Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2006

МЕТОДИКА

УРОК

Дыхательная гимнастика

(8-й класс)

Тип урока: исследование.

Форма работы: познавательная игра.

Метод проведения: групповой, фронтальный.

Оборудование: компьютер, экран, слайды с пейзажами заповедных мест района, плакат о вреде курения, шары, секундомер, магнитофон, кассеты.

Задачи урока:

1. Познакомить ребят с элементами восточной культуры.
2. Научить правильно выполнять гимнастические упражнения.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
4. Способствовать оздоровлению детей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Подготовительная часть (5 мин.)

Построение. Сдача рапорта. Постановка задач на урок.

Учитель. На Востоке огромное внимание уделяют созданию внутреннего настроения во время выполнения упражнений. Упражнения, которые мы сегодня проделаем, направлены на изучение возможностей организма, его целительных сил.
Расправьте плечи, улыбнитесь, постарайтесь ощутить внутри приятное тепло. Те, у кого это сразу не получается, постарайтесь создать себе хорошее настроение усилием воли.

Первый этап урока – разминка.

Учитель. Давайте попробуем настроиться на выполнение упражнений таким образом, чтобы выполнить их с легкостью и удовольствием, не забывая «прислушиваться» к тому, как реагирует на каждое движение наш организм.

1. Бег:

– с высоким выносом бедра – 100 м;
– с захлестом голени – 100 м;
– приставными шагами – 200 м.

2. Массаж ушных раковин – 4–6 раз.

Учитель. Не забывайте поддерживать свое хорошее настроение уверенностью в том, что физические упражнения дают вашему организму закалку, очищают дыхание, повышают активность. Легкое расслабление старайтесь чередовать с более выраженным напряжением.
На разных участках уха, особенно на мочке, сосредоточено огромное число биологически активных точек, которые активизируют работу наших внутренних органов.

Вопрос. На каких еще участках тела находятся биологически активные точки?

Ответ. На кистях рук и на стопе.

3. Массаж кистей рук и плечевого пояса: повторение небольшими циклами 2–4 раза.

4. Упражнения на активизацию шейного отдела позвоночника: небольшими циклами 2–4 раза.

Учитель. Упражнения, направленные на укрепление шейного отдела позвоночника, нормализуют внутричерепное давление, улучшают зрение, слух память, повышают работоспособность. Тренируется вестибулярный аппарат, улучшается сон, питание головного мозга.
При выполнении упражнений не надо раскачивать руками. Давайте будем улыбаться и поддержим добрую атмосферу урока до звонка. Помните, что движения надо выполнять последовательно сверху вниз, строго по направлению позвоночника.

5. Приседания и упражнения на тренировку поясничного отдела позвоночника: 10 раз (по выбору учителя).

Основная часть (35 мин.)

Ученики садятся на коврики.

Учитель. Во время разминки мы подготовили наш организм к основной части урока. Именно сейчас нам предстоит выполнить основную работу – упражнения дыхательной гимнастики.
Ритм нашего дыхания, как и поза, часами мало изменяется. Дыхание остается, как правило, неглубоким и чистым.
Давайте проведем маленький эксперимент. Как по-вашему, сколько мы совершаем за одну минуту вдохов и выдохов? Вот это мы сейчас и проверим. Считать будем в актах (вдох-выдох – дыхательный акт). Дышим как обычно, учащать или замедлять дыхание не нужно. Эксперимент мы проведем стоя, поэтому прошу всех встать.

Класс выполняет упражнение.

Учитель. Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого получилось актов дыхания меньше 15. У кого – от 16 до 20? У кого больше 20? Спасибо.

На экране – слайд с таблицей.

Учитель дает домашнее задание: провести этот тест с родителями, заполнить таблицу и принести на следующий урок.

