Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2006

МЕТОДИКА

УРОК С КОММЕНТАРИЕМ

Урок джазового танца

Урок джазового танца (УДТ) – это не традиционный урок хореографии, он отличается от всех существующих собратьев: уроков хореографии и ритмики. Здесь нет хореографа в традиционном смысле слова, который дословно объясняет, что, кому, где и как делать. Здесь нет всех этих принципов, поскольку задачей УДТ является не повышение технического потенциала ребенка, а развитие его творческого потенциала. А если более простыми словами, то нам неважно, садится ребенок на шпагат или нет, главное, чтобы он умел мыслить и фантазировать, а также рос и осознавал себя личностью, которая способна изменять Себя и Мир.

Особенности урока

Урок джазового танца – это «живой диалог», который создается в процессе исполнения и живет один раз. Краткость и жизненность таких диалогов сводится к тому, что связующим звеном во взаимоотношениях на уроке является импровизация, т.е. то, что появляется неожиданно, мгновенно, живет только сейчас и повторить это уже невозможно, в силу того, что природа появления импровизации как творческого процесса непредсказуема и ситуативна.

Роль учителя здесь довольно непростая. Это и некий Старший товарищ, Партнер во взаимоотношениях с детьми, это и Провокатор, который инициирует ребенка к активной и познавательной деятельности, это и Аналитик и Ученик в одном лице – в общем, обычным учителем его не назовешь.

Есть еще один немаловажный аспект УДТ – это музыкальный материал. Джаз является синтезом двух музыкальных культур. Именно в джазе смогли слиться воедино европейская и африканская традиции. Именно джаз стал единым для мелодики и синкопированного ритма. Немногие музыкальные течения смогут похвастаться такой «начинкой». Поэтому джазовая музыка является ключевой на уроке, именно от нее рождаются и новые образы, и новые формы взаимоотношений, и новаторские подходы в обучении. Джаз – музыка интересная, но сложная, поэтому, чтобы танцевать джаз, необходимо иметь некие особые качества, которые должны быть настолько же оригинальными и восприниматься так же интересно, как и сама музыка.

Модель педагогического пространства

Зная об особенностях урока джазового танца и воспринимая его как новую форму общения взрослого с детьми и наоборот, появился вопрос: возможно ли рассмотреть взаимоотношения на уроке более детально и соединить их в некую схему, для того чтобы наложить эту схему отношений на другие уроки, т.е. проследить преемственность принципов УДТ для предметов основного образования?

Для этого рассмотрим УДТ как некую модель педагогического пространства, в которой понятие «Учитель – ученик» уходят на второй план, а в основу взаимоотношений ложатся принципы соавторства и импровизации.

Триада джазового танца

Урок

музыкальный материал

Джазового

импровизация

Танца

исполнители

Связующим звеном УДТ является импровизация. Важность и необходимость ее доказывается следующим: если из этой триады (см. рис. 1) убрать элемент «импровизация», то в названии урока автоматически выпадает термин «джаз», так как нет джаза без импровизации. И триада превращается в обычную схему традиционного урока хореографии, где есть предметность («музыкальный материал») и ученики («исполнители»). Связующее качество импровизации обусловлено тем, что понятие «импровизация» для нас есть нечто большее, чем просто способность неожиданно придумывать и создавать на заданную тему. Да, это способность, но это еще и искусство диалога, игры, где все выразительные средства воспринимаются как стиль, смысл которого – в происходящем, а не в результате.

Многие жанры танцевального искусства не используют понятие импровизации в силу того, что каждый из них специфичен по-своему и имеет четкие рамки исполнительского мастерства.

Как любой другой, народный танцевальный жанр целиком базируется на музыкальном материале: народная музыка – народный танец. В большинстве своем работа в этом жанре основана на численности (народ – значит много), и, как следствие, – потеря личности исполнителя как личности уникальной и необходимой. Новаторские подходы в хореографии отсутствуют: поскольку народная музыка не пишется, стимулятора к новым формам нет. Основной принцип хореографии – «рисунки» из людей.

Классический жанр обрамлен границами шести позиций. Ежедневная работа в этом жанре есть повышение личного технического потенциала. Строгость и академичность – основные черты жанра. Понятие импровизации отсутствует как таковое вообще. Кстати: соединение классики и джаза формирует интересный тандем. Первая дает представление о правильных позициях рук и ног, формирует осанку и культуру поведения. Второй не позволяет академичности перерасти в догму и способствует расширению спектра исполнительских возможностей.

С бальными танцами тоже не все так просто. Есть эмоции, есть «заводная» музыка (латиноамериканский стандарт), но вот основной шаг, который присущ каждому из танцев... Он подводит под одну черту все исполнительские возможности. Хотелось бы отметить еще одну более тонкую, на наш взгляд, вещь в бальных танцах: существует некое несоответствие между эмоциями в танце и движениями. Первые имеют природную основу, т.е. возникают естественно в момент прослушивания музыки, а движения базируются на искусственно созданной форме с основным шагом во главе.

