ЭКЗАМЕН
Вопросы и ответы к теоретической части
экзамена по физкультуре
11 класс
Мы продолжаем публикацию ответов на
вопросы к теоретической части экзамена по
физкультуре в 11-м классе (начало см. в №№ 7, 8, 9,
2006).
Вопросы и ответы к экзамену по физкультуре в 9-м
классе мы планируем опубликовать в 2007 году.
Эксплуатационно-технические
требования к одежде, обуви, спортивному
инвентарю и местам занятий физической культурой
и спортом, обеспечивающие удобство и
безопасность.
Эксплуатационно-технические
требования к одежде и обуви диктуются
характерными особенностями вида спорта и
климатическими условиями. Одежда и обувь должны
быть легкими, не стеснять движений, защищать
организм от излишней потери тепла, дождя и снега.
Ткань для спортивной одежды должна быть
воздухопроницаемой и теплопроводной, хорошо
впитывать пот и способствовать его испарению. В
наибольшей степени такими свойствами обладают
шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Спортивную
одежду следует надевать только на
учебно-тренировочные занятия и соревнования.
Обувь должна соответствовать особенностям
строения стопы и не быть тесной. Тесная обувь
приводит к деформации стоп, вызывает потертости
и способствует охлаждению конечностей. Одежда,
обувь и носки должны быть всегда чистыми.
Эксплуатационно-технические
характеристики спортивного инвентаря и мест
занятий физической культурой и спортом должны
обеспечивать удобство и безопасность,
максимально способствовать укреплению здоровья
занимающихся и улучшению их физического
развития. Гимнастические снаряды (перекладина,
брусья, бревно, стенка, скамейка, мостик и др.) не
должны иметь в узлах и сочленениях люфтов,
качаний, прогибов, а детали крепления (гайки,
винты, крючки, зацепы) должны обеспечивать
надежность соединений. Вес спортивных снарядов
должен соответствовать возрасту и полу
занимающихся и их физической подготовленности.
При размещении оборудования для проведения
занятий и соревнований необходимо
предусматривать безопасную зону вокруг него.
Гигиеническая оценка мест занятий включает в
себя прежде всего характеристику воздушной
среды: температуру, влажность, химический состав,
количество пыли и микроорганизмов в воздухе.
Важное значение имеют соответствующие нормам
освещение, вентиляция, отопление, а в
плавательных бассейнах, кроме того, качество
воды.
С помощью каких физических
упражнений можно успешно развивать физические
качества скоростно-силовой направленности?
Под скоростно-силовыми качествами
понимается способность к проявлению
максимальной мощности усилий в кратчайший
промежуток времени при сохранении оптимальной
амплитуды движений. Именно такой характер работы
лежит в основе прыжков, спринтерского бега,
легкоатлетических метаний и некоторых других
физических упражнений.
Развитию физических качеств
скоростно-силовой направленности способствуют
следующие упражнения:
1. Бег с высоким с подниманием бедра
в яме с песком на месте и с незначительным
продвижением вперед в различном темпе – 3–5 раз
по 15–30 м.
2. Бег прыжками по мягкому грунту
(опилочная дорожка, торф) в различном темпе – 3–5
раз по 2–40 м.
3. Бег в гору (крутизна – 20°) в
среднем и быстром темпе – 3–4 раза по 15–25 м.
(Обращать внимание на полное выпрямление опорной
ноги.)
4. Прыжки на двух ногах с небольшим
наклоном вперед – 2–3 серии по 10–30 прыжков.
5. Выпрыгивание из глубокого приседа
– 2–4 серии по 16–20 прыжков.
6. Прыжки на одной ноге с
продвижением вперед – 2–3 раза по 15–30 м на каждой
ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной
ноги и высоким выносом бедра вперед.)
7. Многократные прыжки через
препятствия (гимнастические скамейки, набивные
мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на
быстроту отталкивания – 3–4 серии по 30–40
прыжков.
8. Броски и ловля набивного мяча
одной и двумя руками – 6–8 раз (выполнять сначала
по одному, затем в паре).
9. Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа – 3–4 серии по 5–7 раз на время.
Для оценки качества скоростно-силовой
подготовки следует систематически применять
метод контрольных упражнений. Этот метод
предусматривает многократное измерение
показателей (время, расстояние, вес, число
повторений и др.) при выполнении любых избранных
упражнений. Проводить измерения необходимо в
стандартных условиях через определенные
интервалы времени (раз в две недели, в три недели,
в месяц).
Составить (написать) Положение о
проведении одного из видов соревнований,
включенных в школьную спартакиаду («День
здоровья», «День бегуна», по подвижным играм,
баскетболу, акробатике и т. д.).
Обязательным документом любого
состязания является Положение о соревновании. В
нем излагаются цели, задачи, характер и программа
соревнований; количественный состав, возраст,
пол и спортивная квалификация участников; место
и сроки проведения; порядок и сроки
представления заявок; порядок и условия зачета,
награждения, представление и рассмотрение
протестов. Примерный образец Положения о
соревновании в общеобразовательном учреждении
приводится ниже.
