Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

СПОРТЗАЛ

Используй то, что под рукой

Так, кажется, говорил один из героев знаменитого мультфильма. А под рукой может оказаться все что угодно. Давайте зайдем в любой детский городок и посмотрим, что там есть и чем там занимаются дети. Как правило, в детском городке есть качели, рукоходы, турники (почти всегда разновысокие, для разных возрастов), качалки, врытые в землю старые покрышки, крутилки (на детском языке – «тошниловки»), скамейки и песочница. Дети лазают, прыгают, крутятся, бегают, ползают. А еще они срываются, падают, плачут. Родители при этом сидят, разговаривают друг с другом и... тщетно запрещают своим детям делать то, что потребует от них самих совершить какое-либо действие типа страховки, поддержки и т.п. Недалеко от родителей ушли и педагоги: редко увидишь, что кто-то реально организует соревнования для детей на детской площадке. А мне так хочется предложить им то, что мы сами, будучи детьми, часами проделывали на детской площадке, несмотря на запреты со всех сторон. Тот, кто прежде всего думает о безопасности детей, должен выбрать: или встать на путь запрета и сделать таким образом жизнь детей бесцветной и свободной от физических нагрузок и положительных эмоций, или страховать самому и организовать страховку с помощью присутствующих. Мы выбираем, разумеется, второй путь и отметаем далее все вопросы по безопасности наших детей.

Итак, начнем с покрышек. По ним можно ходить и бегать наперегонки, ходить «гусиным» шагом и спиной вперед. Через покрышки можно прыгать на скорость (кто больше сделает прыжков, скажем, за минуту), можно ходить с закрытыми глазами со страховкой друга. А еще, особенно если покрышек много, можно играть на них в «догонялки». Правила дети сочинят сами в мгновение ока.

Рукоходы служат для... ну, это ясно из названия. А многие дети ходят по ним ногами, точнее, на четвереньках, – иначе страшно. А чтобы забраться на рукоход ногами, недостаточно просто прыгнуть. Некоторые подтягиваются, другие лезут по столбу, третьи закидывают ногу и делают «вылаз». Вспомним классический рукоход – он состоит, как правило, из двух частей: подъема и спуска. А значит, 6 опорных столбов. Уже вокруг них можно организовать «змейку». Это для маленьких. А для больших и сильных требуется усложнение. Давайте попробуем. Сначала до самого высокого места участник наших соревнований лезет, как обычно. Но ровно посередине он должен соскользнуть по столбу и по другому залезть снова: подпрыгнуть-то не получится – высоко.

А дальше – обычный спуск. Спустился – залезай снова, только теперь ногами иди. Вариантов масса. На некоторых школьных площадках есть рукоходы сразу из нескольких «дорожек». И если на них дети не играют в «догонялки», то грош цена учителям физкультуры. Да, руки в кровавых мозолях, да, все ноги в синяках. Зато дети менее 15 раз не подтягиваются! Проверено жизнью.

Крутилки («тошниловки») бывают двух типов: сидячие и стоячие. Для развития физических качеств предпочтительнее стоячие, но мы используем то, что под рукой. Кататься мы будем позднее, сначала разомнемся. Кто за 10 секунд раскрутит сильнее? Измеряем в тех же секундах, до полной остановки. Можно эти 10 секунд бегать, держась за крутилку, можно стоять на месте и раскручивать рукой. А теперь в другую сторону. Можно также организовать командные соревнования: участники друг за другом в течение определенного времени крутят «тошниловку». А потом она крутится по инерции, а мы засекаем время.

Качели. Кто с них не прыгал? Опасно? А элементарная страховка? Участник спрыгнул, а второй чуть придерживает пустые качели. Предлагаю следующее: каждый участник раскачивается самостоятельно в течение определенного времени или делает определенное количество раскачиваний. И сразу же должен прыгнуть, иначе качели будут останавливаться, далеко уже не прыгнешь.

Качалки. Я имею в виду незакрепленные, как перевернутая буква «С». Если несколько таких качалок поставить в ряд на некотором расстоянии друг от друга и на край каждой поставить пластиковый стаканчик с водой, то получаются увлекательнейшие соревнования. Попробуй пройти, не уронив стаканчик. Поверьте, далеко не у всех это получается. А неподалеку стоит штрафное ведро с водой: пролил – набери воды в ведре – поставь на место.

Можешь прыгать на следующую. Кто быстрее? Участники должны эмпирическим путем решить для себя: или бежать сломя голову, наполняя штрафные стаканчики, или красться, как кошка.

Турники. Очень часто они состоят из двух частей и более: чуть повыше, чуть пониже, средний. Надо пройти по ним на руках, но не просто пройти, а на каждом из них подтянуться определенное количество раз, а потом, не слезая, переходить на следующий.

Скамейки есть везде. Их разнообразие впечатляет. Можно играть на них в «догонялки», особенно – если их много, перед сценой, например. Можно прыгать через них, ползать под ними. Можно ходить по ним, сохраняя равновесие. А можно сталкивать друг друга. Можно и пресс покачать, кто больше за определенное время.

Если кто-то думает, что в песочнице играют только совсем маленькие дети, пусть попробует сам. Построит город с дорогами, мостами, развилками, со всей инфраструктурой и выведет свой «автомобиль» на трассу. Надо как можно быстрее пройти всю трассу, разрушив при этом как можно меньше. И в длину с места можно попрыгать. А кто быстрее наполнит любой сосуд (хоть пластиковую бутылку) песком? Чем? Да всем, что под руку попадется!

Вот и все. Это у меня все. А у других, несомненно, есть что добавить. С удовольствием буду использовать упражнения на том, что «под рукой и ногой», на своих занятиях.

Владимир ШЛЕНКИН