Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

ЭКЗАМЕН

Вопросы и ответы к теоретической части экзамена по физкультуре

11 класс

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы к теоретической части экзамена по физкультуре в 11-м классе (начало см. в №№ 7, 8, 9, 2006).
Вопросы и ответы к экзамену по физкультуре в 9-м классе мы планируем опубликовать в 2007 году.

Эксплуатационно-технические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю и местам занятий физической культурой и спортом, обеспечивающие удобство и безопасность.

Эксплуатационно-технические требования к одежде и обуви диктуются характерными особенностями вида спорта и климатическими условиями. Одежда и обувь должны быть легкими, не стеснять движений, защищать организм от излишней потери тепла, дождя и снега. Ткань для спортивной одежды должна быть воздухопроницаемой и теплопроводной, хорошо впитывать пот и способствовать его испарению. В наибольшей степени такими свойствами обладают шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Спортивную одежду следует надевать только на учебно-тренировочные занятия и соревнования. Обувь должна соответствовать особенностям строения стопы и не быть тесной. Тесная обувь приводит к деформации стоп, вызывает потертости и способствует охлаждению конечностей. Одежда, обувь и носки должны быть всегда чистыми.

Эксплуатационно-технические характеристики спортивного инвентаря и мест занятий физической культурой и спортом должны обеспечивать удобство и безопасность, максимально способствовать укреплению здоровья занимающихся и улучшению их физического развития. Гимнастические снаряды (перекладина, брусья, бревно, стенка, скамейка, мостик и др.) не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, а детали крепления (гайки, винты, крючки, зацепы) должны обеспечивать надежность соединений. Вес спортивных снарядов должен соответствовать возрасту и полу занимающихся и их физической подготовленности. При размещении оборудования для проведения занятий и соревнований необходимо предусматривать безопасную зону вокруг него. Гигиеническая оценка мест занятий включает в себя прежде всего характеристику воздушной среды: температуру, влажность, химический состав, количество пыли и микроорганизмов в воздухе. Важное значение имеют соответствующие нормам освещение, вентиляция, отопление, а в плавательных бассейнах, кроме того, качество воды.

С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физические качества скоростно-силовой направленности?

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Именно такой характер работы лежит в основе прыжков, спринтерского бега, легкоатлетических метаний и некоторых других физических упражнений.

Развитию физических качеств скоростно-силовой направленности способствуют следующие упражнения:

1. Бег с высоким с подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе – 3–5 раз по 15–30 м.

2. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе – 3–5 раз по 2–40 м.

3. Бег в гору (крутизна – 20°) в среднем и быстром темпе – 3–4 раза по 15–25 м. (Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги.)

4. Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед – 2–3 серии по 10–30 прыжков.

5. Выпрыгивание из глубокого приседа – 2–4 серии по 16–20 прыжков.

6. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед – 2–3 раза по 15–30 м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ноги и высоким выносом бедра вперед.)

7. Многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания – 3–4 серии по 30–40 прыжков.

8. Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками – 6–8 раз (выполнять сначала по одному, затем в паре).

9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа – 3–4 серии по 5–7 раз на время.

Для оценки качества скоростно-силовой подготовки следует систематически применять метод контрольных упражнений. Этот метод предусматривает многократное измерение показателей (время, расстояние, вес, число повторений и др.) при выполнении любых избранных упражнений. Проводить измерения необходимо в стандартных условиях через определенные интервалы времени (раз в две недели, в три недели, в месяц).

Составить (написать) Положение о проведении одного из видов соревнований, включенных в школьную спартакиаду («День здоровья», «День бегуна», по подвижным играм, баскетболу, акробатике и т. д.).

Обязательным документом любого состязания является Положение о соревновании. В нем излагаются цели, задачи, характер и программа соревнований; количественный состав, возраст, пол и спортивная квалификация участников; место и сроки проведения; порядок и сроки представления заявок; порядок и условия зачета, награждения, представление и рассмотрение протестов. Примерный образец Положения о соревновании в общеобразовательном учреждении приводится ниже.

Положение о проведении праздника «Бег команд классов» в средней школе № 5 г. Одинцово Московской обл.

Цели и задачи: популяризация бега, вовлечение учащихся в регулярные занятия спортом, приобщение школьников к здоровому образу жизни, воспитание у них высоких нравственно-поведенческих качеств.

