Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2006

МЕТОДИКА

АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Марш-бросок

Зима, а вместе с ней и занятия зимними видами спорта пришли на уроки  физкультуры. Безусловно, большинство учащихся встанут на лыжи: лыжная подготовка, предусмотренная учебной программой, ожидаема многими школьниками, особенно в северных районах страны. Ну а если район – бесснежный или зима с оттепелями? Или лыжи для школы так и не удалось приобрести?
Замена уроков лыжной подготовки на легкоатлетическую – дело для многих учителей физической культуры привычное. Главное – сделать занятия интересными, предложить ребятам, особенно старших классов, программу, которая помогла бы даже за небольшой отрезок времени не только улучшить беговую подготовку, но и развить силовые качества.
Марш-бросок – чередование бега и ходьбы – оптимально подходит для ребят, не имеющих специальной легкоатлетической подготовки и не отличающихся высокой степенью выносливости. Занятия по программе, с которой мы сегодня знакомим наших читателей, можно с успехом провести на пришкольном стадионе или в парке, и даже хорошо, если там, где пройдут эти уроки, будут возвышения или овраги. Преодоление естественных препятствий внесет разнообразие, добавит настроения.
А с каким удовольствием можно будет потом бегать по заснеженному полю, играя в футбол, или гонять на коньках!

Занятие 1. Задача: распределить группы на подгруппы.

1. Теоретические сведения; история марш-бросков; их оздоровительное и прикладное значение. Нормативные требования.
2. Общеразвивающие и специальные упражнения.
3. Смешанное передвижение: на 6000 м – юноши, 3000 м – девушки.

Занятие 2. Задача: учить ходьбе в замедленном темпе.

1. Понятие о темпе ходьбы на марш-бросковой дистанции.
2. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений.
3. Ходьба 300 м (3х100 м) в заданном темпе в минутах и секундах:

1 раз парами из каждой подгруппы – в заданном темпе.
1 раз по одному из каждой подгруппы.

4. Смешанное передвижение: юноши – ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 200 м, бег 400 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м; девушки – ходьба 200 м, бег 300 м, ходьба 200 м, бег 200 м, ходьба 100 м.

Занятие 3. Задачи: учить бегу в заданном темпе.

1. Понятие о скорости бега на марш-бросковой дистанции.
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Специальные упражнения.
4. Бег 300 м (3х100 м) в заданном темпе в секундах:

1 раз парами из каждой подгруппы.
1 раз по одному из каждой подгруппы (внимание – на технику бега).

5. Смешанное передвижение: юноши – ходьба 100 м, бег 400 м, ходьба 100 м, бег 500 м, ходьба 100 м, бег 500 м, ходьба 100 м, бег 400 м, ходьба 100 м, бег 400 м; девушки – ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 100 м, ходьба 100 м, бег 100 м.

Занятие 4. Задача: учить правильной постановке стопы при ходьбе и беге в заданном темпе.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Учет умений и навыков при ходьбе на 100 м в заданном темпе.
3. Специальные упражнения.
4. Бег 200 м в минутах и секундах:

5.gif (4038 bytes)

5. Смешанное передвижение: юноши – бег 400 м, ходьба 100 м, бег 600 м, ходьба 100 м, бег 600 м, ходьба 100 м, бег 500 м, ходьба 100 м, бег 500 м (время прохождения подгруппами: сильная – 17 мин. 46 сек. –18 мин. 12 сек.; средняя – 18 мин. 12 сек. – 19 мин. 0,4 сек.; слабая – 19 мин. 04 сек. – 19 мин. 30 сек.); девушки – бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 200 м, ходьба 100 м, бег 200 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 11 мин. 32 сек., средняя – до 11 мин. 56 сек., слабая – до 12 мин. 08 сек.).

Занятие 5. Задача: закрепить навыки правильной постановки стопы.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Специальные упражнения.
3. Учет умений и навыков при беге на 100 м в заданном темпе. Бег 300 м (девушки) и 400 м (юноши) в минутах и секундах:

4. Смешанное передвижение: юноши – применяя разученные темпы передвижения ходьбой и бегом, преодолеть 3000 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 18 мин. 12 сек., средняя – до 19 мин. 04 сек., слабая – до 19 мин. 30 сек.); девушки – бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 200 м, ходьба 100 м, бег 200 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 12 мин. 08 сек., средняя – до 12 мин. 34 сек., слабая – до 12 мин. 47 сек.).

Занятие 6. Задача: учить правильным движениям рук при ходьбе и беге в заданном темпе.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Специальные упражнения.
3. Смешанное передвижение: юноши – бег 500 м, ходьба 100 м, бег 700 м, ходьба 100 м, бег 700 м, ходьба 100 м, бег 600 м, ходьба 100 м, бег 600 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 20 мин. 52 сек., средняя – до 21 мин. 54 сек., слабая – до 22 мин. 25 сек.); девушки – бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 200 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 12 мин. 44 сек., средняя – до 13 мин. 12 сек., слабая – до 13 мин. 26 сек.).

