Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Выигрывающие и проигрывающие

Известно, что любой вид деятельности предполагает достижения. Неважно, какие цели стоят: стать чемпионом, установив мировой рекорд, или сесть на «шпагат», выиграть Олимпиаду или просто справиться с контрольной. Почему же одни и рекорды ставят, и на «шпагаты» садятся, а другие – нет? Всегда кто-то добьется, а кто-то сойдет с дистанции, кто-то сможет, кто-то – нет.
Все люди появляются на свет беспомощными. Почему кому-то удается сделать важнейший переход от беспомощности к независимости, а кому-то – нет? Почему при равных исходных условиях люди достигают совершенно разных результатов?
Почему одни выигрывают, другие – всегда вторые, в лучшем случае? Конечно, нет абсолютных победителей и пораженцев. Большинство являются выигрывающими в одних обстоятельствах и проигрывающими – в других.

Выигрывающие

Ребенок попробовал – не получилось, но его похвалили за попытку, объяснили, помогли, поддержали. Получилось чуть-чуть. Ура! Появилось «позитивное подкрепление», уже есть опыт достижения!

Выигрывающими становятся те, кому помогали не бояться независимости, кому помогали, когда они брали на себя ответственность. Выигрывающие – это люди, которым не так важны достижения, как возможность быть собой. Они ценят свою индивидуальность и уважают ее в других. Они умеют раскрыть себя, а не создают образ, который понравится другим, они знают разницу между «быть» и «изображать». Они могут ошибаться, но способны вытерпеть поражение, при этом не потеряют веру в себя. Они умеют отделять факты от мнений. Они умеют правильно использовать свое время.

Они чувствуют и ценят настоящее, используют и уважают свое прошлое, спокойно смотрят в будущее. У них нет раз и навсегда четко установленного образа действий, они планируют, но умеют изменять свои планы в соответствии с обстоятельствами. Они радуются своим достижениям без ложной скромности, а чужим – без зависти. Они умеют жестко дисциплинировать себя и умеют получать удовольствие. Они не стремятся к безопасности за счет контроля над другими. Они не настраиваются на неудачу или на победу, они делают все, что необходимо здесь и сейчас.

Проигрывающие

Как ребенок становится пораженцем: попробовал – не получилось, разозлился – перестал пробовать, в результате – нет опыта достижения.

Каким станет человек, во многом зависит от того, как прошло его детство. Недостаточная отзывчивость взрослых, конфликты, грубость, болезни, длительные неприятности и т.д. – это почва для взращивания проигрывающих, так как все это мешает развитию независимости, уверенности и индивидуальности. Подросток это ощущает очень остро, осознавая, что с ним что-то не так, мучается, не понимая, в чем причина. И находит единственный способ справиться с подобными проблемами – научиться манипулировать собой и окружающими.

Пораженцам тяжело жить настоящим: они либо вспоминают, как было хорошо или плохо в прошлом, либо сосредоточены на том, как хорошо будет когда-то, причем не потому, что они будут для этого что-то делать, а должно произойти, например, чудо, и тогда они всем покажут... Либо вообще не ждут от будущего ничего хорошего, ждут его со страхом.

Они не просто жалеют себя, они находят виноватых в своих бедах. Они считают, что проигрывают только потому, что либо кто-то недодал, либо они стали жертвой интриг и т.д. Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в данный момент, что только усиливает внутреннее напряжение и тревогу, которая, в свою очередь, искажает реальность.

Проигрывающие не живут, они играют роли, тратят энергию на сохранение маски, игра становится важнее жизни. Даже если есть способности, возможность чего-то добиться и победить, они подавляют их. С победой жизнь изменится, надо приспосабливаться, надо подтверждать, что победил не случайно, прилагать усилия и т.д., т.е. в новых обстоятельствах вести себя по-новому, а как – неясно, да и хлопотно.

Проще сохранить статус-кво, повторяя свои уже известные ошибки. Не делать, а придумывать оправдания, почему не сделал, – вот что выходит на первый план, поэтому многие возможности остаются скрытыми, нереализованными.

Проигрывающие не терпят настоящей близости. Им чужд командный дух. Близость заменяется манипуляциями, чтобы люди поступали в соответствии с их ожиданиями, да и сами живут, следуя ожиданиям других.

