Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2006

ТРИБУНА

 

Программа по физической культуре

О том, что есть

О том, что программа по физической культуре не обеспечивает должной подготовки учащихся общеобразовательной школы, в периодической печати и в дискуссиях говорится много. Что мешает нам работать лучше? Что нужно изменить и что можно сделать для того, чтобы улучшить подготовку школьников на уроках физической культуры?

В свое время в докладе заместителя министра просвещения Ф.Е. Штыкало на Всесоюзном совещании по физической культуре были такие слова: «...справедливо считается, что наука, теория должны опираться на практику. К сожалению, часто бывает наоборот: наука лишь обосновывает то, что уже утвердилось на практике». И далее: «Видимо, стоит уже подумать и о варианте программы для школы». Именно поэтому достаточно остро стоит вопрос создания программы, которая была бы настольной книгой для учителя физической культуры. Однако создание такой программы – вопрос очень и очень сложный.

Учеными и специалистами по физической культуре было показано, что первые программы по физической культуре были основаны на шведской и французской системах физического воспитания (М. Линк, 1925; Э. Эбер, 1928). В начале 30-х годов, в связи с выходом советских спортсменов на международную арену, содержание и структура программы в основном отражали запросы спорта в подготовке резервов. Невысокие результаты тех лет создавали представление, что широкое вовлечение учащихся школ в занятия спортом в рамках уроков физической культуры позволят значительно повысить спортивные результаты по многим видам спорта. Такое содержание программы и ее структура, по-видимому, достаточно полно отражали требования того времени и были шагом вперед по сравнению с программами 1924–1930 гг.

С тех пор прошло очень много времени, но содержание и структура программы не претерпевали существенных изменений. Наша жизнь не стоит на месте. За эти годы в нашей стране произошли большие изменения – они отражены в более высоких требованиях общества к подрастающему поколению. Было установлено, что в среднем каждые 10 лет в связи с изменениями условий труда, быта и требований общества к двигательной подготовке учащихся программа несколько менялась. Эти изменения касались в основном задач и нормативных требований.

Сложившаяся структура набора упражнений из разных видов спорта много лет не менялась. Это положение критически оценивается Ю.Д. Железняком в статье «В новых условиях – новая учебная программа». Более того, существует мнение, что чем больше вводится в программу упражнений из разных видов спорта, тем лучше. В действительности это только увеличивает объем программы, она становится невыполнимой. Желание научить многому за минимальный промежуток времени (два урока в неделю) на деле приводит к низкому качеству усвоения учебного материала, нерациональному его распределению по четвертям учебного года, нарушается взаимосвязь в обучении двигательным действиям. Начавшееся в одной четверти обучение каким-либо двигательным действиям прерывается до следующего года. Навыки не закрепляются, формирование их не получает развития, и процесс этот нарушается.

Существующая структура программы недостаточно адекватна целям и задачам предмета «Физическая культура», особенно в младшем и среднем звене школы; названия разделов, совпадающие с названиями видов спорта, неправильно ориентируют учителя физической культуры на достижение результатов физического воспитания, уводят их от решения основной задачи – создания «школы движений» у учащихся младшего возраста.

Программа содержит в себе много различных предметных программ (по гимнастике, легкой атлетике и т.д.). Получается так, что предмет «Физическая культура» является «многопредметным», так как разделы программы представлены видами спорта, которые имеют свои формы организации учащихся, свою методику обучения двигательным действиям, свои методы развития физических качеств.

Не все учителя физической культуры одинаково хорошо умеют организовывать и проводить занятия по всем разделам учебной программы, и, как правило, наибольший успех им приносит тот раздел программы, по которому они специализировались в вузе. Это часто приходится наблюдать на уроках физической культуры многих учителей. Уроки строятся по схеме тренировочного занятия того вида спорта, к которому относится данный раздел программы.

Например, на уроках гимнастики ученики делают очень короткую разминку, мало что дающую для развития двигательных качеств или для обучения каким-либо новым движениям. Затем учитель разбивает учащихся на группы – отделения, и они выполняют один-единственный элемент, соблюдая очередность и дисциплину. На таком уроке очень низкая моторная плотность (до 40%), а нагрузка не вызывает средней частоты сердечных сокращений более 140 уд./мин., что, в свою очередь, не позволяет учителю хорошо подготовить школьника в функциональном отношении. Урок при такой организации не приносит ни морального, ни эмоционального удовлетворения учащимся, что в значительной степени снижает интерес школьников к урокам физической культуры.

Рассматривая структуру и содержание материала программы, М.Н. Скаткин и В.В. Краевский пишут о том, что одним из основных структурных компонентов программы является «перечень основных знаний, умений и навыков». Реализация программы должна быть направлена на освоение знаний, умений и навыков, выстроенных в соответствии с годами обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся и необходимых в дальнейшей жизни человека.

Существующая структура программы не позволяет равномерно в течение учебного года работать над развитием тех или иных двигательных качеств, в силу чего на протяжении учебного года происходят колебания (иногда достаточно резкие) в их проявлении.

