Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Ильдар ЛАТЫПОВ

Физическая культура в профильном обучении

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры

18

Лекция № 2. Структура и содержание общего среднего образования в области физической культуры в условиях профильного обучения

19

Лекция № 3. Особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в условиях введения профильного обучения
Контрольная работа №1 (срок выполнения – до 25 ноября 2006 г.)

20

Лекция № 4. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в области физической культуры

21

Лекция № 5. Методика преподавания основ теории и методики
физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне
Контрольная работа №2 (срок выполнения – до 25 декабря 2006 г.)

22

Лекция № 6. Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне

23

Лекция № 7. Спортивно-педагогические классы: планирование и организация профильного обучения

24

Лекция № 8. Программа развития средней школы №  1916 г. Москвы
по модели физкультурно-педагогического лицея на 2005–2010 гг. (из опыта работы школы, участвующей в эксперименте по профильному обучению)

Итоговая работа (срок выполнения – 28 февраля 2007 г.)
Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения (актом о внедрении)

Лекция № 7
Спортивно-педагогические классы: планирование и организация профильного обучения

Профессионально-педагогическая ориентация учащихся спортивно-педагогических классов

В повышении качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту существенную роль играет допрофессиональное образование школьников, предполагающее отбор и ориентацию их на специальность «Физическая культура и спорт». Учитывая, что формирование личности специалиста начинается в школьные годы, необходимо осуществлять планомерную и целенаправленную допрофессиональную подготовку учащихся старших классов к поступлению в физкультурные учебные заведения. Основным содержанием этой работы является формирование профессиональной направленности личности учащихся.

В качестве компонентов профессиональной направленности школьников нами изучались: профессиональный интерес, склонность к физкультурно-педагогической деятельности, физическая подготовленность, коммуникативная компетентность, педагогические способности, потребность в самосовершенствовании, ценностные ориентации. На этом этапе ведущим становится формирование ценностных ориентаций, стержневой, мотивационной основой которых является социальная ответственность. Ее формирование связано с развитием самостоятельности, инициативы, готовности к принятию решений, способности предвидеть результаты и последствия своей деятельности или конкретного поступка.

С учащимися 10–11-х классов на основе приобретенных ими знаний, опыта на предшествующих этапах обучения осуществляется профориентационная деятельность, предусматривающая следующие аспекты:

– углубленно изучаются профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы, к которым у них есть устойчивый интерес и индивидуальные способности;
– сосредоточивается внимание на формирование профессионально важных качеств в сфере педагогической, физкультурно-спортивной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и др.;
– осуществляется контроль, коррекция профессиональных планов, выявляется степень их обоснованности;
– намечаются пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы учащихся, оценки результатов, достижений;
– формируются основы для социально-профессиональной адаптации учащихся: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессионально-педагогическая направленность;
– формируются профессиональные интересы.

Задача профилизации состоит в создании таких условий в школах, чтобы каждый учащийся нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен. Совершенно естественно, что, сделав выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Поэтому введением профильного обучения преследуется еще одна цель – обеспечить преемственность старшей ступени школы и учреждений среднего и высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения. Профиль как раз и задает определенную сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям школьников.

Специфика профильного обучения в сравнении с традиционным обучением в обычной общеобразовательной школе и углубленным изучением отдельных предметов состоит в том, что, в отличие от традиционного обучения, профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга.

Предлагаемая нами концепция предполагает, что профильное обучение в области физической культуры в общеобразовательной школе, предусматривающее отбор и профессиональную ориентацию школьников, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся в соответствии с профилем избранной специальности и индивидуальными способностями, формированию устойчивой профессиональной мотивации на педагогическую профессию.

Особенность профильного обучения в области физической культуры заключается в том, что наряду с идеей воспроизводства физкультурно-педагогических кадров оно решает задачи рационального сочетания образовательной и спортивной деятельности в рамках единого учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса; повышения качества образования и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта.

