Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2006

МЕТОДИКА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Гимнастика + спортивные игры

1-й класс

Занятие № 1. Тренировка юнг

Цель: развитие ловкости, координации, скоростных качеств.

Задачи:

1. Развивать творческое воображение учащихся посредством спортивных предметов, придавая им образ и игровой характер в сюжетно-ролевой игре.

2. Воспитывать у детей необходимые качества – такие, как смелость, настойчивость, чувство уверенности в себе.

3. Совершенствовать навыки преодоления различных препятствий в беге; повторить подвижные игры; способствовать укреплению мышц, развитию быстроты, ловкости.

Место проведения: спортивный зал, оформлен детскими рисунками, морскими флажками. На одной из стен зала натянуты рыболовные сети, украшенные водорослями, ракушками, лентами. На противоположной стене висит спасательный круг.

Материально-техническое обеспечение:

– гимнастические скамьи – 2 шт.;
– гимнастические маты – 2 шт.;
– стойки – 2 шт.;
– канат – 1 шт.;
– малые (теннисные) мячи – 12 шт.;
– ведерки – 2 шт.;
– кегли – 10 шт.;
– швабры – 2 шт.;
– пластиковые тазы – 2 шт.;
– бельевая веревка, кассетный магнитофон.

Класс выстраивается в шеренгу.

Морские учения

1. Построение, сдача рапорта: «Юнги 1-го класса к морским учениям готовы!»

2. Ходьба строевым шагом.

3. «Аврал» (спешная работа на судне всей командой) – обычный бег с постепенным увеличением темпа, с переходом на ходьбу с препятствиями:

  • · по гимнастической скамейке;

  • · ходьба «змейкой» между стойками;

  • · ходьба с высоким подниманием бедра;

  • · прыжки на одной ноге;

  • · перестроение в три колонны (раздача флажков, размыкание).

ОРУ с флажками

Представьте себе, что вы находитесь у теплого Индийского океана. (Дети, лежа на ковре, слушают шум моря.)

Мышцы расслаблены, глаза закрыты, дыхание плавное. После каждого вздоха нужно медленно втянуть воздух, пытаясь почувствовать запах моря.

В походе моряков поджидают разные испытания: жара, дождь, шторм. И вот тут морякам нужно собрать все силы в кулак, чтобы преодолеть сложности и помочь друзьям в трудную минуту.

Круговая тренировка: «Матросы на корабле в шторм». Каждая команда идет по своему маршруту.

1. «Ходьба по палубе в шторм» – задний ход на четвереньках, держать интервал.

2. «Подъем по скользкому трапу» – подтягивание обеими руками одновременно по наклонной гимнастической скамейке на животе с переходом на гимнастическую стенку.

3. «Лазанье по реям» – по гимнастической стенке приставным шагом.

4. «Спуск в трюм» – упражнение «каракатица» (упор руками сзади, ступнями – спереди).

5. «Спуск к шлюпкам» – пройти по лежащему канату.

Игра «Акула»

Выбирается водящий – «акула». Участники игры бегают по залу (имитируют движения пловцов). По сигналу ведущего «Акула, быстро из воды!» дети убегают и «спасаются», влезая на скамейку («шлюпку»). Водящий старается поймать игрока, который не успел запрыгнуть на скамейку.

Пойманные из игры не выходят, а становятся помощниками «акулы» и помогают ей ловить остальных участников. Те ребята, которые ни разу не попались «в зубы» к «акуле», считаются победителями.

Эстафета с загадками

Заранее заготавливаются вопросы – загадки по числу игроков в командах. До начала игры детям сообщается, какой теме посвящены загадки, чтобы процесс отгадывания был направленным и осмысленным.

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны. Впереди, в 10 м напротив каждой команды, встают двое помощников («боцманы»). По сигналу ведущего первые игроки обеих команд:

1) подтягиваются обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе;
2) встают и бегут к «боцманам», те загадывают им загадку.

