Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Ильдар ЛАТЫПОВ

Физическая культура в профильном обучении

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры

18

Лекция № 2. Структура и содержание общего среднего образования в области физической культуры в условиях профильного обучения

19

Лекция № 3. Особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в условиях введения профильного обучения
Контрольная работа №1 (срок выполнения – до 25 ноября 2006 г.)

20

Лекция № 4. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в области физической культуры

21

Лекция № 5. Методика преподавания основ теории и методики
физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне
Контрольная работа №2 (срок выполнения – до 25 декабря 2006 г.)

22

Лекция № 6. Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне

23

Лекция № 7. Спортивно-педагогические классы: планирование и организация профильного обучения

24

Лекция № 8. Программа развития средней школы №  1916 г. Москвы
по модели физкультурно-педагогического лицея на 2005–2010 гг. (из опыта работы школы, участвующей в эксперименте по профильному обучению)

Итоговая работа (срок выполнения – 28 февраля 2007 г.)
Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения (актом о внедрении)

Лекция № 6
Проектирование профильных школ в условиях профильного обучения

Реформирование системы образования привело к созданию новых видов образовательных учреждений – гимназий, лицеев, частных школ. Анализ образовательной практики функционирования названных учреждений свидетельствует о том, что большинство из них фактически осуществляет профильную дифференциацию содержания образования, основанную на добровольном выборе учащимися профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений. Целенаправленная, осознанная, теоретически проработанная и научно обоснованная инновационная педагогическая деятельность основывается на теоретических положениях проектирования. В настоящее время без научной разработки проблем методологии и технологии педагогического проектирования невозможно управлять процессами преобразования образовательных систем.

А.М. Моисеев отмечает: «Есть основания утверждать, что проектирование – прекрасное приложение творческого, созидательного настроя и потенциала руководителей школ, которые не хотят довольствоваться ролью пассивных пользователей готовых и неэффективных систем управления и в интересах развития школ хотят создавать новые».

Проектирование в сфере образования, как бы оно ни осуществлялось, строится на основе уже имеющихся знаний. До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов.

Проектирование, по мнению Дж. К. Джонса, – «вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.

Понятие «проектирование» пополнило педагогическую лексику благодаря В.В. Краевскому, который в существенной мере обогатил понятийно-терминологический аппарат педагогической науки техническими понятиями, прежде всего научного обоснования обучения. Вслед за ним и другие авторы при разработке концепции содержания общего среднего образования и концепции процесса обучения активно использовали такие понятия, как:

– конструктивно-техническая (регулятивная) функция педагогики;
– принципы конструирования содержания образования;
– проект педагогической деятельности;
– педагогическое проектирование;
– проектировочная деятельность учителя и др.

Педагогическое проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технологические и организационно-управленческие аспекты.

Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития образовательного учреждения и многое другое.

Проектируя образовательные системы и технологии в современных условиях, разработчики стараются учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разную глубину усвоения изучаемого материала, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества.

Необходимой составной частью проектирования инновационной деятельности является моделирование. С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе альтернатив. Моделирование в проектировании позволяет оперировать с объектами, относительно которых не имеется полноты знаний. Модели отражают самые существенные, определяющие устойчивые свойства объектов, относительно которых имеются принципиально неполные знания.

Модель – это образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; тип, марка изделия. В широком смысле – любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя».

Как правило, проектирование начинается с разработки модели будущего (учреждения, содержания, технологии и т.п.) как составной части концептуального описания, т.е. некоего идеального образа.

Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность создания профильных школ. Миссия профильной школы состоит в обеспечении условий для развития личности учащихся и их самореализации в соответствии с профессиональной направленностью.

Профильное общеобразовательное учреждение наиболее удалено по времени от конечного результата профессионального образования, является подготовительной ступенью профессионального образования. С этой точки зрения социальное предназначение профильного образовательного учреждения – вооружение выпускника знаниями, умениями, навыками, необходимыми и достаточными для продолжения образования в вузе.

Проектирование профильной школы в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования в условиях профильного обучения подразумевает:

1) определение основных направлений развития школы и разработку программы развития по модели профильной школы;

2) создание организационных, научно-методических, кадровых и материальных условий, обеспечивающих переход школы к профильному образовательному учреждению в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования;

3) апробацию образовательной модели профильной школы на базе профильных спортивно-педагогических классов в режиме экспериментальной площадки.