В то же время, предлагаемая нами концепция профильного обучения в области физической культуры предполагает создание профильных и лицейских классов с физкультурно-педагогическим и спортивным уклоном во всех школах, обладающих необходимой материально-спортивной базой и квалифицированным педагогическим составом.

Содержание образования и особенности организации учебной деятельности

Следует выделить две немаловажные проблемы обновления содержания образования в спортивно-педагогических классах с целью достижения его преемственности в системе непрерывного физкультурного образования. Первая из них определяет, каким должно быть дополнение к образованию, чтобы с его помощью выпускник школы мог не только поступить в вуз, но и быть готовым к продолжению образования на качественно более высоком уровне. Вторая связана с тем, как, используя потенциал вуза, активизировать творческие, интеллектуальные и физические возможности учащихся, придавая им профессиональную направленность на третьей ступени обучения в общеобразовательной школе.

Поэтому спортивно-педагогические классы являются тем важнейшим звеном в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования, которое связывает, с одной стороны, основную школу, с другой – профильное и профессиональное образование.

Содержание образования в профильных 10–11-х классах является личностно-значимым для каждого учащегося. Обучение строится на основе профильной дифференциации в зависимости от образовательных целей. Профильное обучение реализуется в гомогенных группах учащихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации.

Цель – формирование устойчивой профессиональной мотивации на педагогическую профессию, обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта. Обучение ориентировано, в первую очередь, на профильный уровень освоения учебных предметов «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология».

Физической культуре в спортивно-педагогических классах отведена приоритетная роль. В первую очередь, увеличен объем учебных занятий по этому предмету до 4-х часов в неделю. Введены два дополнительных часа в целях совершенствования в избранном виде спорта. Увеличение учебных часов на ОБЖ (2 часа в неделю) и биологию (3 часа), а также разработка рабочих программ, соответствующих стандартам профильного образования, позволили нам дать учащимся спортивно-педагогических классов прочные знания по профильным предметам (см. Табл. 1).

Таблица 1.

Таблица 1

Таблица 2. Программное и учебно-методическое обеспечение профильного обучения в области физической культуры

Таблица 2. Программное и учебно-методическое обеспечение профильного обучения в области физической культуры

Направленность профильного обучения на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ученика предполагает необходимость разработки элективных курсов. Этот новый компонент базового учебного плана как раз и призван, с одной стороны, учесть интересы и склонности каждого ученика, а с другой – определяет возросшие требования к профессионализму учителей физической культуры.

Поэтому учитель физической культуры профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;

  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование индивидуальных способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в сфере физической культуры и спорта.

Педагогические технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе

В работе с профильными спортивно-педагогическими классами используются новые педагогические технологии:

– личностно-ориентированное обучение учащихся с учетом их спортивных интересов (формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, развитие интереса к педагогической профессии);

– спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию учащихся (использование огромного опыта, накопленного практикой подготовки юных спортсменов, научных и технологических достижений в сфере подготовки спортсменов высокого класса, создание новых организационно-методических и социально-психологических условий для активного освоения учащимися общечеловеческих ценностей физической культуры и спорта);

– групповая форма обучения (комплектование учебно-тренировочных групп по уровню физической подготовленности и с учетом спортивных интересов учащихся);

– диагностика индивидуальных способностей учащихся и резервов развития;

– мониторинг физического развития и физической подготовленности;

– профессионально-ориентированное обучение в классах спортивно-педагогического профиля, сформированных по принципу их профессиональной ориентации (формирование устойчивой профессиональной мотивации учащихся на педагогическую профессию);

– диагностика мотивационно-ориентационной сферы учащихся профильных классов;

– новые компоненты обучения, характерные для вузов (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность), которые определяют необходимость использования новых для школы организационных форм (лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторно-практические занятия, зачеты и т.д.) и способов учебной деятельности.

