Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2006

ФАКТЫ.  СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ

 

Проект Федерального закона

25 сентября этого года на заседании Правительства Российской Федерации руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов представил проект Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Решением Правительства проект был одобрен и скоро будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Вячеслав Фетисов назначен официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении проекта палатами Федерального Собрания РФ. Сегодня мы публикуем некоторые главы из проекта нового закона – те, которые самым прямым образом затрагивают систему образования и массового спорта.

Статья 24. Физическая культура и спорт в системе образования

1. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к этой деятельности учреждений дополнительного образования и иных физкультурно-спортивных организаций и учреждений.

2. Организация работы по физическому воспитанию и образованию в образовательных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по предмету «Физическая культура» в образовательных учреждениях в общем объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом;
2) создание в образовательных учреждениях условий, включая обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий физкультурно-спортивной подготовки обучающихся;
3) формирование физической культуры личности обучающихся с учетом индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
4) физическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
5) осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;
6) проведение внешкольной воспитательной работы с учащимися (занятий в спортивных секциях, спортивных школах и спортивно-оздоровительных туристских клубах, а также самостоятельных занятий);
7) врачебно-педагогический контроль за организацией физического воспитания;
8) вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом детей и учащейся молодежи в свободное и каникулярное время;
9) формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей и их физическому воспитанию;
10) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся.

3. Органы местного самоуправления имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в муниципальных образовательных учреждениях.

4. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуются занятия, осуществляемые в общеобразовательных, специальных (коррекционных) и иных образовательных учреждениях или в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации.

Статья 27. Физическая культура и спорт по месту работы, жительства и отдыха населения

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований в коллективные договоры включаются обязательства работодателей в отношении:

1) создания работникам условий для занятий физической культурой и спортом, включая реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм;
2) предоставления работникам организаций и членам их семей для занятий физической культурой и спортом имеющихся спортивных сооружений и баз, обеспечения обслуживания таких спортивных сооружений и баз, их капитального и текущего ремонта, оплаты труда работников таких спортивных сооружений и баз, в том числе работников спортивных школ, выделения средств на приобретение спортивного инвентаря и оборудования.

2. Руководители санаториев и курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз создают условия для использования в процессе лечения и отдыха граждан различных компонентов физической культуры в целях укрепления их здоровья, профилактики и лечения заболеваний.

3. Органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и отдыха граждан (в жилых микрорайонах, общежитиях, дворах, парках, лесопарках, загородных базах отдыха, иных местах отдыха), в том числе путем привлечения к этой работе специалистов физической культуры и спорта.

Статья 28. Адаптивная физическая культура и физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт среди инвалидов

1. Адаптивная физическая культура является видом физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, содержащим в себе комплекс эффективных средств их физической реабилитации.

2. Физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры, адаптивного спорта и адаптивного физического воспитания реализуются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, спортивных школах и центрах, физкультурно-спортивных учреждениях, образовательных учреждениях для работы с инвалидами, лицами, отнесенными к специальным медицинским группам, и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Спорт среди инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.

4. Деятельность по развитию спорта среди инвалидов основывается на принципах приоритетности, массовости и доступности занятий спортом.

5. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления совместно с органами в области образования, здравоохранения и социального развития, а также общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов в общую систему физической культуры, физического воспитания и спорта через физкультурно-спортивные организации и учреждения.

6. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют спортивную работу с лицами, имеющими ограниченные физические возможности, создают адаптивные детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, отделения адаптивного спорта в спортивных школах и клубах, иных физкультурно-спортивных учреждениях и образовательных учреждениях.

Статья 39. Профессиональная педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта и профессиональная деятельность в области лечебной физической культуры

1. К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документы государственного образца о среднем или высшем профессиональном образовании, выданные образовательными учреждениями по соответствующим направлениям подготовки и специальностям в области физической культуры и спорта.

2. В области лечебной физической культуры к профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие документы государственного образца о среднем или высшем профессиональном образовании, выданные образовательными учреждениями по направлениям подготовки и специальностям в области физической культуры и медицины.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в области физической культуры и спорта совместно с федеральными органами исполнительной власти в области образования определяют потребность общества в специалистах для физической культуры и спорта и лечебной физической культуры.