Положение о проведении праздника «Бег
команд классов» в средней школе № 5 г. Одинцово
Московской обл.
Цели и задачи: популяризация
бега, вовлечение учащихся в регулярные занятия
спортом, приобщение школьников к здоровому
образу жизни, воспитание у них высоких
нравственно-поведенческих качеств.
Участники соревнований: все
учащиеся школы № 5, допущенные врачом.
Сроки и место проведения: на
школьном стадионе 27 октября.
Условия проведения:
соревнования среди команд классов проводятся по
четырем возрастным группам: 1–4-е классы, 5–7-е
классы, 8–9-е классы, 10–11-е классы. Дистанции: для
1–4-х классов – 200 м; для 5–7-х классов – 300 м;
для 8–9-х классов – 400 м; для 10–11-х классов – 500
м.
Руководство проведением
Общее руководство проведением
праздника бега осуществляет администрация и
ученический совет школы. Непосредственное
руководство возлагается на оргкомитет и
судейскую коллегию. Главный судья соревнований
– учитель физической культуры.
Определение победителей
Время преодоления дистанции командой
класса определяется по первому и последнему
участникам. Результаты их складываются и делятся
на два. В результате получается среднее время
преодоления дистанции командой класса.
Награждение
Команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в
каждой возрастной группе, награждаются призами,
которые приобретаются за счет наградного фонда
школы.
Представление заявок
Именные заявки, заверенные классным
руководителем и согласованные с школьным врачом
или медицинской сестрой, представляются в день
соревнований судье на старте непосредственно
перед забегом.
Не позднее, чем за 10 дней до
соревнований, в оргкомитет соревнований следует
сообщить об участии класса в состязаниях.
Примечания:
1. Протесты принимаются в течение
30 мин. после окончания соревнований в
письменном виде. Решение по протестам сообщается
в день оглашения итогов соревнований.
2. Окончательное подведение итогов 30 октября.
3. Отсутствие на старте каждого участника без
уважительной причины штрафуется (плюс 3 сек. к
среднему времени преодоления дистанции командой
класса).
Профилактические меры,
исключающие обморожение. Ваши действия, если это
случилось.
Во время занятий физическими
упражнениями в зимнее время года нужно учитывать
метеорологические условия, оказывающие влияние
на самочувствие и работоспособность
занимающихся. При неблагоприятной погоде
следует принимать необходимые профилактические
меры. Например, при сильном ветре и низкой
температуре воздуха тренировочные занятия
проводят в лесу, а не на открытой местности,
используют более теплую одежду, усиливают
физическую нагрузку. Кроме того, занимающимся
поручают следить друг за другом и сообщать
преподавателю о первых же признаках обморожения.
Наиболее подходящей для лыжной
подготовки является погода с температурой от
–5°С до –15°С. Нередко во время занятий, особенно
при внезапном резком понижении температуры
воздуха или увеличении силы ветра, может
наступить переохлаждение организма. Ему также
способствует обильное потоотделение и
увлажнение белья, что бывает при интенсивных
тренировках даже при температуре немного ниже
0°С. Поэтому одежда лыжника должна быть легкой,
свободной, не стеснять движений, надежно
защищать от холода, но не быть слишком теплой, не
задерживать испарения пота и соответствовать
характеру физической нагрузки. Следует
учитывать, что, пока лыжник находится в активном
движении, влажная одежда не вызывает охлаждения
тела, так как нагревается изнутри теплом,
выделяемым с поверхности кожи. Если же темп хода
снижается или лыжник останавливается,
теплопродукция организма падает и отдача тепла
начинает превышать его приход. В результате
этого наступает охлаждение организма, которое
может повлечь простудное заболевание.
Обувь лыжника должна обеспечивать
защиту ног от холода, сырости, механических
повреждений. Носки и варежки должны быть сухими и
чистыми. Существенную роль в профилактике
обморожений играют горячие пища и чай. После их
приема температура конечностей человека
повышается на 6°С и более, причем происходит это
не сразу, а через 30–60 мин. Их действие
сохраняется в течение нескольких часов.
Существуют определенные признаки
обморожения: онемение поврежденной части тела,
побледнение, а затем посинение кожи, отечность.
Боль вначале не ощущается, но при отогревании
отмороженного участка она появляется.
Первая помощь при обморожении состоит
в возможно более быстром восстановлении
кровообращения в пораженных частях тела. Для
этого следует растереть чистой рукой побелевший
участок кожи до покраснения и восстановления
чувствительности. Допускается растирание
шерстяной перчаткой, шарфом. Использование снега
для растирания нецелесообразно, так как это
усиливает охлаждение пораженного участка. Кроме
того, снег может поцарапать кожу и тем самым
способствовать внесению инфекции. Если кожа в
месте отморожения отекла и приняла
красно-синюшный оттенок, растирать ее нельзя.
Пострадавшего необходимо как можно быстрее
доставить в теплое помещение и приступить к
оказанию первой медицинской помощи. При
небольших обморожениях лица согревание и
восстановление кровообращения достигается
растиранием пораженного участка ватой,
смоченной спиртом (одеколоном, водкой), а затем
сухой шерстяной тканью до покраснения кожи.