Совместная педагогическая деятельность школы и вуза по профильному обучению

Особую роль в организации работы спортивно-педагогических классов играет совместная педагогическая деятельность школы и вуза с целью обеспечения преемственности и непрерывности педагогического образования, ориентации учащихся на педагогическую профессию и качественной подготовки выпускников профильных классов в вуз. Совместная деятельность школы и физкультурно-педагогического вуза развивается в следующих направлениях:

Школа:

– проводит профессиональную ориентацию учащихся на педагогическую профессию и обеспечивает качественный прием выпускников 9-х классов в профильный класс;
– обеспечивает качественное обучение базовым и профильным общеобразовательным предметам, на элективных курсах; повышение уровня подготовки обучающихся и адаптацию их к вузовской системе обучения;
– разрабатывает совместно с вузом учебные планы, программы и учебно-методические пособия для профильных классов; внедряет в учебно-воспитательный процесс новые технологии обучения;
– создает методическую базу для прохождения студентами педагогической практики;
– обеспечивает приобщение учителей школы к научной деятельности и повышение их квалификации;
– привлекает на договорных условиях профессорско-преподавательский состав вуза для работы в профильных классах.

Физкультурно-педагогический вуз:

– организует на базе школы педагогическую практику студентов;
– оказывает содействие школе в обеспечении профильного обучения квалифицированными педагогическими кадрами;
– допускает выпускников профильных классов к досрочным вступительным экзаменам в вуз;
– оказывает методическую помощь учителям в организации учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса.

Примерное положение о спортивно-педагогическом классе

I. Общие положения

1.1. Спортивно-педагогический класс – это форма организации деятельности учащихся, направленная на создание и обеспечение профильного уровня среднего (полного) образования с целью обеспечения преемственности и непрерывности физкультурно-педагогического образования, профессиональной ориентации учащихся на педагогическую профессию и качественной подготовки выпускников профильных классов в вузы.

1.2. Спортивно-педагогические классы открываются в средних общеобразовательных школах при наличии в них соответствующей материально-технической базы и высококвалифицированного, творчески работающего педагогического коллектива.

1.3. Спортивно-педагогический класс создается на третьей ступени общего образования и является структурной единицей образовательного учреждения.

Вопрос об открытии спортивно-педагогического класса рассматривается органом управления образованием.

1.4. Основными задачами спортивно-педагогического класса являются:

  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей учащегося в формах получения образования, формирование образовательной среды на основе ранней диагностики способностей и резервов развития;

  • формирование общей культуры личности учащихся на основе оптимального сочетания общего среднего образования и профильного обучения;

  • создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии и допрофессиональное образование учащихся в области физической культуры;

  • формирование умений и навыков научно-исследовательской работы в области физической культуры;

  • повышение качества подготовки выпускников в выбранных ими учебных предметах и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни;

  • обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом.

II. Порядок приема и аттестации учащихся

2.1. Прием учащихся в спортивно-педагогический класс осуществляется на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении и Порядка приема выпускников второй ступени общего образования в государственные общеобразовательные учреждения на ступень среднего (полного) общего образования.

2.2. В спортивно-педагогический класс принимаются обучающиеся, имеющие склонность к педагогической деятельности, физическую подготовку соответствующего уровня, желающие получить допрофессиональное образование в области физической культуры, при наличии личного заявления, аттестата об основном общем образовании и медицинских документов установленного образца.

2.3. При приеме учащихся в спортивно-педагогический класс безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования.

Преимущественным правом поступления в спортивно-педагогический класс пользуются:

  • выпускники 9-х классов своей школы, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования и проявившие склонность к педагогической деятельности;

  • победители по соответствующим профильным предметам окружных, городских и республиканских олимпиад;

  • обладатели похвальной грамоты «За успехи в изучении профильных предметов» («Физическая культура», «ОБЖ», «Биология»);

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • выпускники 9-х классов лицеев (лицейских классов), гимназий (гимназических классов), средних общеобразовательных школ (классов) с углубленным изучением биологии, ОБЖ и образовательной области «Физическая культура».

2.4. Наполняемость класса составляет 25 человек.