Из проведенного анализа следует, что рассмотренные танцевальные жанры не имеют в своем арсенале понятия «импровизация» в силу искусственно созданных, жестких границ исполнительского мастерства, а основным смыслом становится результат. Для того чтобы добиться чего-то, т.е. иметь результат, надо пройти некоторую стадию обучения, и количество этих стадий будет зависеть от требуемого результата. Получается, чтобы первоклассник стал танцором, классическим, народным или бальным, он должен сначала научиться тем стандартам, которые вкладывает в себя сам танцевальный жанр, а только после этого танцевать.

Если цель – развить творческие способности ребенка, взрослая модель отношений в обучении: «пришел – отработал (отучился) – ушел» не подходит. Детям свойственен игровой вид общения, образная и ассоциативная формы мышления. Поэтому мы предлагаем более гибкую схему: обучение в процессе игры. Джазовый танец с импровизационной основой, ценность которой – в процессе происходящего, а не в результате, готов помочь детям постичь особенности танцевального искусства. Почему именно джаз? Раскрою еще один секрет.

Естественность и природность джазового танца рассмотрим на следующем примере.

Термин «импровизация» присущ не только профессионалам-исполнителям, но и детям. В первом случае способность неожиданно, мгновенно создавать, придумывать есть результат становления личности исполнителя. Обучаясь и взрослея, исполнитель увеличивает свой личный технический потенциал, который перерастает в уверенность в собственных силах и возможностях. А уверенность в определенный момент перерастает в свободу мысли и свободу действий, т.е. в импровизацию. Переход уверенности в свободу мысли и свободу действий возможен, если задатки к импровизации дарованы исполнителю от природы: если задатков нет, то исполнитель так и остается хорошо играющим исполнителем.

Во втором случае импровизация есть уже природный дар свободно двигаться и создавать. Эта свобода мыслей и свобода действий обусловлена отсутствием стереотипов и идеалов у ребенка. Все его передвижения – это результат собственной фантазии. И ценность этих передвижений – в их свободе. Поэтому дети есть те самые импровизаторы от природы, которые могут и создать образ, и преподнести этот образ в собственном варианте.

Учитель джазового танца. Кто он?

Вопрос непростой, но попытаемся его раскрыть. Когда рассматривались особенности УДТ, указывалось на многоликость Учителя джазового танца. Эта многоликость обусловлена многофункциональностью личности Учителя.

Дети мыслят образами, и игра – основная форма общения для них. Поэтому задачей для Учителя на данном этапе становится поиск форм и методов подачи материала, которые смогли бы поддерживать такой вид взаимоотношений («Учитель-новатор»). В случае, если такие формы и методы существуют, то появляется вопрос: а как донести это до ребенка?

Большинство методов имеют цель разбудить в Ребенке активную познавательную деятельность, что немаловажно в творческом процессе, дать Ребенку возможность создать и придумать собственное видение «требуемого». Поэтому на данном этапе основной задачей становится расположить Ребенка к себе так, чтобы он впоследствии показал все, что он имеет на сегодняшний день («Учитель-друг»). Учитель дает Ребенку информацию, но не в полном объеме, тем самым заинтересовывая его в происходящем. В случае, если инициатива в Ребенке пробудилась, то Ребенок обогащает «полученное» собственным видением происходящего. Таким образом, мы подходим к понятию соавторства, где Ребенок и Учитель являются творцами «происходящего» и «создаваемого». Для того чтобы избежать слова «если» (если инициатива в Ребенке пробудилась, то...), Учителю необходимо осознать следующий принцип:

  • Важно не ЧТО говорить, важно, КАК говорить!» («Учитель-провокатор».) Этот принцип важен и на этапе «Учитель-друг».

Когда процесс запущен и дети начинают работать над полученной информацией, Учитель перевоплощается в образ некоего Смотрящего, цель которого – найти в происходящем и создаваемом наиболее «интересное» и «необычное» («Учитель-аналитик»).

Когда «интересное» и «необычное» найдено, остается соединить все вновь созданное в целую картинку и продолжить «живой диалог» дальше («Учитель-режиссер»).

В большинстве случаев роли Учителя на этом не завершаются в силу того, что Учитель, по своей сути, является Танцовщиком, для которого джаз – это не просто музыка или танец. Это и образ мысли, и стиль поведения, и манера общения, и философия жизни, национальность, если хотите, т.е. то, без чего Он себя не мыслит. Он присоединяется к детям и начинает вместе с ними играть в те же самые игры и танцевать те же танцы («Учитель-танцовщик», «Учитель-ребенок»).

А как следствие из всего сказанного:

  • «Век живи, век учись! И дети тебе в этом помогут». («Учитель-ученик».)

Игорь КРАГЛИК,
СОШ № 124
Фотографии с сайта школы г. Красноярск