Учитель. Сейчас мы с вами проверим жизненную емкость легких с помощью обычного воздушного шарика. Ваша задача: сделать глубокий вдох и выдохнуть 3 раза набранный воздух в шарик.
Спасибо! А теперь поднимите шарики вверх. Мы видим, что жизненная емкость легких у всех разная.
При обычном дыхании у человека скапливается в легких углекислота, которая тянет ко сну. Человек начинает зевать. Давайте очистим легкие от скопившейся кислоты. Сделаем глубокий вдох и выдох.
А как вы думаете, что происходит с легкими курильщиков? У них в легких углекислого газа скапливается в несколько раз больше, потому что одна сигарета сжигает 85% суточной дозы аскорбиновой кислоты. Давайте посмотрим на плакат. Что вы здесь видите? Какие различия? Людей, ведущих пассивный образ жизни и плохо вентилирующих свои легкие, да к тому же курящих, в итоге ждут плачевные результаты. Это – заболевания легких, бронхов, сердца, крови. Наша задача – научиться правильно выполнять дыхательные упражнения, которые затрагивают все отделы легких. Для этого необходимо делать их регулярно.
А теперь представьте, что мы отправляемся в путешествие по заповедным местам родного Елабужского района и при этом выполняем упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой. Помните, ребята, когда вам захочется «почистить» свои легкие, лучше делать это на свежем воздухе, например, в парке, в спокойной обстановке.

Одновременно с началом упражнений начинается смена слайдов, звучит музыка с голосами птиц.

1. Упражнение «Ладошки»: встать прямо, показать ладошки, локти опустить – поза экстрасенса. Сделать короткий шумный вдох, сжать ладошки в кулачки. Выдох через рот (8–12 раз).

2. Упражнение «Китайский болванчик»: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо, короткий шумный вдох, вернуться в и. п. – выдох; затем повторить влево (8–12 раз).

3. Упражнение «Маятник»: вдох на 5 счетов – выдох (8–10 раз).

4. Упражнение выполняется в позе каратиста (показывает учитель): обращается внимание на то, что работа легких в большей степени зависит от состояния грудной клетки, которая сочленена с позвоночником, поэтому следует обратить внимание именно на это сочетание (10–12 раз).

5. Упражнение «Увидеть пятку»: поворачиваясь вправо, нужно увидеть левую пятку и наоборот (4–6 раз).

6. Упражнение «Кошка – добрая, кошка – злая»: прогнуться, выпрямиться, снова прогнуться (6–8 раз).

7. Упражнение «Собираем яблоки»: стопы не отрываем от пола, пятки зафиксированы (12–16 раз).

Учитель. А теперь подведем итог тому, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Для чего нужна дыхательная гимнастика?

Заключительная часть

Релаксация – 5 мин. Звучит музыка с голосами птиц. Дети рассаживаются поудобнее, закрывают глаза, расслабляются.

Учитель. Я предлагаю послушать свое дыхание и услышать ритм… Вселенной. Все тело приятно расслаблено, дыхание свободное, ровное, сердце бьется спокойно и ритмично. Тепло распространяется по телу вместе с дыханием. Всматриваемся в небо, мы ясно видим птиц, парящих высоко. Попробуйте фантазировать. Представьте себе, что мы взлетаем. Впитываем солнечный весенний свет, чистоту воздуха, свежесть воды... Фантазируем дальше! Вот мы приближаемся к белым облакам, несущим в себе сказку детства, сказку юности, любовь, красивую и возвышенную. Мы впускаем в себя великий гимн дружелюбия и мудрости. Постарайтесь в этом полете впитать все, что вы считаете совершенным. Научитесь начинать каждый день с чувством радости, счастья, душевного полета, поддерживайте это состояние в течение всего дня и перенесите его на всех, кто вас окружает.
А теперь медленно мы возвращаемся из полета в наш зал. Открываем глаза, на лицах у всех – улыбки, в глазах – задор, озорство, дружелюбие. Это – атмосфера сказочного Востока, нам захочется обязательно вернуться сюда. Желаю вам всем здоровья.

Гульсина РАИМЖАНОВА
с. Бехтерево,
Республика Татарстан