Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2007

МЕТОДИКА

АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Калейдоскоп идей

Кто они, учителя, чьи ученики принимали участие в итоговом фестивале «Президентские состязания»? В каких школах работают? По каким методикам? А, может быть, все дело не в учителях, а именно в школах? Или руководство как-то по-особенному к ним относится?
Решайте сами. Я расскажу о тех встречах, которые состоялись во время фестиваля, о школах, об учителях и об их учениках.

Управленцы

Вместе со своими командами на фестиваль приехали и многие представители региональных и районных органов управления образования и спортивных комитетов. Все – с разной целью: кто-то, чтобы посмотреть на организацию фестиваля и в следующем году провести свои состязания по такому же принципу; кто-то, чтобы поддержать свою команду; кто-то, чтобы лучше понять, как в следующем году готовить ребят к этим состязаниям. Возможно, были и те, кто приехал просто отдохнуть... Не знаю, со мной такие люди не общались.

23 школы из 57 регионов России приехали на фестиваль, как минимум, во второй раз. Были и старожилы: пять-шесть лет подряд они представляют свои области, республики, края.

Могут ли одни и те же команды побеждать в регионах без предварительного заказа, отбора? Такой вопрос задавали себе, мне и друг другу не только учителя, но и представители региональных управленческих структур. Особенно часто об этом спрашивали люди из тех регионов, в которых ищут новые пути развития системы массового тестирования физических кондиций: «Если действительно в области проводится ежегодное тестирование, то школы-победители обязательно будут меняться! Уж поверьте моему опыту...»

Верю. И верю тому, что видела своими глазами. Второй раз я присутствую на соревнованиях, второй раз в тестировании побеждает школа из Воронежской области. Побеждает всех, однозначно и безоговорочно. Правда, в игровых видах они не сильны...

Спрашиваю учителя физкультуры из этой школы Бориса Левановича Капанадзе, как это они умудряются постоянно занимать первые места. В ответ: «Ничего удивительного. И в области мы всегда первые. У нас уже несколько лет вся школа делает обязательную зарядку, есть и приказ директора. Весной и осенью – бегают, зимой – упражнения на силу и растяжку. А скоро прямо у нас во дворе построят новый спортивный комплекс! Вот тогда позанимаемся...»

Понятно. Этого учителя поддерживает не только директор школы, но и местные власти. Программу, по которой он работает, читайте в статье "Чтобы вырастить победителей".

«Зарядка» методом убеждения

Учитель физкультуры из Калининграда Владимир Николаевич Неуструев – человек немолодой, ветеран афганской войны, десантник, долго работал в Суворовском училище. Называет всех мальчишек «сынками» (у самого – трое сыновей), а девочек – «золотко». Память, говорит, плохая, имена не запоминаются.

Владимир Николаевич Неуструев

Владимир Николаевич Неуструев

Он казался одновременно и гиперсерьезным, и по-детски веселым. «Я сам-то в школе учился не очень хорошо. 13 лет учился в своей любимой 13-й школе, дважды оставался на второй год. А потом стал народным учителем Узбекистана. Верите?»

А почему бы и нет? Думаю, Владимир Николаевич и в детстве не подчинялся общим правилам, если они были ему непонятны, имел по любому поводу свое собственное мнение и не боялся его высказывать. Такие мальчишки часто становятся второгодниками, а потом многого добиваются в жизни. И на фестивале он ни к чему не оставался безучастным: «Надо Положение пересмотреть! Ясное дело, почти половина команд – не классы, а сборные школ. Не обо мне речь, мне это не надо, просто так уж устроены люди – хотят победить любой ценой. Нужно приглашать сборные школ, чтобы меньше обмана было!» Там некогда было с ним спорить, больше слушала. А сейчас скажу: не станут ли тогда привозить сборные районов и областей, в конце концов полностью отойдем от массовой физической культуры во славу большого спорта!

То ли Владимиру Николаевичу повезло с директором школы, то ли Алле Михайловне Шатровой, директору первой гимназии г. Калининград, повезло с ним.

