципу полной безопасности, то жить нельзя, это начало смерти. Но минимизация риска и необходима, и легко обеспечивается.

Идеологи образования на протяжении многих лет пропагандировали лозунг о максимальной безопасности детей. Безопасности легче всего добиться еще большим ограничением свободного движения, не обращая внимания ни на гиподинамию, ни на отсутствие тренированности. Круг замыкается.

Доктор А.С. Палько описал потрясающий случай, когда ребенок получил перелом позвоночника в игре от несильного удара поролоновой подушкой. Причиной явилась деградация костно-мышечной системы от недостатка движения. Универсальный разновозрастный «воспитатель» всех времен и народов – двор с его играми, сараями, заборами и закоулками (естественное «физкультурно-воспитательное пространство») ныне повсеместно деградирует, а в больших городах исчез. Поэтому можно ли сегодня замахнуться на эту «святая святых» – безопасность ребенка? Если нельзя, то что же делать с этим замкнутым кругом? Не оберегаем – риск, оберегаем – двойной риск в тот момент, когда он окажется на свободе. Мы думаем, что физкультурные комплексы – одно из возможных решений.

Безопасность как внутренние рамки

Для меня вопрос безопасности – это вопрос об ограничениях, внутренних рамках. Если ты не нарушаешь законы вселенной, то ты в безопасности.

Внутренние рамки – внутренняя свобода – это и есть настоящая безопасность! Поэтому задача у нас следующая: выработать такие внутренние рамки, чтобы человек по своему недомыслию или тщеславию не полез мину ковырять или прыгать головой вниз в незнакомом водоеме.

Наш спортивный комплекс в каком-то смысле – та же самая роща (только худший вариант, чем роща, но лучший, чем ничего). Поскольку на самом деле все уже придумано, то нам остается открыть себе самим уже известное.

На занятиях я все время работаю с рамками. Я становлюсь внешней рамкой детей, более гибкой или более жесткой. В идеале – чтобы внешних рамок не было, остались только внутренние.

А малыши, если взрослые не успели погасить их интуицию, своими внутренними рамками прекрасно чувствуют безопасность и опасность. Понаблюдайте, как малыши осваивают спортивный комплекс. Вы видели? Они подходят и смотрят, трогают, раскачивают, повисают – и лишь затем начинают раскачиваться сами. Движение «челноком». «Считывают» состояния других ребят, уже освоивших эту конструкцию. Дети хотят понять, чем же они ограничены в этом мире. А ведь это понимание составляет одну из глубинных сущностей образования.

Если есть внутренний закон у человека, он в безопасности, с ним ничего дурного внезапно не должно случаться.

Если же нарушена внутренняя гармония, то, как следствие, появляется дисгармония внешняя. Почему постоянно кто-то дерется, «взрывается»? А кто-то не «взрывается», не дерется. Кто-то рассчитывает свои силы: спрыгнет он с этого забора или нет? В этом-то и задача: у детей в этом потребность – определиться с внешними границами этого мира и выстроить внутренние свои границы. А педагог в этом должен помочь детям. Вот и все.

Психологические аспекты безопасности

Жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, неизведанное – риск, риск – опасность.

Безопасность – стабильность, стабильность – неизменность, неизменность – отсутствие новизны, отсутствие новизны – отсутствие развития, отсутствие развития – застой, застой – остановка – смерть.

За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Это правильно, но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность и регламентирует его деятельность, берет на себя ответственность, то ребенок, весьма вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным.

Попав в неожиданную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств. В такой охранительной практике могут корениться некоторые проблемы нашего общества, в частности, проблемы физической и психологической подготовки призывников. Сначала мы чрезмерно оберегаем и ограничиваем детей, а затем удивляемся, почему среди них так мало смелых, инициативных и ответственных. Традиционная школа требует, в основном, послушания, тренируя исполнительские способности ребенка. Энергичные и инициативные, не найдя применения своим способностям в школе, дают им выход «на улице», часто в асоциальной среде, либо применяют их для «борьбы» с педагогами, бессмысленно растрачивая и свои, и учительские силы.

Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, мысли, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения). Педагогический процесс воспитания чувства ответственности должен включать постепенный переход в пространстве и во времени от внешних ограничений, устанавливаемых педагогами, к внутренним, устанавливаемым самим ребенком.

Три правила

Безопасность возможна при соблюдении трех правил

Правило 1. Спокойствие и уравновешенность – самое главное правило безопасности.

Надо обязательно научить ребенка приходить в уравновешенное состояние. Неуравновешенность видна через громкие звуки, резкие движения, быстрые перемещения... Я чаще всего, чтобы успокоить ребенка, прошу его выйти из зала и войти, когда он будет готов. Обычно этот способ помогает.

Правило 2. Умение просить о помощи. Пространство зала непривычное, и человек может попасть в ситуацию, которую не сумеет разрешить (например, висит на руках, сил не остается, а ногу некуда поставить). Поэтому ребенок должен быть способным позвать на помощь. Оказывается, это сложное умение: как ни странно, мало кто из детей им владеет (да и взрослые тоже).

Правило 3. Думать о других. Важна привычка думать о своей безопасности на фоне безопасности окружающих и сохранять по ходу дела доброжелательность ко всем. Как научить? Тут помогают упражнения на встречное движение, «на дружбу»...

Хотя, по большому счету, достаточно полноценного соблюдения всеми первого правила – уравновешенности.

Проверка на старте

Перед занятием я проверяю, насколько в данной группе детей сформированы общие учебные навыки. Если у человека отсутствуют таковые, то для него небезопасна любая учебная ситуация! Попробуем эти навыки перечислить:

1. Слышать и видеть учителя (соединенность со взрослым). Это легко выяснить на упражнениях «хлопы-топы-шлепы»; на выполнении простых тестов (например: «пройти 3 шага и подпрыгнуть»).
2. Адекватно воспринимать эмоциональное обращение к себе (строгий голос, шутка...).
3. Быть открытым для общения и обучения.
4. Уметь перевести услышанное задание в действие.
5. Вера в то, что, если упорно и старательно что-то делать, – обязательно получится.
6. Умение соотнести заданное с результатом.
7. Запоминать информацию (зрительную, словесную) в разных эмоциональных состояниях.

Сначала – внешние ограничения. Движение к самоконтролю

В пространство физкультурного комплекса не допускаются или из него выводятся эмоционально возбужденные дети и дети, находящиеся в состоянии конфликта. Конфликтующих детей просят отойти от физкультурного комплекса и договориться о правилах игры. Договорившись, они возвращаются обратно, а так как игровое пространство манит, этот процесс не занимает много времени.

Перевозбужденные дети не могут контролировать свои действия, и им можно предложить упражнения, требующие концентрации внимания, контроля движения и уравновешенного психологического состояния, например, удержание равновесия на опоре, ходьба по кочкам, по изогнутой веревке и т.п., балансировка с предметами на голове и в руках, жонглирование и т.д.

Особую группу составляют дети с агрессией, направленной на себя. Они нуждаются в повышенном внимании педагогов, так как у них большая вероятность получения травмы. Для них можно ввести различение зон сложности физкультурного комплекса и высоты лазанья по цветам, а также некоторые ограничения. При работе с такими детьми следует воспользоваться помощью психолога.

Лазая по спортивному комплексу, ребенок может попасть в сложную ситуацию, когда он не знает, что ему делать. Некоторые дети в этом случае попадают в состояние стопора или мышечного зажима. Ситуация легко разрешается, если приучить ребят просить в сложной ситуации помощи у педагога или товарищей. Дети, свободно и самостоятельно осваивающие физкультурный комплекс, обычно в такие ситуации не попадают.

Одним из средств может стать «метод двигательных задачек», когда перед ребенком или группой детей ставится цель, а средства и методы ее достижения они находят сами. Физкультурный комплекс может стать одним из элементов такого воспитания.

Сергей РЕУТСКИЙ