Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2006

ТРИБУНА

 

Кадры решают все!

Мы продолжаем обсуждение федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.». Сегодня в дискуссии принимает участие Ильдар Касимович Латыпов, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического института физической культуры.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Работа в Москве и вакансии", созданного для помощи в поиске работы и подборе персонала. Безусловно, подобных сервисов в Интернете довольно много, однако далеко не все они отличаются особой достоверностью, и уж, конечно, найти работу с такими "помощниками" довольно сложно. Не теряйте драгоценное время впустую. Ищите работу и подбирайте сотрудников на сайте msk.rabotavia.ru! Здесь представлены самые свежие, ежедневно обновляемые предложения как от прямых работодателей, так и от кадровых агентств. Без всякой регистрации Вы можете ознакомиться со списком всех актуальных предложений о работе в Москве, а удобная система поисковых фильтров позволяет отсечь "все ненужное" и сосредоточиться только на тех объявлениях, которые могут быть Вам интересны. Стоит также отметить, что разместить свое резюме или объявить о появившейся в вашей организации вакансии можно абсолютно бесплатно.

Программа большой стройки

В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.» физическая культура и спорт рассматриваются как важнейшие факторы обеспечения безопасности и стабильности развития государства, как основные средства поддержания уровня здоровья и физической работоспособности граждан и как действенные методы в профилактике негативных явлений в молодежной среде, связанных с курением, алкоголизацией и наркоманией.

Поэтому основными задачами программы являются:

  • повышение интереса населения России к занятиям физической культурой и спортом;

  • развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;

  • создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;

  • развитие материально-технической базы спорта высших достижений и подготовки олимпийского резерва.

И все же я бы назвал эту программу «программой большой стройки», так как основное содержание программы составляют мероприятия по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных учреждениях для подготовки спортивного резерва, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях. На все это запланировано немало средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов России и внебюджетных источников.

Создатели программы понимают, что значение спортсооружений для развития массовой физической культуры и спорта высших достижений очень велико. Даже в благополучной Москве, которая претендовала на проведение Олимпийских игр 2012 г., не все благополучно со спортивными сооружениями.

Да, Москва может гордиться своими «Лужниками», «Динамо», «Торпедо», «Локомотивом» и другими стадионами. Но они построены с расчетом на проведение крупных спортивно-массовых мероприятий и в большей степени ориентированы на спорт высших достижений. В то же время, в Москве более полутора тысяч школ, сотни учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в которых обучаются более миллиона школьников, учащихся и студентов. Многие из этих учреждений образования не имеют своих спортивных сооружений, не говоря уже о стадионах. К сожалению, не могу назвать ни одного учебного округа Москвы, где были бы стадионы, предназначенные для массовых занятий физической культурой и спортом. Где и как должны проводить школы свои соревнования, к примеру, по легкой атлетике? Тем более что с 2007 г. Росспорт планирует масштабную организацию многоуровневой системы спортивных соревнований среди спортивных команд общеобразовательных школ. Если удастся претворить в жизнь все, что запланировано в программе, то это будет большим прорывом в деле привлечения населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом, в укреплении и сохранении их здоровья.

Цель ясна. Но как ее достигнуть?

Однако за всем этим стоят кадры. Вы, наверное, помните громкий лозунг советского времени: «Кадры решают все!» Актуальность этого лозунга характерна и для современной России. Чтобы не быть голословным, приведу такую справку. По данным Федерального агентства по физической культуре и спорту, на сегодня существует острая проблема обеспечения учителями физической культуры образовательных учреждений. Сократилось количество детских тренеров, среди них сегодня практически отсутствуют молодые специалисты. Имеется также острая потребность в специалистах по физической культуре в дошкольных учреждениях. Не прекращается отток физкультурных кадров в негосударственные организации. Как следствие, ослабевают и утрачиваются традиции отечественной школы, теряет престиж профессия педагога по физической культуре и спорту.

Проблема эта очень серьезная. Поэтому одним из главных показателей программы является увеличение к 2015 г. количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тысяч человек. Но как этого добиться, к сожалению, в программе не сказано ни одного слова.

Дело даже не в том, где эти кадры готовить. К счастью, на протяжении многих лет у нас в стране сформировалась определенная система подготовки специалистов по физической культуре и спорту, включающая в себя систему подготовки кадров в структуре Министерства образования и отраслевую систему подготовки кадров Росспорта.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по физической культуре и спорту, в настоящее время около 200 образовательных учреждений осуществляют подготовку специалистов по физической культуре по программам среднего и высшего профессионального образования. Только в ведении Росспорта находятся 12 вузов, 14 филиалов, 19 средних специальных учебных заведений, 2 НИИ и 2 учреждения дополнительного профессионального образования.

