Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Из официальных правил волейбола

Игровое поле

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону.

Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3–5 м и от лицевых – 5–8 м. Цвета игровой площадки и свободной зоны должны отличаться друг от друга.

Ширина всех линий 5 см. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки. Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9ґ9 м каждая.

Передняя зона на каждой площадке ограничена осью средней линии и краем линии атаки, проведенной на расстоянии 3 м от этой оси (ширина линии входит в зону).

Зона подачи – это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии.

В глубину зона подачи простирается до конца свободной зоны.

Сетка

Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.

Для детских соревнований:

 

11–12 лет

13–14 лет

15–16 лет

17–18 лет

юноши

220 см

230 см

240 см

243 см

девушки

200 см

210 см

220 см

224 см

Две белых ограничительных ленты прикрепляются вертикально к сетке и располагаются прямо над каждой боковой линией. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки.

Две антенны прикрепляются с внешнего края ограничительных лент, считаются частью сетки и ограничивают по бокам плоскость перехода.

Команды

Команда может состоять максимум из 12 игроков.

Один из игроков является капитаном команды и должен быть отмечен в протоколе. Либеро не может быть капитаном.

Только членам команды разрешено сидеть на скамейке во время матча и принимать участие в разминке.

Набор очка

Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать.

Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

Выигрыш партии и матча

Партия (кроме решающей – 5-й) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счете 24:24 игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26:24, 27:25 и т.д.).

Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

При счете партий 2:2 решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.

Расстановка команды

В игре всегда должны участвовать по 6 игроков от каждой команды. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

Перед началом каждой партии тренер представляет начальную расстановку своей команды в карточке расстановки. Игроки, которые не включены в начальную расстановку на данную партию, являются в этой партии запасными (кроме либеро).

Позиции

В момент удара по мячу подающим игроки каждой команды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего).

Позиции игроков пронумерованы следующим образом:

– три игрока вдоль сетки – игроки передней линии и занимают позиции: 4 (передний-левый), 3 (передний-центральный) и 2 (передний-правый);
– другие три игрока являются игроками задней линии и занимают позиции: 5 (задний-левый), 6 (задний-центральный) и 1 (задний-правый).

После подачи мяча игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.

Ошибка в расстановке

Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим.

Если подающий совершает ошибку на подаче при ее выполнении, то ошибка подающего превалирует над позиционной ошибкой.

Если подача становится ошибочной после удара на подаче, то засчитывается позиционная ошибка.

Замена игроков

После того как секретарь сделал запись, запасной игрок вступает в игру на место игрока, который должен покинуть площадку (кроме либеро). Замена требует разрешения судьи.

В каждой партии команде разрешено максимум 6 замен. Одновременно могут быть заменены один или более игроков.

Игрок начальной расстановки может выйти из игры и возвратиться, но только один раз в партии и только на позицию заменившего его игрока.

Заменяющий игрок может войти в игру только один раз в партии на место игрока начальной расстановки и может быть заменен игроком, которого он заменил.

Исключительная замена

Травмированный игрок (кроме либеро), который не может продолжать играть, должен быть заменен согласно правилам замены. Если это невозможно, команде дается право сделать исключительную замену.

Исключительная замена означает, что любой игрок (кроме либеро), не находившийся в момент травмы на площадке, может заменить травмированного игрока. Замененному травмированному игроку не разрешается вернуться в игру.

Исключительная замена ни при каком случае не может считаться как обычная замена.

Перерывы и смена площадок

Все тайм-ауты, которые запрашиваются, длятся 30 сек. В решающей (5-й) партии нет «технических тайм-аутов», и каждой командой могут быть запрошены два обычных 30-секундных тайм-аута.

Все перерывы между партиями продолжаются 3 мин. В течение этого времени происходит смена площадок и запись расстановки в протокол.

После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии.

В решающей партии по достижении одной командой 8 очков команды без задержки меняются площадками, и расстановка игроков остается прежней.

Игра мячом

Каждая команда должна играть в пределах ее собственного игрового поля и пространства. Мяч может, тем не менее, быть возвращен в игру из-за пределов свободной зоны.

Команде дано право максимум на 3 удара (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более 3-х ударов, команда совершает ошибку «четыре удара».

Ударами команды считаются не только преднамеренные удары игроков, но также неумышленные соприкосновения с мячом.

Игрок не может ударить мяч два раза подряд.

Два или три игрока могут касаться мяча одновременно.

Когда два (три) партнера касаются мяча одновременно, то это считается как два (три) удара (исключая блокирование). Если они пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, то засчитывается один удар. Столкновение игроков не считается ошибкой.

Когда два соперника касаются мяча одновременно над сеткой и мяч остается в игре, то команде, принимающей мяч, дается право еще на три удара.

Если такой мяч уходит «за», то это считается ошибкой команды на противоположной стороне.

Если одновременные соприкосновения двумя соперниками приводят к «захвату», то это является «обоюдной ошибкой» и розыгрыш повторяется.

Игрок, который находится на грани совершения ошибки (касание сетки, переход средней линии и т.д.), может быть остановлен или удержан партнером по команде.

Мяч в зоне сетки

Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах плоскости перехода.

Мяч, который пересек плоскость сетки и вошел в свободную зону соперника полностью или частично через внешнее пространство, может быть возвращен, не нарушая правила 3-х касаний, и при условии, что:

– не было касания площадки соперника игроком;
– возвращаемый мяч вновь пересекает плоскость сетки полностью или частично через внешнее пространство на этой же стороне площадки.