«Я еще, когда устраивался туда на работу, сразу сказал, что смогу сделать эту школу самой спортивной в районе. Алла Михайловна обрадовалась: «Давно хотела найти человека, который поднял бы в школе спортивно-массовую работу!» А я что, я работать люблю, слов на ветер не бросаю. Уже третий год занимаем первое место в области по «Президентским тестам». И в других соревнованиях побеждаем. Вот, шахматы в начальной школе ввели, так наши ребятишки и с всероссийских соревнований привозят награды».

Есть ли что-то особенное в его работе? Во-первых, в этой школе учителя физической культуры не делят детей на «своих» и «чужих». Все дети – общие, а в школе – 1600 человек, надо сказать, немало, на четырех-то преподавателей. Ко всем ребятам отношение индивидуальное. Владимир Николаевич рассказывает: «Я составляю нормативы каждый год, для каждого класса. Если слишком высокую планку поставишь, они ее никогда не возьмут и перестанут заниматься. Слишком низкую – скучно им будет. Тут очень осторожный подход требуется...» Интересно, откуда силы у него берутся каждый раз новые нормативы создавать?

Спрашиваю, когда он узнал, что его класс поедет на фестиваль. «Да в сентябре прошлого года! Не удивляйтесь, нет в этом ничего особенного. Просто мы очень хотели сюда поехать, а для этого, естественно, нужно было сначала победить на районных и областных соревнованиях. Тренироваться усиленно начали год назад. Я вычислил, какой класс в этом году поедет на финал, и сразу сказал прошлогодним восьмиклассникам: мол, хотите ехать, надо работать с полной выкладкой и победить на области. Ох, как они тренировались – любо-дорого посмотреть! А сколько счастья было, когда область выиграли!»

Но на пустом месте таких результатов не добьешься, даже за год упорных тренировок. Оказалось, что в своей школе Владимир Николаевич уже давно ввел систему особых утренних зарядок, создал оригинальную (на мой взгляд) модель свободного физкультурно-спортивного образовательного пространства.

О ней расскажу подробнее. Утром он приглашает всех учеников школы на зарядку к 7.30. Это – не обязательное мероприятие, туда приходят только по собственному желанию. Начиналось все с одного тренера и одного тренирующегося: «Тогда у меня сын пошел в четвертый класс, я его и позвал вместе с собой на зарядку. Он был уверен, что никто больше не придет, а я ему: «Так мы с тобой будем!» Скоро он одноклассника позвал. Через месяц уже была группа из 25 человек. Так и началась история нашей утренней зарядки».

На этой «зарядке» никто не ходит строем и не выполняет на счет «раз-два-три-четыре» простейшие упражнения разминки. На этой зарядке каждый занимается той физкультурой, которая ему ближе, интереснее, а значит, полезнее. Ведь лучшее время для занятий спортом – это утро, а лучший спорт – тот, который любишь.

Во время этой зарядки открыт спортзал, можно поиграть в настольный теннис или баскетбол, погонять в футбол на пришкольном стадионе, позаниматься со штангой или с гирями, отработать элементы для следующего зачета. Только отметок во время зарядки получать нельзя.

Детям нравится, они уверены, что во время зарядки они «что хотят, то и делают». Их никто не окрикивает: встань в строй, сдавай нормативы. Они просто тренируются в свое удовольствие. Бывает, что целые классы увлекаются каким-то видом спорта и больше ни о чем слышать не хотят: «Мы с утра в волейбольчик, а уж потом – на уроки».

Во время зарядки не используются опасные снаряды, и технику безопасности каждый соблюдает сам. Не соблюдает? Тогда этого человека не пригласят на следующее утро: зарядка – для тех, кто хочет получить заряд бодрости, хулиганить тут нельзя.

Трудно? Конечно, особенно трудно учителю. Но у него есть помощники – те, кто занимается зарядкой постоянно. Они отвечают за безопасность и дисциплину на отдельных участках. Кстати, иногда на зарядке бывает по 40–45 человек. Мало? Не очень, ведь зарядка проводится в течение всей недели, а дети каждый день меняются. Во вторник и в четверг – одни классы, в среду, понедельник, пятницу – другие. Сначала Владимир Николаевич просил ребят записываться, а потом отказался от этой идеи: «Что я буду сам перед собой отчитываться?» И то верно. Главное, чтобы детям хотелось прийти заниматься еще и еще раз.