Занятие 7. Задача: закреплять правильные движения рук при ходьбе и беге в заданном темпе.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Специальные упражнения.
3. Смешанное передвижение: юноши – бег 700 м, ходьба 100 м, бег 800 м, ходьба 100 м, бег 800 м, ходьба 100 м, бег 700 м, ходьба 100 м, бег 600 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 23 мин. 32 сек., средняя – до 24 мин. 44 сек., слабая – до 25 мин. 20 сек.); девушки – бег 400 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 13 мин. 56 сек., средняя – до 14 мин. 28 сек., слабая – до 14 мин. 44 сек.).

Занятие 8. Задача: проверить усвоение темпа ходьбы и бега в марш-броске на определенных дистанциях.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Специальные упражнения.
3. Марш-бросок: юноши – 4000 м, девушки – 2000 м.

Занятие 9. Задача: учить ритмичному и глубокому дыханию.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Специальные упражнения.
3. Бег 500 м (5х100 м) в секундах:

1 раз с ускорением всеми подгруппами.

4. Смешанное передвижение: юноши – бег 900 м, ходьба 100 м, бег 900 м, ходьба 100 м, бег 900 м, ходьба 100 м, бег 800 м, ходьба 100 м, бег 700 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 26 мин. 44 сек., средняя – до 28 мин. 08 сек., слабая – до 28 мин. 50 сек.); девушки – бег 400 м, ходьба 100 м, бег 400 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 14 мин. 32 сек., средняя – до 15 мин. 04 сек., слабая – до 15 мин. 23 сек.).

Занятие 10. Задача: учить ритмичному и глубокому дыханию.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Специальные упражнения.
3. Марш-бросок 500 м для девушек (время прохождения подгруппами: сильная – до 3 мин, средняя – до 3 мин. 10 сек., слабая – до 3 мин. 20 сек.).
4. Смешанное передвижение: юноши – бег 900 м, ходьба 100 м, бег 900 м, ходьба 100 м, бег 900 м, ходьба 100 м, бег 900 м, ходьба 100 м, бег 800 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 27 мин. 48 сек., средняя – до 29 мин. 16 сек., слабая – до 30 мин.); девушки – бег 400 м, ходьба 100 м, бег 500 м, ходьба 100 м, бег 400 м, ходьба 100 м, бег 300 м, ходьба 100 м, бег 300 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 15 мин. 44 сек., средняя – до 16 мин. 20 сек., слабая – до 16 мин. 44 сек.).

Занятие 11. Задача: учить умениям и навыкам в преодолении подъемов и спусков.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Смешанное передвижение: юноши – бег 1000 м, ходьба 100 м, бег 1000 м, ходьба 100 м, бег 1000 м, ходьба 100 м, бег 900 м, ходьба 100 м, бег 900 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 29 мин. 56 сек., средняя – до 31 мин. 32 сек., слабая – до 32 мин. 20 сек.); девушки – бег 400 м, ходьба 100 м, бег 500 м, ходьба 100 м, бег 500 м, ходьба 100 м, бег 400 м, ходьба 100 м, бег 400 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 17 мин. 32 сек., средняя – до 18 мин. 14 сек., слабая – до 18 мин. 32 сек.).

Занятие 12. Задача: проверить усвоение темпа передвижения юношей и девушек.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Прохождение дистанции: юноши – 31 мин. 10 сек. (ориентир – 5000 м), девушки – 20 мин. (ориентир – 3000 м).

Занятие 13. Задача: закрепить умения и навыки преодоления подъемов и спусков.

1. Общеразвивающие упражнения.
2. Преодоление с данного занятия и по 14-е. 100 м ускоренно: юноши – за 29–32 сек., девушки – за 31–34 сек.
Бег 3х100 м в секундах:

1 раз парами из каждой подгруппы. 1 раз по одному из каждой подгруппы.

3. Смешанное передвижение: юноши – бег 1200 м, ходьба 100 м, бег 1200 м, ходьба 100 м, бег 1000 м, ходьба 100 м, бег 1000 м, ходьба 100 м, бег 900 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 30 мин. 50 сек., средняя – до 31 мин. 43 сек., слабая – до 32 мин. 36 сек.); девушки – бег 500 м, ходьба 100 м, бег 600 м, ходьба 100 м, бег 500 м, ходьба 100 м, бег 500 м, ходьба 100 м, бег 400 м (время прохождения подгруппами: сильная – до 17 мин. 40 сек., средняя –до 18 мин. 05 сек., слабая – до 18 мин. 30 сек.).

Занятие 14. Задача: проверить усвоение умений и навыков при прохождении зачетных дистанций.

1. Общеразвивающие упражнения (повторить упражнения 13-го урока).
2. Марш-бросок: девушки – 3000 м, юноши – 6000 м.
3. Подведение итогов.

(Примерные комплексы упражнений к занятиям в Приложении 3).

Приложение 1

Примерная таблица подготовки к марш-броску на 3000 м (девушки)

Примерная таблица подготовки к марш-броску на 3000 м (девушки)

Приложение 2

Примерная таблица подготовки к марш-броску на 6000 м (юноши)

Примерная таблица подготовки к марш-броску на 6000 м (юноши)

Приложение 3

Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения

Специальные упражнения бегуна

Виктор ВЕРХЛИН
Москва