Проигрывающие с какого-то момента начинают избегать ответственности за свою жизнь. Как «царевны-лягушки», они заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим!

Как расколдовать?

Решив освободиться от черт проигрывающего, надо учиться осознавать себя, привести в согласие ум, эмоции и поведение, постоянно открывать и обновлять себя. Тогда жизнь будет заключаться не в том, чтобы достичь большего, а в том, чтобы стать чем-то большим. Быть выигрывающим – совсем не значит бежать впереди паровоза. Истинный победитель – тот, кто способен идти своим путем, привлекая к себе других.

Для того чтобы стать победителем, для того чтобы стать вообще кем-то, очень важна мотивация. Среди многочисленных видов мотивации есть два, важных в нашем случае. Один мотив – как избежать неудачи, второй – как достичь успеха.

Наблюдая за детьми, можно определить, что кого-то в большей степени мобилизуют поощрения и похвалы – это те, кто мотивирован на успех. Для других выражение недовольства со стороны наставника или даже обещание карательных мер будут мощнейшим стимулом.

Может ли что-то сделать педагог, наставник? Он может поощрять стремление, позволять рисковать, подчеркивая важность преодоления, не стараться уберечь от ошибок, поощрять решительность. Если ребенок встречается с серьезным препятствием, не предлагать помощь, но помочь понять, что можно сделать, чтобы преодолеть, суметь найти варианты и возможности. Тот, кто сможет изучить проблему и указать остальным способы ее решения, – уже лидер.

Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и желающий стать победителем должен оттачивать свое мастерство. День за днем. Отмечая малейшие успехи! Важно помочь определить сферу интересов: действуя в области, которая хорошо знакома, ребенок приобретет уверенность, а именно она лежит в основе характера выигрывающего.

Секрет выигрывающего – в том, что он хорош и внимателен не только с теми, с кем дружит, а со всеми, и с каждым в отдельности. Выигрывающий уважает других, т.е. старается понимать и выполнять правила. Он находчив, т.е. в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути. Он умеет отвечать за последствия своих поступков.

Оксана НЕНЮКОВА,
семейный психолог

Из письма в редакцию

...Коля М. Учится в 7-м классе. На уроках физкультуры всегда бежит последним, а чаще всего просто отказывается выполнять задания учителя. На любые уговоры отвечает молчанием. Он не встает с ребятами играть в волейбол или в баскетбол, не кувыркается, не ходит на лыжах. У меня опускаются руки: за что можно поставить мальчику отметку? Ребята над Колей смеются, хотя он среднего роста, с нормальной фигурой. Я подошел к учителю, который вел физкультуру в этом классе в начальной школе. Он сказал, что Коля раньше был очень полным, физически не развитым и всегда получал неудовлетворительные отметки. Теперь ситуация изменилась, но... не для Коли. Посоветуйте, что же мне делать? Как помочь мальчику справиться со своими необоснованными комплексами?

Комментарий психолога. У мальчика закрепилось представление, что он «не такой, как все», и что у него точно ничего не получится. Можно начать с Колей индивидуальные занятия, постепенно закрепляя его успех. Но это бывает довольно трудно сделать: где найти время? Тем не менее, любыми возможными способами стоит попытаться включить мальчика в общую работу, несмотря на смешки одноклассников. Для этого, например, обратиться за помощью к уважаемым в классе ребятам, Ване и Пете, попросить их потренировать Колю. При этом учитель должен не только замечать малейшие успехи Коли, но и обязательно хвалить Ваню и Петю как его помощников-тренеров.

Можно использовать и другие виды групповой, объединяющей деятельности, в которой Коля будет успешен (для этого надо заранее точно знать, что он умеет делать хорошо). Несомненно, здесь потребуется помощь родителей или других учителей или взрослых, значимых для Коли.

Нельзя забывать, что Коля не участвует в общей работе вовсе не потому, что не может, а, скорее, из-за ожидаемой реакции одноклассников, которой он боится. Поэтому можно предложить Коле потренировать младшеклассников – это повысит его самооценку и изменит его роль в коллективе сверстников.

Главная идея – в позитивном объединении, так как подростки очень легко объединяются против кого-нибудь. Можно использовать суровый, но весьма действенный прием: «Коля не сделал что-то, а остальные хихикают? Всем пробежать два круга вокруг школы – за смешки!»