Подзывает ученицу: «Золотко, расскажи, как ты занималась, как на зарядку ходила». Она старается: «Сначала трудно было, просто ужас, особенно было лень подниматься каждый день в 6.45 утра. Зато сейчас как я рада! Даже никогда не думала, что поднимусь так высоко. Всю неделю на «Президентских состязаниях» в Анапе я волновалась и за свои собственные, и за командные результаты. Результаты у нас были гораздо лучше, чем обычно! А значит, мы победили! Не кого-то, а самих себя. Разве это мало?»

Все начинается с родителей

Сельских школ на фестиваль приехало много, но малокомплектных только две – из Липецкой и Орловской областей. В Орловской области был выбран класс, победивший на состязаниях областного уровня, а из Липецкой области привезли ребят, ставших лучшими в среди сельских школ (в этой области приняли решение привозить поочередно лучшие сельские и городские команды). Недостающие ученики в обеих командах – из другой малокомплектной школы района: такая комплектация команд разрешается действующим Положением фестиваля «Президентские состязания».

Команду Орловской области на Фестивале возглавлял учитель физической культуры совхозной СОШ Корсаковского района Виктор Дмитриевич Артемьев. Он уверен: победа на областных соревнованиях досталась потому, что все ученики школы занимаются физической культурой постоянно, а не «от зачета до зачета». Ответ на вопрос, почему они занимаются, искали вместе – довольно долго. Все оказалось довольно просто:

«Почему все занимаются? Наверное, потому, что я им пример показываю, сам бегаю каждое утро, участвую в различных соревнованиях. Ребята, правда, со мной на дистанцию редко выходят, предпочитают утром, когда я выхожу на зарядку, – часов в шесть – поспать. А еще я создал для их родителей группу здоровья. У нас село небольшое, всего 600 человек, практически все друг друга знают. Родители часто завидовали, что я себя постоянно чувствую хорошо. А что им мешает? Хоть они и работают в деревне, но все равно нагрузка на организм явно недостаточная, точнее – неравномерная, в некотором смысле они ведут малоподвижный образ жизни. Сначала пришли заниматься только 8 человек. Сегодня в группе здоровья – 18 мам».

Группа здоровья для родителей по существу стала «группой здоровья для мам»: папы не проявили должного энтузиазма, к сожалению. В занятиях использовали комплексы несложных упражнений для развития и укрепления суставов. Через месяц тренировок оказалось, что все мамы сбросили вожделенные 3–7 кг. И чувствовать себя стали гораздо лучше!

Виктор Дмитриевич этим не ограничился. Он – частый гость на родительских собраниях, где рассказывает и о различных диетах, и о значении здорового образа жизни, и о новых комплексах упражнений. С тех пор родители стали его ярыми союзниками. За выполнением домашней утренней зарядки они следят с не меньшим рвением, чем за подготовкой к итоговой контрольной по математике. И это понятно: здоровье нужно каждому – и математику, и химику, и доярке, и комбайнеру. В то же время дети понимают: взрослые действительно верят в то, что занятия физкультурой необходимы, раз их мамы даже после работы занимаются...

Танцуют все!

В белгородском лицее № 38 готовились к «Президентским состязаниям» не только на стадионе, но и на танцплощадке. Рассказывают учителя физической культуры этого лицея Сергей Савченко и Владимир Шеканин:

«В середине 90-х наши учителя физкультуры впервые столкнулись с «проблемой танцев». Изобилие направлений: хип-хоп, буги-вуги, брейк-данс, модерн, румба, самба и др. – приводило в шок преподавателя физической культуры, узнавшего, что подающий надежды легкоатлет, пловец или футболист неожиданно превратился в «бального» классика или втанцора «латино». Возникали даже конфликты учителей и тренеров с танцевальными руководителями.