Ежегодно тысячи выпускников покидают стены своих вузов в качестве дипломированных специалистов по физической культуре и спорту. Однако только малая часть этих выпускников доходит до общеобразовательных школ, ДЮСШ, детсадов, других физкультурно-спортивных учреждений и организаций.

Тут получается палка о двух концах. С одной стороны, общество нуждается в квалифицированных физкультурно-педагогических кадрах, с другой, – государство не может обеспечить достойную заработную плату учителям, детским тренерам, воспитателям по физической культуре, инструкторам по спорту. Да и преподаватели, которые готовят этих самых специалистов в вузах, техникумах и колледжах, хотели бы увидеть вознаграждение за свою работу, достойное звания профессора, доцента, преподавателя высшей школы.

Искаженное представление абитуриентов о собственно физкультурно-педагогической деятельности определяется также такой социально-психологической причиной, как снижение престижа профессии. Скромная оплата труда педагогов школ, детских тренеров, не слишком комфортные условия работы, непоследовательность государственной политики в решении проблем образования, заниженная самооценка учителей, вызванная постоянными социально-бытовыми проблемами, – все это обусловливает нежелание выпускников физкультурно-педагогических вузов идти в школу.

Сложилась парадоксальная ситуация: на подготовку учителя тратятся немалые финансовые ресурсы государства, но при этом даже крупные столичные города испытывают острый дефицит учительских кадров по физической культуре. К примеру, фактическая средняя нагрузка учителя физической культуры в московской школе составляет более 40 часов в неделю. Вся эта ситуация требует серьезной государственной кадровой политики. Решение подобных проблем должно бы занимать центральное место в программных документах.

Для повышения эффективности кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта, особенно в образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса мер по устранению дефицита педагогических кадров, закреплению в отрасли молодых специалистов и профессионалов с высоким творческим потенциалом, совершенствованию системы непрерывного профессионального физкультурного образования.

Наши предложения

В этих условиях, на наш взгляд, для координации усилий различных образовательных учреждений по созданию условий для обучения в сфере физической культуры и спорта особенно актуальным становится создание регионального центра непрерывного физкультурно-педагогического образования.

Нами разработаны основные положения концепции Московского регионального центра непрерывного физкультурно-педагогического образования, который мог бы входить в структуру Института физической культуры Московского городского педагогического университета.

Основные задачи центра:

  • проведение мониторинга потребностей Московского региона в учителях физической культуры, ОБЖ и других специалистах по физической культуре и спорту;

  • содействие занятости выпускников учреждений среднего и высшего профессионального физкультурно-педагогического образования;

  • создание банка данных выпускников педагогических вузов и ССУЗов физкультурного профиля;

  • персональный подбор выпускникам физкультурных вузов вакантных мест в образовательных учреждениях Москвы;

  • организация ярмарки вакансий для учителей физической культуры, ОБЖ и других специалистов по физической культуре и спорту;

  • координация усилий различных образовательных учреждений Москвы по созданию условий для обучения в области физической культуры;

  • поиск инновационных методик, технологий и программ обучения в области физической культуры;

  • создание новых образовательных технологий в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда и образовательных услуг;

  • разработка и внедрение в практику подготовки учителей физической культуры и повышения квалификации специалистов по физической культуре и ОБЖ столичных учебных заведений соответствующих учебно-методических материалов; оказание научно-практической помощи по освоению инновационных педагогических технологий;

  • повышение квалификации педагогических кадров в сфере физической культуры и безопасности жизнедеятельности;

  • проведение анализа потребности рынка труда в сфере физической культуры, спорта и ОБЖ;

  • разработка прогноза подготовки физкультурно-педагогических кадров в средних и высших профессиональных учебных заведениях Департамента образования Москвы.

Основные направления деятельности центра:

1. Допрофессиональная подготовка школьников в области физической культуры.
2. Высшее профессиональное физкультурно-педагогическое образование.
3. Послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).
4. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, подготовка и переподготовка специалистов по физической культуре и спорту).

Особенность работы центра – переход на научно обоснованную региональную систему непрерывного физкультурно-педагогического образования с учетом потребности региона в подготовке кадров конкретного уровня и направления; повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Ильдар ЛАТЫПОВ, к.п.н.
Педагогический институт физической культуры
Москва