Если игрок отгадал загадку, он получает флажок и возвращается назад, передает эстафету следующему участнику. Команда, закончившая перебежку первой, получает одно очко. Далее ведущий подсчитывает флажки. За каждый – 2 очка.

Конкурс для юных матросов

1. «Накрыть стол в кубрике». Подготовить: 2 бумажные скатерти, металлические кружки, ложки, вилки, тарелки, салфетки и фрукты. Участвуют две команды. Кто быстрее накроет стол?

2. «Драить палубу». Подготовить: 2 швабры и ведра. На расстоянии от стартовой линии устанавливаются флажки, в 2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонну за стартовой линией, напротив своего контрольного ориентира. Первые номера обеих команд держат в руках по швабре и теннисному мячику.

По сигналу ведущего первые номера с места с помощью швабры ведут мяч, огибая флажки до контрольного ориентира – ведра. Кладут мячик в ведро и возвращаются обратно, огибая (змейкой) ориентир. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

3. Конкурс «боцманов». «Постирали и повесили сушить». Подготовить: 2 тазика, майки, шорты, прищепки.

За линией старта выстраиваются две команды, у первых участников в руках таз с вещами и прищепками. В середине зала натянута бельевая веревка. По сигналу первые бегут к бельевой веревке и с помощью прищепок подвешивают белье (майку и шорты), возвращаясь назад, передают таз следующему участнику, тот снимает белье и т. д. У кого это получится быстрее, тот победитель.

4. «Перетягивание каната».

Канат располагается вдоль зала. Участники берутся за канат в шахматном порядке.

Кораблики

Каждый участник получает цветной лист бумаги. Вместе с помощниками дети делают из бумаги кораблики.

Занятие № 2. Упражнения с большими обручами

Тип урока: соревновательно-игровой.

Задачи урока:

1. Совершенствовать двигательные навыки с большим обручем.
2. Развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность.
3. Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества.
4. Воспитывать любовь к занятиям физической культурой.
5. Способствовать развитию навыков общения.

Подготовительная часть:

Построение, приветствие, сообщение цели урока: «Сегодня на занятии мы должны отрабатывать правильную осанку, работать над развитием быстроты и ловкости».

Загадка-вступление:

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

И.п.: построение в колонну, хват за пояс. Направляющий – «паровозик», остальные – «вагончики». Направляющий говорит: «Пуф-паф, поезд отправляется!» – продвижение вперед коротким шагом, правая рука описывает средние круги в боковой плоскости. Можно предложить спеть: «Голубой вагон...»

Ходьба с препятствиями (при прохождении препятствий дети сохраняют контакт друг с другом – «сцепление вагонов»):

  • · «поезд едет через мост» – продвижение, проходя по гимнастической скамейке;

  • · «поезд едет через тоннель» – продвижение, пролезая в обруче;

  • · «поезд едет по горной дороге» – продвижение «змейкой» между обручами на полу – «горами».

Направляющий говорит: «Ту-ту, поезд останавливается!» Расцепка вагонов.

Игра «Быстро в домики»

В зале в произвольном порядке расположены обручи большого диаметра, число которых меньше, чем половинное количество игроков. По первому сигналу дети бегают по площадке между обручами. По второму сигналу они должны быстро встать в обруч по двое и представиться друг другу – назвать свои имена. Один или два игрока (в зависимости от того, четное или нечетное количество учащихся присутствует на занятии), оставшиеся без обруча, подходят к учителю и представляются ему.

Правила:

1) бегать по площадке, не наступая в обручи, используя свободное пространство;

2) занимать можно любой обруч;

3) в обруче могут находиться только два игрока.

ОРУ с обручами

1. И.п.: стоя, ноги вместе, напротив друг друга, обруч впереди горизонтально, хватом двумя руками снаружи. 1–8 – кружиться вправо; 8 – и.п., сохранять равновесие; 9–16 – то же в другую сторону. То же, увеличивая темп.