После этого накладывается сухая стерильная
повязка. При обморожениях конечностей
применяются ванны для ног и рук или общая ванна в
течение 15–20 мин. с постепенным повышением
температуры воды с 20°С до 35–37°С. Если нет
возможности использовать ванну, то выполняется
легкий массаж сначала с использованием спирта, а
затем сухим способом.
С помощью каких физических
упражнений можно успешно развивать такое
физическое качество, как гибкость?
Гибкость – это способность человека
выполнять движения с большой амплитудой.
Определяется это качество уровнем подвижности в
суставах. Принято выделять две основные формы
такой подвижности: при пассивных движениях и при
активных. Пассивные движения осуществляются в
результате воздействия извне. Они могут
проводиться до полного упора или до болевых
ощущений. Активные движения выполняются за счет
мышечных групп, проходящих через суставы.
Активная подвижность в суставах имеет
наибольшее практическое значение, так как она в
значительной степени реализуется при выполнении
физических упражнений. Совершенствуя гибкость,
важно обеспечить гармоническое развитие
подвижности во всех суставах.
Основные средства развития гибкости –
это упражнения на растягивание (махи руками,
ногами, супинация и пронация конечностей,
наклоны и вращательные движения туловищем,
фиксация конечностей и туловища в положениях,
связанных с максимальным растягиванием мышц). К
упражнениям, способствующим развитию пассивной
подвижности, относятся движения, выполняемые с
помощью партнера и с отягощением (в качестве
отягощения может служить и собственный вес тела
занимающегося). Все эти упражнения обеспечивают
прирост подвижности в суставах за счет улучшения
растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они
воздействуют непосредственно на суставную
сумку, мышцы и связки, способствуют их
укреплению, повышают эластичность. При развитии
гибкости первостепенное значение имеет
дозировка нагрузок. Выполнять движения следует
до максимальной амплитуды. Непременным
методическим условием является разминка,
которая готовит организм к предстоящей работе,
«разогревает» мышцы, увеличивая их растяжимость.
Ориентировочные рекомендации по
количеству повторений: до 15–25 повторений в
плечевых и тазобедренных суставах в 8-летнем
возрасте и до 30–45 – в 16-летнем. Темп активных
упражнений – в среднем одно повторение в
секунду, пассивных – одно упражнение за
1–2 сек. Выдержка в статических положениях –
3–6 сек. В процессе развития гибкости
необходимо не только повторять упражнения, но и
постепенно увеличивать их количество и число
повторений. Длительность между упражнениями
должна обеспечивать повторение той же работы без
уменьшения амплитуды движений. Время фазы
восстановления зависит от числа повторений.
Чтобы добиться каких-либо ощутимых результатов в
развитии гибкости, заниматься необходимо не реже
трех раз в неделю.
Влияние осанки на
функционирование внутренних органов в покое и во
время выполнения двигательных действий.
Изложить содержание и выполнить 3–4 упражнения
на формирование правильной осанки.
Неправильная осанка способствует
появлению остеохондроза, неблагоприятному
изменению положения внутренних органов грудной
и брюшной полости (со снижением их функции). У
школьников с нарушениями осанки, как правило,
ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы,
снижены амортизационные способности нижних
конечностей. У них очень высока степень риска
получить тяжелые травмы (переломы конечностей,
тел позвонков) при прыжках, выполнении
упражнений на спортивных снарядах, на занятиях
борьбой, баскетболом, футболом. Учащимся с
нарушением осанки не рекомендуется заниматься
акробатикой, прыжками в длину и высоту, с
трамплина и с вышки в воду, тяжелой атлетикой.
Нагрузки, связанные с сидением на уроках, им
рекомендуется чередовать с физкультминутками
(специальными упражнениями для мышц спины,
брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей).
Продолжительность выполнения таких упражнений
– 1–2 мин.
Упражнения для формирования
правильной осанки
1. И.п.: стоя у стены, касаться ее
затылком, лопатками, ягодицами и пятками. 1–3 – 3
шага вперед, сохраняя правильную осанку; 4–6 – 3
шага назад и проверить правильность осанки.
Повторить 3–5 раз.
2. И.п.: такое же, как в упражнении 1,
руки находятся внизу. 1–3 – выполнить движения
руками вперед, в стороны, на пояс, сохраняя
соприкосновение со стеной; 4 – и.п. Повторить 3–5
раз.
3. И.п.: стойка на коленях, руки
находятся внизу. 1–3 – прогибаясь, наклониться
назад, стараясь руками достать пятки; 4 – и.п.
Повторить 5–7 раз.
4. И.п. – о.с.: с предметом на голове
(мешочек с песком), руки находятся внизу. 1 –
поднять руки вверх; 2 – развести руки в стороны;
3–4 присесть, руки вперед; 5 – медленно встать,
руки вперед; 6 – опустить руки вниз. Повторить 4–6
раз.
Продолжение следует |