Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Результаты одного исследования

Магнит показывает на север и на юг, от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.

Козьма Прутков

В школе № 30 г. Южно-Сахалинск учителями русского языка и литературы (по моей просьбе и с разрешения администрации школы) в 7-х, 9-х, 10-х классах были проведены письменные работы на тему: «Что я думаю о физической культуре?»

Цели и задачи настоящего исследования:

– преемственность преподавания предмета «Физическая культура» в начальной, основной и средней школе.
– выявление способов повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физической культурой и повышение уровня как физической подготовленности, так основ знаний в данной области;
– разработка различных форм урочных занятий в зависимости от возраста и физической подготовленности учащихся.

Для решения поставленных задач в течение всего периода были использованы следующие методы исследования:

  • педагогические наблюдения;

  • анкетирование;

  • тестирование физического уровня развития и его статистическая обработка с учетом динамического роста;

  • теоретический анализ и обобщение письменных работ учащихся 7-х, 9-х, 10-х классов.

Предполагаемые трудности и вопросы исследования

Работая изо дня в день с разными классами, вне зависимости от раздела программы, учитель в первую очередь решает образовательные задачи в рамках урока:

– развитие двигательных способностей;
– овладение двигательной деятельностью в рамках программных требований;
– повышение основ знаний за счет высокой организации его «моторной» плотности, осознание их необходимости.

Основополагающим в повышении уровня развития и объема знаний является понимание между учителем и учеником.

Учитель (ведущий) – ученик (ведомый). Эти отношения должны быть полноценными, доброжелательными и формироваться как по прямой связи, так и обратной.

«Прямая» связь – это уровень профессионализма самого учителя, умение передавать объем знаний с помощью современных педагогических технологий.

«Обратная» связь – результат ученика, выраженный в:

– уровне двигательных способностей,
– умении демонстрировать двигательную деятельность на уровне программы,
– объеме основ знаний по предмету.

Анализ письменных работ в 7-х, 9-х, 10-х классах на тему: «Что я думаю о физической культуре?»

Ученики были заранее предупреждены об этой работе. Работа письменная, оценивается по русскому языку и литературе, а также по предмету «Физическая культура» с учетом объема знаний в данной области.

Условия выполнения работы:

– школьники писали произвольно с учетом обозначенной темы;
– дети раскрывали тему, отвечая на следующие вопросы:

1. Хотите ли вы быть крепким и здоровым?
2. Что нужно для этого делать тебе и твоим близким?
3. Что делаешь ты (вы – с родителями, с друзьями)?
4. На каком месте для тебя предмет «Физическая культура»?
5. На каком уровне проходят уроки физической культуры в вашем классе (если можешь, сравни с другими школами...)?

Письменные работы выполнялись в рамках одного урока и не должны были превышать по объему более 2-х листов.

Следует отметить, что от 15 до 24% учеников (в зависимости от классов) выбрали произвольную форму написания (первый вариант), но в этих работах просматривался подтекст наводящих вопросов. Эти работы отличались своим колоритом, эмоциональностью, лиричностью.

Остальные школьники – 76–85% – выбрали второй вариант письменных работ.

Работы с краткими ответами не оценивались – таких работ оказалось от 8% до 11%. 16% учеников попросили разрешить им закончить дома – просьба была удовлетворена.

Привожу некоторые варианты ответов на первые два вопроса:

– «Быть здоровым – значит быть счастливым» (Е. Костерин, 10 «А»).
– «Все хотят быть здоровыми, но не у всех это получается, некоторым некогда, другие собираются это сделать завтра, и еще раз завтра» (О. Клеменок, 10 «В»).
– «Лень – вот, наверное, главный недостаток всего человечества, особенно в России» (Н. Колдоева, 10 «Б»).

Многие школьники начинали свои работы с определения понятия физической культуры, некоторые пытались вводить свои понятия: «Физическая культура – это, прежде всего, культура тела и духа. Она формирует характер, здоровье, дух человека, особенно важна в наше время» (Е. Титаренко, 10 «А»).

Вопрос: «Что делаешь ты (вы – с родителями, с друзьями)?» Ответы: 14% – вообще нечего не делают, 27% – делают, когда не лень, и 58% – знают, как делать и что делать. «Иногда даже отец, смотря на меня, начинает «качаться», и вообще мне нравится быть таким, каким я становлюсь». (Д. Парпауц, 10 «А»).

Вопрос: «На каком уровне проходит урок в вашем классе (если можешь, сравни с другими школами...)?»

– 7% – не знают или затрудняются ответить на этот вопрос;
– 21% – хотели бы, чтобы он проходил еще лучше.
– 72% – считают, что он проходит на достаточно высоком уровне, при этом ответы девушек были более эмоциональны и окрашены в положительные тона.

Вторая часть вопроса: «Если можешь, сравни с другими школами»:

– 15% – это тяжело сделать, так как они никогда не были в других школах;
– 12% – где-то в крупных городах, может быть, и в Москве – лучше;
– 73% – «Мы и так знаем, что в нашей школе лучше всех».

Анализ письменных работ позволил определить дополнительный вопрос: «Мое отношение к предмету «Физическая культура»... (его важность и необходимость)?»

– 12% – считают, что обойдутся и без физкультуры.
– 19% – для них он, как и все другие предметы.
– 68% – считают одним из главных предметов: его важность, необходимость неоспорима.

Кроме того, письменные работы позволили определить, какие разделы программы любимы учениками, кто и как повышает уровень своего физического развития.

Анализ показал, что только 6% родителей находят время на совместные оздоровительные мероприятия. Может быть, поэтому в России растет уровень заболеваемости детей, уменьшается продолжительность жизни, увеличивается процент преступлений.

Сравнительный анализ положения предмета «Физической культуры» в начальной, основной и средней школе позволил мне на довольно высоком уровне (с конкретной доказательной базой) выступить на родительских собраниях в 5–6-х и 10-х классах. Результаты данной работы были озвучены на городском и областном методических объединениях, а также определена перспектива работы – продолжение исследования основ знаний учеников в общеобразовательной школе. Для этой цели разработана тематика письменных работ:

5–6-й классы: «Зачем мне нужна физическая культура?»
7–8-й классы: «Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?»
9-й классы: «Здоровый образ жизни для меня и моей семьи».
10-й класс: «Плюсы и минусы школьной физической культуры».

Предлагаю коллегам провести подобные работы в своих школах, а затем выполнить сравнительный и обобщающий анализ с обязательным доведением этих данных до детей и родителей.

Хотелось бы, чтобы у меня появились единомышленники. Готов вступить с ними в диалог.

Николай ГОЛЕВ,
учитель физической культуры
СОШ № 30
г. Южно-Сахалинск