Предлагаемая нами концепция профильного обучения в области физической культуры предполагает создание профильных и лицейских классов с физкультурно-педагогическим и спортивным уклоном во всех школах, обладающих необходимой материально-спортивной базой и квалифицированным составом учителей.

В то же время, анализ и изучение опыта работы инновационных учебных заведений позволили нам сделать некоторые обобщения, характеризующие перспективные образовательные модели в условиях профильного обучения.

На наш взгляд, в целях формирования единого образовательного пространства, апробации новых моделей профильных образовательных учреждений, реализующих принципы преемственности и непрерывности физкультурно-педагогического образования, и для особо мотивированных и физически одаренных детей особенно актуальным становится создание особого вида образовательных учреждений:

– физкультурно-педагогического лицея;
– средней общеобразовательной школы оборонно-спортивного или же спортивно-педагогического профиля;
– центра образования оздоровительно-спортивной направленности и другие.

Цель новых типов учебных заведений – выявление и всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, создание условий для самореализации молодого человека через физическую культуру и спорт, обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Физкультурно-педагогический лицей как профильная школа в системе непрерывного педагогического образования

Физкультурно-педагогический лицей – тип среднего общеобразовательного учреждения повышенного уровня, спрофилированного на педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающий непрерывность общего и профессионального образования.

Предназначение физкультурно-педагогического лицея – выявление и всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, формирование устойчивой профессиональной мотивации на педагогическую профессию, обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры.

Физкультурно-педагогический лицей полностью реализует концепцию непрерывного физкультурно-педагогического образования в системе «лицей – вуз», обеспечивает преемственность общего среднего и высшего профессионального образования.

Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, осуществляет профильную дифференциацию содержания образования на старшей ступени обучения, обеспечивая эффективный профессиональный отбор. Содержание образования составляет совокупность базисного, регионального, школьного компонентов и дополнительного образования.

В основе организационной структуры физкультурно-педагогического лицея лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов. Лицей организуется на второй и третьей ступени основного общего и среднего (полного) общего образования в составе 8–9-х и 10–11-х классов.

Изучение опыта организации лицейского образования в Москве, Санкт-Петербурге и других городах показало, что ему присуща определенная специфика, связанная с тенденцией усиления взаимодействия со сферой общего среднего и высшего профессионального образования. Это важное условие реализации права на непрерывное образование обучающегося. Связь с вузом обеспечивает лицею относительную независимость и самостоятельность, поскольку вуз зачастую выступает соучредителем образовательного учреждения. Содержание образования (учебный план, программы) опирается на мощную методическую и технологическую базу вуза.

Концепция средней общеобразовательной школы спортивно-педагогического профиля

В рамках экспериментального исследования мы исходили из того, что средняя общеобразовательная школа спортивно-педагогического профиля призвана стать подлинно базовым звеном в непрерывном профессиональном образовании в сфере физической культуры. Создание школы спортивно-педагогического профиля происходит на основе принципов индивидуализации и дифференциации в обучении с учетом индивидуальной мотивации школьников и направленности на выявление физически одаренных детей в целях подготовки спортивного резерва и профессиональной ориентации в области физической культуры.

Миссия профильной школы состоит в создании условий для развития личности учащихся и их самореализации в соответствии с профессиональной направленностью. Функционирование школы спортивно-педагогического профиля, по нашему мнению, должно быть направлено:

– на создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей в формах получения образования;
– на формирование общей культуры личности учащихся на основе оптимального сочетания среднего (полного) общего образования с элементами профессиональной подготовки;
– на создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей;
– на формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии и допрофессиональное образование учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения;
– на повышение качества подготовки выпускников в выбранных ими учебных предметах и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе непрерывного физкультурного образования;
– на сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни.

Спортивная деятельность учащихся школы спортивно-педагогического профиля имеет большое значение. Обеспечивая развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, она формирует навыки спортивного стиля жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, которые способствуют повышению физической работоспособности, психофизической подготовке к будущей профессиональной деятельности и подготовке спортивного резерва.

Последовательность перехода традиционной школы в режим профильной школы

Сегодня школа находится в совершенно иных социальных и информационных условиях. Постановка перед современной школой новых задач обеспечения условий для возможно полного развития способностей школьников и их успешного профессионального самоопределения, а также внедрения непрерывного физкультурного образования требует принципиально иного, чем раньше, уровня и объема профессиональных знаний, которые должны дать специализированные учреждения профессионального образования.