2.5. Прием учащихся в спортивно-педагогический класс осуществляется приемной комиссией школы, в состав которой могут входить представители органов управления образованием.

2.6. Приемная комиссия организует свою деятельность в соответствии с Положением о приемной комиссии, разрабатываемым педагогическим советом школы в соответствии с уставом школы и утверждаемым директором.

2.7. Для решения вопроса о зачислении в спортивно-педагогический класс выпускники 9-х классов или их родители (иные законные представители) представляют в школу заявление о приеме на имя директора школы, аттестат об основном общем образовании.

Прием заявлений начинается после получения учащимися аттестатов об основном общем образовании.

2.8. Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (иными законными представителями), регистрируются через секретариат в журнале приема заявлений. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию:

  • входящий номер заявления;

  • перечень представленных документов и отметку об их получении, заверенную подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью школы;

  • сведения о сроках уведомления о зачислении в спортивно-педагогический класс;

  • контактные телефоны для получения информации.

2.9. Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

2.10. Комплектование спортивно-педагогического класса завершается 1 июля текущего года. В исключительных случаях осуществляется дополнительный прием в период с 1 по 30 августа.

2.11. После окончания приема заявлений зачисление в спортивно-педагогический класс оформляется приказом директора школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения заявителей.

При зачислении обращается внимание на рекомендации психологов, состояние здоровья и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом.

2.12. Всех обучающихся, зачисленных в спортивно-педагогический класс, и их родителей (иных законных представителей) администрация школы обязана ознакомить с уставом школы, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими деятельность школы.

2.13. За учащимися спортивно-педагогического класса (при отсутствии академической задолженности) сохраняется право перехода в универсальные (непрофильные) классы по заявлению родителей (или иных законных представителей) только после окончания учебного года.

Вопрос о переводе учащегося в другой класс решает педагогический совет школы.

2.14. Администрация школы несет ответственность за сохранение контингента обучающихся в течение всего срока их обучения на третьей ступени общего образования.

2.15. Государственная (итоговая) аттестация выпускников спортивно-педагогического класса осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений.

2.16. Зачисление выпускников спортивно-педагогического класса в высшие учебные заведения определяется Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения и договором между вузом и школой.

III. Содержание и организация образовательного процесса

3.1. Образовательная программа спортивно-педагогического класса включает базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные курсы для профильного обучения.

Перечень и содержание элективных курсов определяются самой школой.

3.2. Реализация общеобразовательных программ в спортивно-педагогическом классе предусматривает углубленное изучение биологии, ОБЖ, образовательной области «Физическая культура» и ориентирована на овладение навыками самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности.

3.3. Обучение в спортивно-педагогическом классе осуществляется на профильном уровне трудности при обязательной реализации государственных образовательных стандартов.

3.4. На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторно-практические занятия, зачеты.

3.5. Элективные курсы для учащихся спортивно-педагогического класса в основном углубляют и расширяют рамки действующих общеобразовательных и профильных предметов, выявляют специфику педагогической деятельности и профессиональных требований к специалистам по физической культуре.

По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

3.6. Обучение строится на основе гибких форм организации образовательного процесса, способствующих формированию знаний, навыков исследовательского труда, ориентированных на индивидуальные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.

3.7. Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана и программ, разрабатываемых школой самостоятельно в соответствии с федеральным и региональным учебными планами, и регламентируется расписанием занятий.

Наиболее подготовленные обучающиеся могут заниматься по индивидуальным учебным планам и программам, осваивать отдельные курсы в порядке экстерната.

3.8. При проведении уроков и практических занятий по профильным предметам классы делятся на две подгруппы.

На занятиях по физической культуре класс делится на подгруппы по уровню физической подготовленности и спортивным интересам обучающихся.

3.9. При наличии необходимых условий и финансовых средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление класса на группы меньшей наполняемости.

3.10. Учебно-тренировочные занятия проводятся по видам спорта в ДЮСШ (СДЮШОР) или непосредственно в условиях школы.