Команда соперника не может препятствовать такому действию.

При переходе через сетку мяч может касаться ее.

Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если команда не нарушила правило 3-х касаний.

Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее падение, то розыгрыш аннулируется и переигрывается.

Игрок у сетки

При блокировании блокирующий может касаться мяча по другую сторону сетки при условии, что он не мешает игре соперника, до или во время нападающего удара последнего.

Игроку разрешено переносить руку через сетку после атакующего удара при условии, что сам удар был выполнен в пределах его собственного игрового пространства.

При переходе на площадку соперника через среднюю линию:

– разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами) или кистью (кистями) при условии, что какая-нибудь часть переносимой стопы (стоп) или кисти (кистей) касается средней линии или находится прямо над ней;
– запрещено касаться площадки соперника любой другой частью тела.

Игрок может заступить на площадку соперника после выхода мяча из игры.

Игроки могут проникать в свободную зону соперника при условии, что они не мешают его игре.

Соприкосновение с сеткой или антенной не является ошибкой, исключая ситуацию, когда игрок касается их во время игрового действия мячом или это мешает игре.

Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, то это не является ошибкой.

Подача

Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.

Первая подача в первой партии, как и в решающей партии (пятой), выполняется командой, выбравшей право на подачу по жеребьевке.

Игроки должны соблюдать очередность подач, записанную в карточке расстановки.

После первой подачи в партии подающий игрок определяется следующим образом:

– когда подающая команда выигрывает розыгрыш, игрок (или его заменивший), который подавал до этого, подает вновь;

– когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает право подавать, и ее игроки переходят до выполнения подачи. Игрок, который переходит с правой позиции передней линии на правую позицию задней линии, будет подавать.

Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он будет подброшен или выпущен с руки (рук).

Разрешается только один раз подбросить мяч для подачи. Допускается перед подачей постукивание мячом и перемещение его в руках.

В момент удара по мячу при подаче или прыжка (подача в прыжке) подающий не должен касаться ни игровой площадки (включая лицевую линию), ни поверхности за пределами зоны подачи.

После удара подающий игрок может входить или приземляться за пределами зоны подачи или на игровой площадке.

Подающий должен нанести удар по мячу в течение 8 сек. после свистка первого судьи на подачу.

Подача, совершенная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.

Игроки подающей команды не должны мешать принимающим игрокам соперника с помощью индивидуального или группового заслона видеть подающего или траекторию мяча.

Атакующий удар

Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами.

Игрок передней линии может выполнять атакующий удар на любой высоте при условии, что контакт с мячом осуществляется в пределах игрового пространства его команды.

Игрок задней линии может выполнять атакующий удар на любой высоте с места, находящегося позади передней зоны:

– при прыжке стопа (стопы) игрока не должна ни касаться линии атаки, ни переходить за нее;

– после удара игрок может приземляться в пределах передней зоны.

Игрок задней линии может также завершить атакующий удар из передней зоны, если в момент касания любая часть мяча находится ниже верхнего края сетки.

Игроку не разрешено выполнять атакующий удар непосредственно после подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью над верхним краем сетки.

Ошибкой считается, когда:

– игрок завершает атакующий удар сразу с подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью над верхним краем сетки;

– либеро завершает атакующий удар, если в момент удара мяч находится полностью над верхним краем сетки;

– игрок завершает атакующий удар выше верхнего края сетки, когда мяч был послан ему либеро пальцами сверху из своей передней зоны.

Блок

Только игрокам передней линии разрешено участвовать в блоке.

При блокировании игрок может переносить кисти и руки по ту сторону сетки при условии, что это действие не мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем выполняется атакующий удар соперника.

Касание на блоке не считается за касание команды. Следовательно, после касания на блоке команде предоставляются три касания для возвращения мяча.

Первое касание после блока может быть выполнено любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке.

Блокировать подачу соперника запрещается.

Игрок либеро

Каждая команда имеет право назначить среди 12 игроков одного специализированного защитного игрока либеро.

Либеро должен быть записан в протокол перед матчем в специальной колонке, отведенной для этого. Его номер должен быть также записан в карточку расстановки на 1-ю партию.

Либеро не может быть ни капитаном команды, ни игровым капитаном.

Либеро должен носить форму, которая, как минимум, должна быть контрастна по цвету с футболками остальных членов команды.

Либеро разрешается заменять любого игрока на задней линии.

Он ограничен в качестве игрока задней линии, и ему не разрешается выполнять атакующий удар с любого места (включая игровую площадку и свободную зону), если в момент касания мяч находился полностью выше верхнего края сетки.

Он не может подавать, блокировать или пытаться блокировать.

Игрок не может завершить атакующий удар по мячу, находящему выше верхнего края сетки, если пас направлен либеро пальцами сверху из своей передней зоны. Мяч может быть свободно атакован, если либеро совершает аналогичные действия, находясь позади передней зоны.

Замещения либеро не рассматриваются как обычные замены.

Их число не ограничено, но между двумя из них должен быть проведен розыгрыш мяча.

Либеро может быть замещен только тем игроком, которого он заменил ранее.

Замещения могут производиться перед свистком на подачу.

В случае травмы зарегистрированного либеро тренер может перерегистрировать нового либеро на одного из игроков, который в момент перерегистрации не находился на площадке.

Травмированный либеро не может вновь войти в игру до конца матча.

Игрок, который перерегистрирован как либеро, должен выполнять его функции до конца матча.

 

 

Рейтинг@Mail.ru