Когда мы говорим о переходе школы из одного состояния в другое, естественно, имеем в виду прогресс в ее развитии, продвижение вперед и обновление. Для того чтобы направить это движение, правильно его ориентировать, руководителю нужно иметь представление о том, как реорганизовать деятельность школы, как использовать возможности всех заинтересованных лиц, внешней среды для ее обновления.

Среди множества нововведений, осуществляемых в условиях модернизации образования, одним из наиболее значительных и на сегодня уже массовых, безусловно, является разработка и реализация целевых комплексных программ развития образовательных учреждений. При этом на всякий случай напомним читателю основные, наиболее существенные отличительные признаки программы развития школы.

Программа развития школы – нормативно-управленческий документ, определяющий стратегию развития образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Программа развития как организационная основа учебно-воспитательного процесса принимается на педагогическом совете школы, согласуется с учредителем и утверждается директором школы.

Напомним, что программа развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности школы и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (эта задача, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем достигнутого уровня функционирования в свете меняющихся потребностей и задач).

2. Определить желаемое будущее состояние школы, параметры ее строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума.

3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы – к желаемому будущему.

Примерная структура программы развития школы

Для разработки и создания программы развития школы существуют хорошо зарекомендовавшие себя на практике алгоритмы и модели. Опыт разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях говорит в пользу такой структуры документа, в котором представлены:

1. Титульный лист.

2. Приказ директора школы об утверждении программы развития, о назначении руководителей проектов, о сроках отчетности по работе над проектами.

3. Паспорт программы:

  • наименование программы;

  • статус программы;

  • заказчик программы;

  • исполнители программы;

  • управление программой (координационный совет);

  • сроки реализации программы: (начало реализации программы, окончание);

  • законодательная база для разработки программы (перечислить нормативные документы, которые были положены в основу программы, концепции, проектов);

  • цели и задачи программы (в программе определяются приоритетные направления; раскрываются содержание и организационные задачи; определяются сроки и последовательность решения поставленных задач; структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности программы);

  • сроки и этапы реализации программы;

  • ожидаемые результаты.

4. Информационная справка о школе и проблемно-ориентированный анализ современного состояния школы:

  • анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для школы внешней социальной среды;

  • анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых школе, социального заказа;

  • анализ и оценка достижений передового опыта инновационных школ и собственного педагогического опыта;

  • анализ и оценка инновационного потенциала школьного коллектива, потенциальных возможностей роста;

  • проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ключевые проблемы школы и их причины.

Составляются таблицы, позволяющие четко и ясно, с конкретными цифрами представить анализ современного состояния школы:

– число работающих и число вакансий по предметам;
– число работников, имеющих звание «заслуженный учитель», «заслуженный работник физической культуры», награжденных знаком «отличник образования РФ», заслуженных тренеров, имеющих ученые степени и звания, получивших другие награды и звания;
– динамика роста профессионального мастерства педагогов (по категориям и разрядам);
– средний возраст педагогического коллектива (в процентах);
– состояние здоровья школьников и педагогических работников;
– динамика физического развития учащихся по классам;
– число учащихся, систематически занимающихся спортом;
– число спортивных секций в школе;
– спортивные достижения школы;
– подготовленность педагогического коллектива к осуществлению новых идей;
– уровень подготовки педагогов к информационной деятельности (% умеющих работать на компьютере);
– наличие авторских программ;
– наличие рабочих программ (утвержденных директором школы);
– наличие технической и телекоммуникационной базы (оснащение компьютерами, доступ в Интернет и т.д.);
– материально-техническое оснащение (обеспечение помещениями, оснащение мебелью, лабораторным оборудованием, наличие необходимой учебной литературы и т.д.);
– учебно-спортивная база школы.

5. Концепция развития школы.

Концепция – это система взглядов на то или иное явление, определенное его понимание, единый замысел. После анализа основных направлений развития школы выявляются проблемы, решение которых и служит основой для построения концепции развития.

6. Стратегия и тактика перехода школы в режим профильной школы:

  • стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;

  • описание конкретных целей школы на первых этапах развития;

  • конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы.

7. Основные проекты и система мероприятий по реализации программы.

8. Финансовое обеспечение проектов или бизнес-план реализации программы (предполагаемые источники финансирования: бюджетные средства, бюджет учредителя, средства родителей, спонсорские средства и т.д.).