Для обеспечения круглогодичных учебно-тренировочных занятий и активного отдыха учащихся в период зимних и летних каникул организуется оздоровительно-спортивный лагерь.

3.11. Врачебный контроль над учащимися осуществляется врачом школы, а при его отсутствии – кабинетом врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники или врачебно-физкультурным диспансером.

IV. Профессиональная ориентация учащихся

4.1. Профессионально-педагогическая ориентация учащихся спортивно-педагогического класса осуществляется, прежде всего, в процессе преподавания профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов.

4.2. Целью профориентационной деятельности является формирование у учащихся спортивно-педагогического класса профессиональной ориентации на педагогическую профессию и устойчивой мотивации к получению профессионального образования в области физической культуры.

4.3. Основные задачи:

– обеспечение преемственности образовательных программ среднего (полного) общего, профильного и профессионального образования;
– знакомство учащихся профильных классов с вузами физкультурно-педагогического профиля, встречи с преподавателями вузов;
– оказание помощи учащимся в выборе будущей профессиональной деятельности;
– привлечение выпускников спортивно-педагогического класса и студентов физкультурно-педагогических вузов к профориентационной работе.

4.4. С учетом специфики содержания и организации профильного обучения, а также координации взаимодействия с профильными вузами предусматривается должность куратора профильного обучения.

4.5. Куратор осуществляет:

– профориентационную работу, отбор и комплектование спортивно-педагогического класса;
– помощь в разработке учебного плана и программ профильного обучения;
– контроль за академической успеваемостью учащихся спортивно-педагогического класса;
– координацию деятельности педагогов, осуществляющих профильное обучение;
– связь с выпускниками спортивно-педагогического класса;
– связь с физкультурно-педагогическими вузами, обеспечивая все формы взаимодействия («Дни открытых дверей», консультации и др.).

АНКЕТА
учащегося 9-го класса

Внимательно прочтите вопрос. Выберите ваш ответ. Подчеркните или обведите кружочком ответ.

Например: ДА/НЕТ

1. Вы уже выбрали свою будущую профессию? ДА/НЕТ

2. Вам нравится профессия учителя? ДА/НЕТ

3. Вы хотели бы стать учителем физической культуры или тренером по спорту? ДА/НЕТ

4. Ваша будущая профессия связана с хорошей физической или спортивной подготовкой? ДА/НЕТ

5. Вы занимаетесь физической культурой и спортом? ДА/НЕТ

6. Что вы знаете о педагогических классах? ВСЕ/НЕМНОГО/НИЧЕГО

7. Нужно ли профильное обучение школьникам? ДА/НЕТ

8. Хотели бы вы продолжить образование в спортивно-педагогическом классе? ДА/НЕТ

9. Как отнеслись бы к этому ваши родители (родные)? ПОЛОЖИТЕЛЬНО/ОТРИЦАТЕЛЬНО

10. Куда вы собираетесь поступать учиться после школы? _______

Благодарим за ответы!

Контрольные вопросы и задания

1. Что Вы понимаете под «профессионально-педагогической ориентацией учащихся»?

2. Что такое спортивно-педагогические классы?

3. Чем отличается содержание образования в спортивно-педагогических классах от обычных классов?

4. В чем суть творческого педагогического сотрудничества школы и вуза?

Литература

1. Латыпов И.К. Элективные курсы для спортивно-педагогических классов: Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. университет «Первое сентября», 2006. – 64 с.

2. Пономарева Г.В. Основные положения авторской программы углубленного изучения дисциплин спортивно-педагогического направления /Актуальные проблемы физического воспитания и спорта /Материалы международной научно-практической конференции. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 76–79.

3. Профильное обучение в Москве: опыт, проблемы, перспективы /Материалы научно-практической конференции //Народное образование. – 2003. – № 7. – С. 106–114.

4. Профильное обучение старшеклассников в процессе взаимодействия «школа – педвуз» /Сборник научно-методических материалов. – М.: Изд-во МПГУ, 1999. – 123 с.