И тогда веское слово сказал наш директор, заслуженный учитель России Григорий Петрович Войтенко, всегда радевший за гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка: «Танцевать в лицее должны все. Учителя в том числе». Как ни странно, но этот принцип лег в основу сотрудничества и стал новым фундаментом социального партнерства педагогов, детей, родителей, приведшим лицей к успеху. Когда в мае 2006 года наш лицей посетил министр образования и науки господин Фурсенко, то был приятно удивлен увиденным: более 100 танцующих пар приветствовали высокого гостя классическим танго времен Александра I.

В этом учебном году коллектив нашей школы впервые стал победителем городской спартакиады, посвященной 60-летию Великой Победы, и участником Всероссийского фестиваля «Президентские состязания». Скажете – парадокс? А вот и нет. Уже много лет в нашем образовательном учреждении физкультура и танцы, спорт и танцевальные конкурсы не просто мирно сосуществуют, а дополняют друг друга. Физкультура придает танцам дух спортивной состязательности, хореография через танцевальные сюжеты делает любое физкультурно-оздоровительное или спортивно-массовое мероприятие ярким, красочным, эстетически привлекательным. Как правило, тот, кто лучше танцует и двигается по сцене, имеет и более высокий результат в физических тестах и соревнованиях по видам спорта.

Но простое сотрудничество во внеурочной работе – лишь малая часть содружества танцев и физкультуры. Постепенно и учителя, и ребята привыкли в подготовительной части урока использовать танцевальные упражнения. Поверьте: такая разминка, выполненная под музыку, да еще и с подготовленными учениками, гораздо эффективнее, чем традиционный комплекс из 8–10 ОРУ. Танцевальные движения могут включаться и в основную часть урока физкультуры, например, на уроках ритмики, подвижных игр, гимнастики. Незаменимым средством (а порой единственным спасительным методом) танцевальные элементы являются для детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе. Только через танцы такие учащиеся смогут раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе. Кроме этого, в нашем лицее для классов с профильным и углубленным изучением предметов (математики, физики, астрономии и других) вводятся элективные курсы физической культуры, включающие уроки хореографии.

В лицее сложилась традиция: учитель физкультуры работает в паре с хореографом. Разработана специальная программа по использованию третьего часа физической культуры для занятий хореографией.

Результат? Любое физкультурно-оздоровительное дело заканчивается «Светским балом», а любому хореографическому представлению предшествует спортивный праздник».

Убежденность педагогов разделяют и их ученики. В жизни многих из них спорт и танцы неразрывно связаны. Сначала – увлеченность танцами, потом – травма, лечебная гимнастика, лечебная физкультура – и снова любимые танцы: не на самом высоком уровне, а для себя, для души. Но главное не в этом. Главное – возвращенное здоровье, вера в собственные силы и постоянное внутреннее желание заниматься строительством и совершенствованием собственного тела.

Фото из архива школы

Легкоатлетический пробег

Организаторы приглашают учителей и ребят из других городов России принять в 15-м, юбилейном, пробеге, который состоится 5 мая 2007 г. в Кургане. Расселение – в интернате, по достаточно дешевой цене. По всем вопросам можно обращаться к директору школы-интерната № 17 Сергею Викторовичу Сыренкову по телефону: (3522)56-68-81.
Дополнительную информацию о пробеге вы найдете на сайте http://probeg.nm.ru

В г. Кургане коллектив школы-интерната № 17 больше 10 лет принимает самое активное участие в подготовке и проведении легкоатлетического пробега памяти генерала Дмитрия Карбышева: эта школа входит в состав официального оргкомитета. Директор интерната, учитель физической культуры, Сергей Сыренков приехал на состязание вместе со своей командой: «У нас вся школа участвует в ежегодном пробеге, но важнее всего то, что наши дети и учителя занимаются его подготовкой. На нас – и торжественное открытие, и официальная часть... Работы много, очень много. Но это заставляет наших ребят очень серьезно относиться к тренировкам: нельзя же организовывать легкоатлетический пробег, а самим не уметь бегать! Они тренируются упорно, весь год. Мы, между прочим, тренируемся вместе с ними».

Сергей Сыренков мечтает, чтобы этот пробег стал действительно массовым, всероссийским. Для утверждения этого статуса надо, чтобы в нем принимали участие 25 регионов России. В 2005 г. было 4600 участников из 17 регионов.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА