Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2006

МЕТОДИКА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Тайны цирка и секреты гимнастики

1-й класс

Урок 1. Гимнастика, игра, цирк

Задачи учителя:

1. Ориентировать детей в спортивно-игровом проекте «Гимнастика, игра, цирк», вовлечь их в обсуждение и обогащение замысла игры.
2. Ознакомить с основными упражнениями гимнастики.
3. Обращать внимание детей на красоту и выразительность движений.

Игровое название урока – «Тайны цирка».

Игровая цель детей: придумать содержание игры в цирк. Определить с помощью игровых тестов свою гибкость, быстроту, ловкость, силу.

Инвентарь: гимнастические скамейки, баскетбольные мячи, обручи.

Вводная часть

(16 мин.)

Беседа с детьми о замысле, построении и цели игры в цирк. Просмотр альбомов, рисунков, фотографий о цирке. Обсуждение «артистических номеров» своей программы: «Канатоходцы», «Акробаты», «Силачи», «Воздушные гимнасты» и др.

Разминка

(4 мин.)

Комплекс ОРУ «На арене циркачи» – имитация движений артистов цирка:

1. «Выход на арену» – бег по кругу.

2. Перестроение в колонну по два для ОРУ.

3. ОРУ с малыми мячами – «Жонглеры»:

  • Подбрасывание мяча вверх и его ловля правой, а затем левой рукой (6 раз).

  • · И.п. – о.с. Подбрасывание мяча вверх, повороты вокруг себя, ловля мяча (4–6 раз).

  • · И.п. – о.с. Подбрасывание мяча вверх, хлопки в ладоши перед собой и за спиной (чередуя), ловля мяча (4–6 раз).

  • · Упражнение в парах. Дети стоят лицом друг к другу на расстоянии 2 м и посылают друг другу мяч, ударяя его о пол, задача партнера поймать мяч (8–10 раз).

Основная часть

(25 мин.)

1. Беседа с детьми о развитии физических качеств, необходимых артисту цирка.

Цель беседы – научить движениями собственного тела передавать особенности характера.

2. Игровые тесты «Пропуск в цирк»:

  • «Ловкий» – стойка на одной ноге после поворота на 360° («Аист»).

  • «Гибкий» – наклон с касанием ладонью пола («Складной ножичек»).

  • «Сильный» – в упоре лежа пройти на руках 3 м («Крокодильчик»).

  • «Быстрый» – положить свои ладони на ладони товарища, который, выбрав момент, пытается «запятнать» руку партнера. Тот стремится не допустить «пятнания», убирает руки. После промаха поменяться ролями («Хлопушка»).

3. Эстафета «Дрессированные звери».

Класс делится на две команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному, выбирает себе название (например, «Медведи», «Лисята») и по сигналу начинает выполнять задание дрессироващика. Например:

  • пройти на носках по гимнастической скамейке и спрыгнуть с нее, после приземления поднять руки вверх, как гимнасты;

  • прыжки на двух ногах через мячи, разложенные по прямой;

  • пролезть в обручи, добежать до мата, выполнить кувырок, вернуться к команде;

  • пройти дистанцию на четвереньках животом вверх с опорой на стопы и ладони.

По окончании эстафеты каждой команде присваивается поощрительное дополнение к названию, например: «Ловкие медведи», «Хитрые лисята».

Задачами эстафеты является совершенствование:

1) функций равновесия;
2) навыка толчка и приземления в прыжках на двух ногах;
3) выполнения кувырка вперед (группировка, толчок ногами);
4) навыка передвижения животом вверх с опорой на стопы и ладони.

Заключительная часть

(5 мин.)

Специальные упражнения на напряжение и расслабление (прогрессивная релаксация «Силачи»):

1. Сжать в полную силу кулак («что есть силы»), отпустить напряжение, почувствовать расслабление пальцев; то же – в половину силы.

2. Согнуть в полную силу кисти рук к предплечью, сбросить напряжение, почувствовать расслабление; то же – в половину силы.

3. Согнуть в полную силу руки в локтях, сбросить напряжение, почувствовать расслабление, то же – в половину силы.

Домашнее задание. Нарисовать для выставки рисунков любимый цирковой номер. Провести в семье игру «Пропуск в цирк». Придумать цирковые номера для следующего урока. Подобрать для чтения книги о цирке, здоровом образе жизни, спорте.

Урок 2. Равновесие

Задачи учителя:

1. Обсудить с детьми номер для цирка в равновесии, учить детей способам удержания равновесия на повышенной опоре.
2. Разучить танцевальные шаги, развивать согласованность и выразительность движений.
3. Формировать представление детей о физическом качестве «сила», осваивать упражнения для развития силы мышц.
4. Показать, как физические упражнения, мимика могут влиять на настроение человека.

Игровое название урока – «Секрет гимнаста».

Игровая цель: придумать название и содержание номера в равновесии. Удержать предмет на голове при ходьбе по гимнастической скамейке.

Вводная часть

(5 мин.)

Беседа с детьми о правильной, красивой осанке. Обсуждение рисунков с изображением различных видов осанки. Проверка осанки у стенки.

Разминка

(7 мин.)

1. Упражнения с использованием бега и ходьбы (3 мин.):

  • Легкий бег – «Легкий ветерок».

  • Бег с высоким поднимаем бедра – «Дрессированные лошадки».

  • Бег приставными шагами правым и левым боком (руки на поясе) – «Дрессированные лошадки».

  • Пять шагов бега, поворот (руки на пояс) – «Дрессированные лошадки».

  • Движение по кругу шагом – «Лошадки отдыхают».

  • Перестроение в колонку по два для ОРУ.

2. ОРУ «Кукла Барби» для формирования правильной осанки (4 мин.):

  • И.п. – о.с. Закрыть глаза и медленно «превратиться» в куклу Барби: приподнять голову, свести лопатки, втянуть живот, открыть глаза и улыбнуться (4–6 раз).

  • И.п.: руки вперед. 1–2 – полуприсед, руки в стороны. 3–4 – и.п. (4–6 раз).

  • И.п.: руки за голову. 1–2 подняться на носки, руки вверх. 3–4 – и.п. (4–6 раз).

  • И.п.: руки на пояс. 1–2 – полуприсед, руки в стороны. 3–4 – и.п. (4–6 раз).

  • И.п.: упор стоя на коленях. 1–2 – прогнуться. 3–4 – и.п. (4–6 раз).

Основная часть

(25 мин.)

1. Обсуждение с детьми циркового номера в равновесии. «Секреты гимнаста» – осанка для удержания равновесия, постановка стопы. Безопасность занятий на повышенной опоре.

  • Равновесие с закрытыми глазами: на носках, на одной ноге (со страховкой).

  • Ходьба по скамейке с мешочком на голове: с носка, руки в стороны; на носках; с высоким подниманием колен.

Программная задача – совершенствовать функцию равновесия.

2. Танцевальные шаги: «Кукла Барби – танцовщица»:

  • мягкий шаг;

  • приставные шаги вперед;

  • приставные шаги назад;

  • приставные шаги в сторону;

  • подскоки;

  • чередование танцевальных шагов с хлопками, притопами.

Программная задача – совершенствовать навык танцевальных шагов.

3. Беседа с детьми о значении силы для человека, о том, как можно развить силу мышц различных частей тела; о напряжении и расслаблении мышц.

Учащимся предлагается выполнить этюды по темам:

  • Напряжение – «тянем резину», «поднимаем гирю». Одна группа детей «превращается» в сильных и здоровых людей, а другая – в слабых и больных, затем они меняются ролями.

  • Расслабление – «руки спят», «тряпичная кукла». Каждый ребенок старается придумать свой образ по заданной теме.

4. Упражнения для развития силы:

  • Сгибание и разгибание рук в упоре (на гимнастической скамейке).

  • Поднимание ног в положении лежа на спине.

  • Поднимание туловища в положении лежа на животе.

  • Прыжки из полуприседа.

  • Ходьба «змейкой» по залу.

  • Построение в колонну по одному.

Программная задача – показать, как физические упражнения, мимика могут влиять на настроение человека.

Заключительная часть

(3 мин.)

Похвалить всех детей за работу на уроке.

Домашнее задание. Нарисовать для выставки канатоходца. Выполнять дома вместе со старшими упражнения для развития силы.

Елена ДРИГОТА,
основная общеобразовательная школа № 23
г. Журавлево,
Красноярский край