Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2006

МЕТОДИКА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Сотрудничество

Уроки для начальных классов

УРОК 1

Цель: развитие умения слышать, понимать и подчиняться правилам.

Инвентарь: гимнастические палки, обручи.

Вводная часть

Беседа о роли внимания, сосредоточенности, необходимости соблюдения правил; о важности не только слушать, но и слышать (понимать) задания, правила; необходимости соблюдения правил игры, поведения, дорожного движения и т.д.

Разминка

Построение в круг в колонне, положить гимнастическую палку перед ногами (дистанция 2 м).

Ходьба с перешагиванием через палки прямо, правым (левым) боком, прыжками на двух ногах; бег с перепрыгиванием через палки, змейкой между палками.

ОРУ с гимнастической палкой:

1. И.п.: ноги на ширине плеч, палка в горизонтальном положении. Удерживать ближе к середине. Повороты вправо и влево, имитируя греблю на байдарке. Плывем, хорошо палкой гребем, руки укрепляем, может, это когда-нибудь пригодится (30–40 сек.).

2. И.п. – о.с., палка внизу. 1 – шаг вправо, палку вверх; 2 – наклониться вправо; 3 – выпрямиться, палка вверх; 4 – и.п. То же влево (по 3 раза).

3. И.п.: сидя, ноги врозь, палка в согнутых руках перед грудью. 1–2–3 – наклон вперед, коснуться палкой носков ног, ноги в коленях не сгибать; 4 – и.п. (8 раз).

4. И.п.: лежа на животе, палка перед собой в вытянутых руках. 1–2 – поднять палку вверх, посмотреть на нее, подержать, прогнуться, ноги выпрямить; 3–4 – и.п., расслабиться (6–8 раз).

5. И.п.: ноги слегка расставлены, палка вертикально полу стоит на расстоянии вытянутых рук; руки на палке сверху. 1–2 – перехватывая палку, приседать; 3–4 – так же, перехватывая палку, в и.п. (5–6 раз).

6. И.п. – о.с., палка лежит на полу перед ногами. 4 хлопка: 1 – прыжок вперед; 2 – поворот прыжком кругом; 3 – прыжок вперед; 4 – поворот прыжком кругом.

Примечание. Прыжки выполнять точно под хлопки (учитель может менять ритм движений). Прыгаем: прямо, спиной, боком. Поднять палку и маршировать с нею на месте.

Основная часть

1. «Менялки».

Игра проводится в кругу. Участники стоят в обручах. Они выбирают водящего, который берет и выносит свой обруч за круг – обручей становится на один меньше, чем играющих.

Учитель говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, косички, красные футболки и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без обруча, становится водящим.

2. «Тарелочка».

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит в середину круга, ставит тарелку (или малый обруч, кольцо) на ребро, раскручивает ее и называет следующего игрока, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.

3. «Травинка».

Считалкой выбирают «наблюдателя», остальные дети – «травинки». Задача «наблюдателя» – выбирать самую лучшую травинку, т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания учителя:

  • Поднимите руки медленно вверх через стороны.

  • Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.

  • Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку.

  • Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.

  • Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед-назад.

  • Затем ветер стихает – травинки замирают.

  • Ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.

  • Ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.

«Наблюдатель» не только выбирает лучшую «травинку», но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра повторяется.

Заключительная часть

Бег с переходом на ходьбу «змейкой» за водящим.

Домашнее задание: запомнить и суметь повторить упражнение «Травинка».

УРОК 2

Цель: развитие чувства ответственности за другого, формирование доверия друг к другу.

Инвентарь: картонки, мягкий конструктор, кубики, обручи, набивные мячи, повязки, клубок.

Вводная часть

Беседа о том, как важно в жизни помогать и поддерживать друг друга. Приводятся истории о том, как важно не пройти мимо человека, попавшего в трудную ситуацию, помочь ему, проявив свои знания, смекалку, чувствовать ответственность за себя и за своего товарища.

Разминка

Ходьба в колонне, перестроение в пары; 1 хлопок – ходьба в парах на носках, 2 хлопка – бег врассыпную.

ОРУ в парах:

1. И.п. – о.с., лицом друг к другу, держась за руки. 1 – руки в стороны, правые ноги назад на носок; 2 – и.п., 3–4 – то же левыми ногами (6–7 раз).

2. И.п.: ноги врозь, стоя спиной друг к другу, взявшись за руки. 1 – наклон в сторону с подниманием рук в стороны; 2 – и.п.; 3 – то же в другую сторону, 4 – и.п.

3. И.п.: стоя на коленях лицом друг к другу, держась за руки. 1 – правую ногу в сторону; 2 – и.п.; 3 – левую ногу в сторону; 4 – и.п.

4. И.п. – о.с., лицом друг к другу, держась за руки. 1–2 – поочередные приседания, разводя колени; 3–4 – и.п.

5. И.п.: стойка ноги на ширине ступни, лицом друг к другу, держась за руки. 1–2 – поднять правую (левую) ногу назад-вверх – «ласточка», держась за руки партнера; 3–4 – и.п. Выполняется поочередно (4–5 раз).

6. И.п.: стоя друг к другу на расстоянии вытянутых рук. 1 – руки вперед, хлопнуть о руки партнера обеими руками; 2 – и.п.; 3–4 – то же.

7. Прыжки на двух ногах вправо, влево.

Основная часть

1. «Звери на болоте».

Играют все дети. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого – по три картонки. Выбраться из болота можно только парами и только по «дощечкам». У одного из игроков сломались и пошли ко дну две картонки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер. В роли «потерпевшего» и «спасающего» должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

2. «Поводырь».

В зале разложены и расставлены предметы-препятствия (кубики, обручи, набивные мячи, стойки). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стойка. Обойдем ее». Затем дети меняются ролями.

3. Эстафета.

Дети делятся на две команды. Задача – построить из мягкого конструктора заданную пирамиду. Каждый из ребят по очереди переносит и устанавливает необходимый предмет. Члены команды, выполняя свой этап, могут исправлять недочеты партнеров по команде. Оценивается правильность выполнения задания, взаимопомощь, скорость выполнения.

Заключительная часть

«Связующая нить».

Дети сидят по кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Домашнее задание: вспомните истории, когда вы сами помогли в сложной ситуации своему товарищу, родителям, детям на детской площадке и т.д. (привести примеры из фильмов, книг, жизни – своей или родителей).

Ирина СЕЛИВАНОВА,
школа № 5
г. Истра,
Московская обл.