Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Зачем нужны анкеты?

Анкеты, предложенные ниже, могут быть интересны для каждого учителя или тренера – стоит только изменить название учебного заведения, о котором идет речь, и они готовы к применению. Однако хочется заметить, что анкетирование лучше всего проводить не один раз, а регулярно, хотя бы раз в году, давая возможность своим ученикам и воспитанникам рассказать о чувствах, надеждах, переживаниях.

Дело в том, что в жизни детей эмоции играют огромную роль. Часто именно чувства, а не разум, влияют на поведение ребенка, на его выбор. Возникновение положительной эмоции свидетельствует о том, что данное событие значимо, ценно и нужно работать больше, чтобы это состояние продлилось. Появление отрицательной эмоции заставляет уйти из ситуации, прервать общение, работу, тренировки.

Для достижения хороших результатов в спорте часто бывает недостаточно высоких физических нагрузок и хорошо организованных тренировок. Психологическое напряжение может свести на нет все усилия.

Нельзя забывать: каждому человеку важно, чтобы им интересовались, а ребенку внимание взрослых просто необходимо. Особенно важно, чтобы дети могли анализировать свои чувства и предпочтения, успешность и неуспешность в данной работе, включенность в общественную жизнь или отстраненность от нее, чтобы у каждого из них была возможность донести свои эмоции до значимых взрослых. Чем больше тренер, учитель знает о ребенке, чем больше ребенок чувствует неравнодушие тренера к его внутреннему миру, тем плодотворнее будет их взаимодействие.

Но не только тренеру важно подумать об эмоциях детей. Детям часто не хватает внимания постоянно спешащих родителей. Анкета, предложенная родителям, значима как в плане получения дополнительных сведений о ребенке, так и в плане сосредоточения самого родителя на состоянии своего ребенка. Эта анкета может помочь родителям внимательнее присмотреться к настроению своих детей, прислушаться к их желаниям, постараться вникнуть в мотивы поведения, а также больше интересоваться делами секции.

Алла ФОМИНОВА,
к. психол. н.

От редакции:

Данные анкеты разработаны и апробированы в Детском оздоровительно-образовательном центре г. Опочка Псковской области. Более подробно с работой этого центра вы можете ознакомиться в № 18/2006 г.

Анкета учащегося ДЮКФП «Я и ценности моей жизни»

(анкета анонимная)

Дорогой друг!

Приглашаем тебя и твоих друзей по группе поразмышлять о смысле и ценности жизни.

Подумай и выполни, пожалуйста, следующие задания:

1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:

  • Хорошая жизнь – это ___________________________________
  • Счастливый человек – это тот, кто ___________________________________
  • Больше всего я ценю в людях ___________________________________
  • Цель моей жизни заключается в том, что ________________________

2. Назови самые заветные желания в твоей жизни:

  • Первое желание _____________________________________
  • Второе желание _____________________________________
  • Третье желание _____________________________________

3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос:

Где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности? (Отметь перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)

– на уроке;
– в общественных делах;
– на занятиях в группе ДЮКФП;
– при проведении досуга;
– нигде;
– где еще? (допиши) _____________________________________

4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают? (Подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)

– дома;
– в классе;
– в группе ДЮКФП;
– в компании друзей;
– нигде;
– где еще? (допиши) ____________________________________

Спасибо за участие в разговоре!

 

Анкета для родителей

(анкета анонимная)

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем развития вашего ребенка в ДЮКФП. Нас очень интересует ваше личное мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, фамилию можно не указывать. Заранее благодарим за участие в анкетировании.

1. Нравится ли вам ДЮКФП, в котором занимается ваш ребенок?

– да;
– больше да, чем нет;
– трудно сказать (и да, и нет);
– больше нет, чем да;
– нет.

2. С каким настроением чаще всего идет ваш ребенок в ДЮКФП? (Отметьте)

– с большим желанием;
– по обязанности, но без желания (интереса);
– с большим нежеланием.

3. С каким настроением чаще всего приходит ваш ребенок из ДЮКФП? (Отметьте)

– веселый и жизнерадостный;
– уставший, но удовлетворенный;
– раздраженный, расстроенный, неудовлетворенный своей работой.

4. Как вы думаете, учитывают ли в ДЮКФП индивидуальные особенности вашего ребенка? (Отметьте)

– в основном учитывают;
– трудно сказать (и да, и нет);
– мало учитывают;
– не учитывают.

5. Что больше всего вы цените в ДЮКФП, в котором занимается ваш ребенок? _______________

6. Что не нравится вам в ДЮКФП? ____________________________________

7. Каким бы вы хотели видеть своего ребенка по окончании ДЮКФП? Какими качествами он должен обладать как выпускник ДЮКФП? ____________________________________

8. Подскажите, пожалуйста, что, на ваш взгляд, необходимо изменить в работе ДЮКФП, чтобы ваш ребенок обладал названными качествами? ___________________________________
___________________________________

Большое спасибо за сотрудничество!

 

Анкета учащегося ДЮКФП «Я и ДЮКФП»
(анкета анонимная)

Дорогой друг!

Давай поразмышляем с тобой о ДЮКФП, поговорим о том, что тебе нравится и не нравится в жизни спортивного клуба, что в ней необходимо изменить на твой взгляд. Твои искренние суждения помогут сделать наш клуб вторым домом, более красивым и комфортным. Предлагаем ответить тебе и твоим товарищам на следующие вопросы:

1. Нравится ли тебе самому ДЮКФП? Подчеркни один из предложенных ответов:

– да;
– больше да, чем нет;
– трудно сказать (и да, и нет);
– больше нет, чем да;
– нет.

2. Что больше всего тебе нравится в клубе? ___________________________________
___________________________________

3. Что тебе не нравится в клубе? ___________________________________
___________________________________

4. Если бы ты стал директором клуба, то какие изменения внес бы в школьную жизнь?

______________________

5. А сейчас предлагаем тебе выполнить небольшое задание.

Внимательно прочитай нижеперечисленные утверждения и оцени по предлагаемой шкале, в какой степени ты согласен с ними. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.

Я иду с радостью на учебно-тренировочные занятия в ДЮКФП.
В ДЮКФП у меня хорошее настроение.
В нашей группе хороший педагог дополнительного образования.
К педагогам ДЮКФП можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
В группе я всегда смогу высказать свое мнение.
Я считаю, что в ДЮКФП созданы все условия для развития моих способностей.
Я считаю, что ДЮКФП по-настоящему готовит к трудным жизненным ситуациям.
В отсутствие занятий в ДЮКФП я скучаю по ДЮКФП.

0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4

0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4

6. Оцени, пожалуйста, отношения между учащимися в твоей группе. С этой целью подчеркни один из предложенных ответов:

– наша группа дружная и сплоченная;
– наша группа дружная;
– в нашей группе нет ссор, но каждый существует сам по себе;
– в нашей группе иногда бывают ссоры, но конфликтной нашу группу назвать нельзя;
– наша группа недружная, часто возникают ссоры;
– наша группа очень недружная, в такой группе трудно тренироваться.

7. Каким ты представляешь себе спортивный клуб? Попробуй его описать наиболее подходящим словом, строкой стихотворения, рисунком или схемой.

Спасибо за сотрудничество!