Участники соревнований: все учащиеся школы № 5, допущенные врачом.

Сроки и место проведения: на школьном стадионе 27 октября.

Условия проведения: соревнования среди команд классов проводятся по четырем возрастным группам: 1–4-е классы, 5–7-е классы, 8–9-е классы, 10–11-е классы. Дистанции: для 1–4-х классов – 200 м; для 5–7-х классов – 300 м; для 8–9-х классов – 400 м; для 10–11-х классов – 500 м.

Руководство проведением

Общее руководство проведением праздника бега осуществляет администрация и ученический совет школы. Непосредственное руководство возлагается на оргкомитет и судейскую коллегию. Главный судья соревнований – учитель физической культуры.

Определение победителей

Время преодоления дистанции командой класса определяется по первому и последнему участникам. Результаты их складываются и делятся на два. В результате получается среднее время преодоления дистанции командой класса.

Награждение

Команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в каждой возрастной группе, награждаются призами, которые приобретаются за счет наградного фонда школы.

Представление заявок

Именные заявки, заверенные классным руководителем и согласованные с школьным врачом или медицинской сестрой, представляются в день соревнований судье на старте непосредственно перед забегом.

Не позднее, чем за 10 дней до соревнований, в оргкомитет соревнований следует сообщить об участии класса в состязаниях.

Примечания:

1. Протесты принимаются в течение 30 мин. после окончания соревнований в письменном виде. Решение по протестам сообщается в день оглашения итогов соревнований.
2. Окончательное подведение итогов 30 октября.
3. Отсутствие на старте каждого участника без уважительной причины штрафуется (плюс 3 сек. к среднему времени преодоления дистанции командой класса).

Профилактические меры, исключающие обморожение. Ваши действия, если это случилось.

Во время занятий физическими упражнениями в зимнее время года нужно учитывать метеорологические условия, оказывающие влияние на самочувствие и работоспособность занимающихся. При неблагоприятной погоде следует принимать необходимые профилактические меры. Например, при сильном ветре и низкой температуре воздуха тренировочные занятия проводят в лесу, а не на открытой местности, используют более теплую одежду, усиливают физическую нагрузку. Кроме того, занимающимся поручают следить друг за другом и сообщать преподавателю о первых же признаках обморожения.

Наиболее подходящей для лыжной подготовки является погода с температурой от –5°С до –15°С. Нередко во время занятий, особенно при внезапном резком понижении температуры воздуха или увеличении силы ветра, может наступить переохлаждение организма. Ему также способствует обильное потоотделение и увлажнение белья, что бывает при интенсивных тренировках даже при температуре немного ниже 0°С. Поэтому одежда лыжника должна быть легкой, свободной, не стеснять движений, надежно защищать от холода, но не быть слишком теплой, не задерживать испарения пота и соответствовать характеру физической нагрузки. Следует учитывать, что, пока лыжник находится в активном движении, влажная одежда не вызывает охлаждения тела, так как нагревается изнутри теплом, выделяемым с поверхности кожи. Если же темп хода снижается или лыжник останавливается, теплопродукция организма падает и отдача тепла начинает превышать его приход. В результате этого наступает охлаждение организма, которое может повлечь простудное заболевание.

Обувь лыжника должна обеспечивать защиту ног от холода, сырости, механических повреждений. Носки и варежки должны быть сухими и чистыми. Существенную роль в профилактике обморожений играют горячие пища и чай. После их приема температура конечностей человека повышается на 6°С и более, причем происходит это не сразу, а через 30–60 мин. Их действие сохраняется в течение нескольких часов.

Существуют определенные признаки обморожения: онемение поврежденной части тела, побледнение, а затем посинение кожи, отечность. Боль вначале не ощущается, но при отогревании отмороженного участка она появляется.

Первая помощь при обморожении состоит в возможно более быстром восстановлении кровообращения в пораженных частях тела. Для этого следует растереть чистой рукой побелевший участок кожи до покраснения и восстановления чувствительности. Допускается растирание шерстяной перчаткой, шарфом. Использование снега для растирания нецелесообразно, так как это усиливает охлаждение пораженного участка. Кроме того, снег может поцарапать кожу и тем самым способствовать внесению инфекции. Если кожа в месте отморожения отекла и приняла красно-синюшный оттенок, растирать ее нельзя. Пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в теплое помещение и приступить к оказанию первой медицинской помощи. При небольших обморожениях лица согревание и восстановление кровообращения достигается растиранием пораженного участка ватой, смоченной спиртом (одеколоном, водкой), а затем сухой шерстяной тканью до покраснения кожи. После этого накладывается сухая стерильная повязка. При обморожениях конечностей применяются ванны для ног и рук или общая ванна в течение 15–20 мин. с постепенным повышением температуры воды с 20°С до 35–37°С. Если нет возможности использовать ванну, то выполняется легкий массаж сначала с использованием спирта, а затем сухим способом.

С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать такое физическое качество, как гибкость?

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Определяется это качество уровнем подвижности в суставах. Принято выделять две основные формы такой подвижности: при пассивных движениях и при активных. Пассивные движения осуществляются в результате воздействия извне. Они могут проводиться до полного упора или до болевых ощущений. Активные движения выполняются за счет мышечных групп, проходящих через суставы. Активная подвижность в суставах имеет наибольшее практическое значение, так как она в значительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. Совершенствуя гибкость, важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах.

Основные средства развития гибкости – это упражнения на растягивание (махи руками, ногами, супинация и пронация конечностей, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц). К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся движения, выполняемые с помощью партнера и с отягощением (в качестве отягощения может служить и собственный вес тела занимающегося). Все эти упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность. При развитии гибкости первостепенное значение имеет дозировка нагрузок. Выполнять движения следует до максимальной амплитуды. Непременным методическим условием является разминка, которая готовит организм к предстоящей работе, «разогревает» мышцы, увеличивая их растяжимость.

Ориентировочные рекомендации по количеству повторений: до 15–25 повторений в плечевых и тазобедренных суставах в 8-летнем возрасте и до 30–45 – в 16-летнем. Темп активных упражнений – в среднем одно повторение в секунду, пассивных – одно упражнение за 1–2 сек. Выдержка в статических положениях – 3–6 сек. В процессе развития гибкости необходимо не только повторять упражнения, но и постепенно увеличивать их количество и число повторений. Длительность между упражнениями должна обеспечивать повторение той же работы без уменьшения амплитуды движений. Время фазы восстановления зависит от числа повторений. Чтобы добиться каких-либо ощутимых результатов в развитии гибкости, заниматься необходимо не реже трех раз в неделю.

Влияние осанки на функционирование внутренних органов в покое и во время выполнения двигательных действий. Изложить содержание и выполнить 3–4 упражнения на формирование правильной осанки.

Неправильная осанка способствует появлению остеохондроза, неблагоприятному изменению положения внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У школьников с нарушениями осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, снижены амортизационные способности нижних конечностей. У них очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков) при прыжках, выполнении упражнений на спортивных снарядах, на занятиях борьбой, баскетболом, футболом. Учащимся с нарушением осанки не рекомендуется заниматься акробатикой, прыжками в длину и высоту, с трамплина и с вышки в воду, тяжелой атлетикой. Нагрузки, связанные с сидением на уроках, им рекомендуется чередовать с физкультминутками (специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей). Продолжительность выполнения таких упражнений – 1–2 мин.

Упражнения для формирования правильной осанки

1. И.п.: стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. 1–3 – 3 шага вперед, сохраняя правильную осанку; 4–6 – 3 шага назад и проверить правильность осанки. Повторить 3–5 раз.

2. И.п.: такое же, как в упражнении 1, руки находятся внизу. 1–3 – выполнить движения руками вперед, в стороны, на пояс, сохраняя соприкосновение со стеной; 4 – и.п. Повторить 3–5 раз.

3. И.п.: стойка на коленях, руки находятся внизу. 1–3 – прогибаясь, наклониться назад, стараясь руками достать пятки; 4 – и.п. Повторить 5–7 раз.

4. И.п. – о.с.: с предметом на голове (мешочек с песком), руки находятся внизу. 1 – поднять руки вверх; 2 – развести руки в стороны; 3–4 присесть, руки вперед; 5 – медленно встать, руки вперед; 6 – опустить руки вниз. Повторить 4–6 раз.

Продолжение следует