9. Приложения.

Основные положения концепции окружного ресурсного центра по профильному обучению в области физической культуры в г. Москве

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение модели организации профильного обучения. Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагают школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

На базе образовательного учреждения, расположенного на территории административного округа Москвы, обладающего необходимой учебной и материально-спортивной базой, а также квалифицированным педагогическим составом, в целях целенаправленной профессионально-педагогической ориентации учащихся старших классов и формирования у них устойчивой мотивации на педагогическую профессию может создаваться окружной ресурсный центр по профильному обучению в области физической культуры.

Центр создается для организации и разработки модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений округа в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования, апробации новых моделей профильного обучения, нового стандарта образования и других проектов в структуре программы модернизации образования.

Основные задачи центра

  • Создание условий для самореализации и самоутверждения личности для овладения педагогической профессией и включения молодого человека в систему непрерывного физкультурно-педагогического образования в соответствии с его интересами, способностями и возможностями.

  • Формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и совершенствование системы допрофессионального образования учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения.

  • Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности и непрерывности общего и профессионального педагогического образования и разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе непрерывного образования.

  • Совершенствование системы целевой контрактной подготовки молодых специалистов по специальностям «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности» для учреждений образования округа.

  • Внедрение в учебный процесс инновационной технологии обучения, физического воспитания и спортивной подготовки учащихся.

На базе центра могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания профильного обучения, программному и организационно-методическому обеспечению, а также по созданию мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся образовательных учреждений округа.

Организационную структуру центра составляют:

– научно-методический совет;
– служба психолого-педагогической и социальной помощи;
– консультативно-диагностическая служба;
– служба врачебно-педагогического контроля;
– проблемная лаборатория.

Основные направления деятельности центра

Информационно-аналитическая деятельность центра направлена:

– на изучение и анализ деятельности педагогов и школ, работающих в инновационном режиме;
– на формирование банка образовательной практики образовательных учреждений по актуальным направлениям модернизации общего образования и ознакомление образовательных учреждений округа с опытом инновационной деятельности;
– на информирование образовательных учреждений округа о новых направлениях в развитии московского образования, новых программах профильного обучения, учебно-методической и нормативно-правовой документации;
– на размещение рекламы в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы, информационные сборники);
– на издание информационных сборников, рекламных проспектов, буклетов и т.д.

Образовательная деятельность

Образовательный процесс в учреждении, на базе которого функционирует центр, осуществляется по индивидуальному плану и программам, утверждаемым департаментом образования Москвы.

Целью профориентационной деятельности центра является формирование у учащихся профильных классов профессиональной ориентации и устойчивой мотивации к получению профессионального образования в области физической культуры.

Основные задачи:

– обеспечение преемственности образовательных программ среднего (полного) общего, профильного и профессионального образования;
– знакомство учащихся профильных классов с вузами физкультурно-педагогического профиля, встречи с преподавателями вузов;
– привлечение выпускников спортивно-педагогических классов и студентов физкультурно-педагогических вузов к профориентационной работе.

Организационно-методическая деятельность центра направлена:

– на организацию помощи общеобразовательным учреждениям округа в организации профильного обучения в области физической культуры;
– на анализ и использование опыта работы инновационных школ;
– на оказание учебно-методической поддержки в осуществлении профильного обучения всем участникам образовательного процесса;
– на оказание помощи в развитии творческого потенциала и повышении квалификации педагогов, осуществляющих профильное обучение;
– на организацию и проведение методических семинаров, совещаний и конференций для педагогических работников округа по актуальным вопросам профильного обучения и физической подготовки учащихся.

Предложенные модели профильных образовательных учреждений разработаны с учетом общих тенденций развития образования в г. Москве и основных направлений его модернизации. При этом предусматривается более полное удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей в формах получения образования, формирование образовательной среды на основе ранней диагностики и резервов развития, качественная допрофессиональная подготовка обучающихся в сфере физической культуры и спорта.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое педагогическое проектирование?

2. Что вы понимаете под «профильной школой»?

3. Какие типы профильных школ возможны, на ваш взгляд, в условиях профильного обучения?

4. Что такое программа развития школы?

Литература

1. Джонс Дж. К. Методы проектирования /Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Мир, 1986.

2. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах /Научно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 112 с.

3. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России; Московское отделение, 2001. – 256 с.

4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении //Официальные документы в образовании – 2001. – № 11. – С. 16–31.