2. И.п.: стоя, ноги вместе, напротив друг друга, обруч внизу горизонтально, хватом двумя руками снаружи. 1 – обруч вверх, правую ногу назад на носок, вдох; 2 – и.п., выдох; 3–4 – то же с левой ноги.

3. И.п.: стоя, ноги врозь, напротив друг друга, обруч перед грудью горизонтально, хватом руками снаружи. 1–8 – поочередно перехватывая обруч руками, поворачивать его вправо в горизонтальной плоскости; 9–16 – то же влево. То же, увеличивая темп.

4. И.п.: стоя, ноги врозь, напротив друг друга, обруч впереди, горизонтально, хватом двумя руками снаружи. 1–2 – поворачивая обруч вправо (влево), скрестить руки, правая (левая) сверху (обруч горизонтально); 3–4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.

5. И.п. – стоя, ноги врозь, в обруче спиной друг к другу, обруч у плеч горизонтально, хватом двумя руками. 1 – обруч вверх; 2 – наклон вправо (влево); 3 – выпрямиться; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.

6. И.п.: то же. 1–2 – присесть, обруч вверх; 3–4 – и.п.

7. И.п.: стоя, ноги вместе, лицом друг к другу в обруче, лежащем на полу, руки положить на плечи друг другу. 1 – прыжком вправо (влево) выпрыгнуть из обруча; 2 – прыжком вернуться в и.п.; 3–4 – то же в другую сторону.

8. И.п.: стоя, ноги вместе, друг напротив друга на расстоянии 2–3 м; обруч у одного из партнеров. Вертикально на полу, справа в боковой плоскости, хватом правой руки сверху. 1–3 – энергичным, плавным толчком правой руки перекатить обруч к партнеру, задав нужное направление сопровождающим движением пальцев; 4 – партнер останавливает катящийся обруч, и.п.; 5–8 – то же, поменявшись ролями.

То же, перекатывая обруч друг другу левой рукой.

9. Обруч у одного из партнеров вертикально на полу. Перехватывая двумя руками, круговые повороты обруча, как «волчка», в одну и другую сторону.

То же, только другой партнер.

Загадка:

Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.

(Мяч.)

Игра «Ловушки с мячом»

Дети, стоя по кругу, передают мяч из рук в руки, стараясь согласовать движения с ритмом произносимых слов. Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит на середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся игроков. После того как будут осалены 5–6 детей – игра повторяется.

Правила:

1) разбегаться можно только после того, как водящий скажет «Я!»;
2) водящий бросает мяч только в ноги;
3) осаленные выходят из игры.

1, 2, 3 – мяч скорей бери!
4, 5, 6 – вот он, вот он здесь!
7, 8, 9 – бросает, кто умеет!

Игра «Зайцы, сторож и собаки»

Класс делится на две группы: серые и белые зайцы, они стоят на противоположных линиях дома – это лес. В середине дома находится сторожка со сторожами и собаками. Ведущий: «Зайцы белые (серые) сидят и капусточку едят». Пока учитель говорит, зайцы тихо, на носочках, но быстро пробегают мимо сторожа и собак в огород и «едят» капусту. Сторож громко говорит: «У меня собаки злые, берегитеся, косые!» После этих слов зайцы из огорода бегут в лес. Их задача – не попасться сторожу и собакам.

«Змейка» (игра скаутов)

Назначаются два ведущих, которые набирают себе команды по желанию. Ведущий подходит к любому человеку и говорит: «Я – змейка, змейка, стань моим хвостиком!» После этих слов тот, к кому он обратился, опускается на четвереньки, проползает под ногами «змейки» и встает сзади, взявшись за пояс. Выигрывает тот, кто набрал больше человек к себе в «змейку».

Юлия ФИЛИМОНОВА,
МОУ СОШ № 8 им. А.С. Пушкина
г. Черемхово Иркутской области