Так, при изучении раздела «Гимнастика» силовые показатели учащихся возрастают к концу декабря, в то же время снижаются по сравнению с октябрем показатели быстроты и выносливости. Это вызвано тем, что учитель физической культуры не имеет возможности в ноябре–декабре уделить достаточное внимание развитию быстроты и выносливости.

При проведении занятий по спортивным играм и лыжной подготовке резко снижаются показатели учащихся в проявлении силовых качеств, но наблюдается повышение выносливости и скоростно-силовых качеств. Скоростные качества почти весь учебный год находятся на низком уровне, так как доля скоростных упражнений с ноября по апрель незначительна. Вероятно поэтому учащиеся испытывают наибольшие трудности именно в упражнениях, требующих проявления быстроты. Анализ уроков физической культуры показывает, что при изучении того или иного раздела программы происходит некоторое повышение результатов в проявлении того физического качества, которое составляет основу данного раздела. Однако и здесь есть свои моменты, требующие уточнения и учета при подготовке программы. Так, для развития и поддержания быстроты недостаточно, по-видимому, тех 10 уроков, которые учитель проводит в начале учебного года (сентябрь–октябрь), поскольку затем наступает перерыв до мая.

Следовательно, данная структура программы препятствует проведению комплексных уроков по физической культуре и тем самым созданию условий постепенного и более равномерного развития основных двигательных качеств. Эффективность комплексных уроков обоснована в эксперименте, который проводился в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Здесь необходимо отметить, что комплексный урок – это не значит, что в нем всего понемногу. Комплексные уроки могут быть и при концентрированном изучении какого-либо материала. Следует также отметить, что программный материал составлен без учета морфофункциональных и анатомо-физиологических особенностей развития организма школьников. Так, например, в программе рекомендуется обучение прыжку в длину с разбега с первого класса. Можно ли обучать такому прыжку в этом возрасте? Наверное, нет. Голеностоп, связки и мышцы учащихся до 4–5-го класса еще не готовы к такой мощной работе. Дети не могут правильно выполнить это двигательное действие, и в результате у них снижается интерес к упражнению. Кроме того, здесь могут возникнуть различные травмы костно-мышечной системы. Практика показывает, что учащиеся 4–5-го класса по прыжкам в длину с разбега выполняют нормы учебной программы лишь на 15–18%, в то время как в прыжках в высоту процент сдавших значительно выше – 75–85%. Наверное, будет более правильно обучать школьников этому прыжку с 6-го класса. Прыжки в высоту с разбега можно изучать с 3-го по 5-й класс, а в дальнейшем только повторять, совершенствовать детали техники и использовать прыжки как средство двигательной подготовки.

В существующей программе ряд двигательных действий (прыжки в длину, высоту, метания теннисного мяча и др.) изучаются с 1-го по 11-й класс, причем в каждом классе – по отдельности (пофазно). Вероятно, это не совсем правильно.

Повышение эффективности физического воспитания возможно только на основе дальнейшей разработки теории физического воспитания детей школьного возраста, и, прежде всего, теории построения содержания программы.

О том, что должно быть

Поэтому первым разделом учебной программы должен быть раздел, который следовало бы назвать «Основы знаний». В этот раздел должен быть включен материал, который бы постепенно, учитывая возрастные возможности учащихся, давал знания, которые вооружали бы учащихся умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подбирать средства развития тех или других двигательных качеств, проводить занятия с младшими школьниками или организовывать подвижные игры. Внедрение физической культуры в повседневный быт учащихся требует особого внимания к формированию умений и навыков самостоятельной работы.

Вторым разделом программы должен быть раздел «Навыки и умения», который заканчивался бы требованиями к учащимся.

Содержанием этого раздела должны быть физические упражнения разной направленности, отвечающие требованиям поставленных задач физического воспитания. При этом физические упражнения должны использоваться в каждом классе дифференцированно в соответствии с принципом доступности и наиболее эффективного их соотношения. Если вначале они являются содержанием обучения, то по мере их освоения они используются как средство развития физических качеств. Таким образом, из класса в класс количество упражнений, являющихся содержанием обучения, уменьшается.

Если в начальной школе объем этих упражнений должен быть достаточным для овладения основами техники основных движений, разносторонней двигательной подготовки и формирования школы движений, то в дальнейшем он сокращается. Изученные на предыдущих этапах упражнения необходимо затем технически совершенствовать, стараясь при этом определить их прикладную направленность для развития конкретных физических качеств. Все физические упражнения распределяются не по видам спорта, а по темам: бег, прыжки, метания и т.п.

Почему необходимы определенные требования к учащимся? Дело в том, что часто можно наблюдать такую картину на уроке физической культуры. Например, на лыжной подготовке учитель выводит учащихся на определенную дистанцию и предлагает пройти ее на время. Он не пытается освоить необходимые двигательные действия на лыжах, научить школьников тому или иному ходу, а просто тренирует их физические возможности. И когда спрашиваешь учителя, почему же он не обучает учащихся технике передвижения, отвечает: у него не спрашивают, правильно или неправильно проходит дистанцию ученик, главное – чтобы он показал высокий результат. Вот почему многие наши бывшие ученики так и не научились правильно передвигаться на лыжах.

Третий раздел учебной программы – «Двигательные качества» – должен иметь несколько подразделов: развитие силы, выносливости, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств, – в которых представлен материал, способствующий развитию данных физических качеств. Например, развитие силы – подтягивание сериями, угол в упоре на брусьях, угол в висе на гимнастической стенке; упражнения с набивными мячами (вес 3–5 кг), сгибание и разгибание рук в упоре, «пистолет» по 15–17 раз на каждой ноге (сериями), приседания с дополнительным весом 10–12 кг (например, с гирей или гантелями).

В четвертом разделе «Нормативы двигательной подготовленности» даны упражнения, которые необходимо выполнить и одновременно показать результат, соответствующий оценке по пятибалльной шкале. При этом оценивание качества обучения должно выполняться в течение всего учебного года по мере изучения материала.

В программе должен быть раздел «Межпредметные связи», где кратко указывается, на какие знания по другим предметам учитель может опираться при изучении, объяснении нового материала. Этот раздел программы позволит учителю, опираясь на имеющиеся знания учащихся, расширить их представления о тех или иных понятиях, закономерностях, способствуя сознательному усвоению материала программы.

В программе должен быть заложен раздел «Самостоятельная учебная работа». Научить учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, уметь подбирать средства развития тех или других двигательных качеств, проводить занятия с младшими школьниками или организовывать подвижные игры – все это имеет большое значение. Внедрение физической культуры в повседневный быт учащихся требует особого внимания к формированию умений и навыков самостоятельной работы. Между тем, конкретная методика формирования знаний, умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями не проста. Сложность заключается в решении вопроса: чему учить, как подобрать необходимые умения, навыки и знания, как распределить их по годам обучения с учетом возрастных возможностей учащихся. В этой связи интересны высказывания Ю. Власова, который пишет, что «система образования, наши школьные программы до последнего времени мало способствовали приобщению человека к истинной физической культуре, гармонирующей его отношение с жизнью, делающей его полноценным в плане физического и духовного здоровья членом общества».

Следует конкретизировать раздел «Требования к учащимся». На этой основе необходимо включить в программу требования к физической подготовленности учащихся, которые бы способствовали решению таких задач на уроках физической культуры, как повышение моторной плотности и интенсивности физических нагрузок.

Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. На уроках необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению учащихся умениям самостоятельно заниматься, воспитанию у школьников убеждения в значимости занятий физкультурой. Необходимо таким образом строить содержание уроков, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности учащихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности и т.д. Наряду с этим, не меньшее значение приобретают и самодеятельные формы физической культуры. Это возможно выполнить, если программа будет отражать необходимое содержание.

Занятия физической культурой связаны с двигательной активностью, самостоятельностью и сознательным отношением к движениям. Все это заложено в самой сущности нашего предмета. Л.Н. Толстой писал: «В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которую вредно уничтожать в каком бы то ни было преподавании». Двигательная деятельность положительно сказывается на умственном развитии. Об этом много писали известные педагоги К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. На это же указывал И.М. Сеченов: «Без мышечных движений невозможны ни познания, ни переделка, ни совершенствование человека».

Много для физического образования сделал П.Ф. Лесгафт. Вся система физических упражнений, предложенная им, направлена на решение важнейших задач, которые не ставит перед собой ни один другой школьный предмет, – развивать у человека умение владеть своим телом, управлять своими движениями. Это помогает подойти к требуемой работе и выполнить ее с наименьшими затратами сил, материала и времени. Такого рода умения и навыки развиваются путем применения специальных физических упражнений с общеобразовательной направленностью.

Исходя из всего сказанного, в программу должны быть заложены задачи, отвечающие требованиям времени. Такими задачами предмета являются: на основе укрепления здоровья учащихся, воспитания их личности, повышения двигательной подготовленности – развить основные двигательные качества; обучение жизненно важным навыкам, а также умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями; формирование интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой. Решение данных задач должно содействовать внедрению физической культуры в повседневный быт учащихся, а также сдаче нормативных требований школьной программы.

Одной из актуальнейших проблем в настоящее время является проблема улучшения физической подготовленности юношей – выпускников школ. Стремительные темпы научно-технического прогресса выдвинули существенные изменения в технических и тактических действиях войск Российской армии. Но усиление технической оснащенности не снизило требований к физической подготовке личного состава военнослужащих. Свидетельством этого является усложнение и повышение требований к физической подготовке воинов, предусмотренных наставлением по физической подготовке (НФП).

Следовательно, программа по физической культуре для учащихся школы должна предусматривать обучение двигательным навыкам, которые включены в НФП. Это необходимо для того, чтобы юноши, оканчивающие общеобразовательную школу, владели некоторыми навыками НФП. Кроме того, НФП предусматривает выполнение определенных нормативов и тестов. Поэтому нормативные требования школьной программы к 11-му классу должны соответствовать требованиям НФП, тем более что происходит сокращение сроков службы в Вооруженных силах России.

Евгений ЛИТВИНОВ, к.п.н,
Анатолий ШЛЕМИН, д.п.н.