Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2006

ФАКТЫ.  СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ

 

Физическая культура в России: сказка или реальность?

В № 4, 2006 г. мы опубликовали основные положения «Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.». Сегодня мы начинаем серьезный разговор о программе, созданной на основе этой концепции. В заочной дискуссии принимают участие учителя, тренеры, научные работники, представители различных ветвей власти.
Уверены: разговор на данную тему далеко не последний. Слишком много усилий потребуется от всех, начиная с учителей и тренеров, заканчивая правительством РФ, чтобы сделать реальные шаги на пути оздоровления нации, чтобы спорт стал массовым, а не элитарным, чтобы культура физическая стала нормой и для подрастающего поколения, и для всего общества.

Встреча

В сентябре в Анапе проходил очередной фестиваль «Президентские состязания», на который приехали вместе со своими учениками учителя из 57 регионов России (подробный рассказ об этих состязаниях, о методиках учителей, чьи классы стали победителями областей и республик в этих состязаниях, мы опубликуем в № 1 за 2007 г.). Редакция газеты «Спорт в школе» предложила провести «круглые столы» на темы, волнующие педагогов и тренеров, – не хотелось упускать редкую возможность.

Разговор начался с проблем развития массового спорта: «В программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.», выдержки из которой были опубликованы в вашей газете, все, на первый взгляд, правильно. Но если делать так, как там написано, может снова ничего не получиться! Или станет еще хуже...» – переживали учителя.

Договорились: работать в конструктивном режиме, предлагать конкретные шаги, которые, на взгляд педагогов, необходимо предпринять в первую очередь, как можно меньше критиковать те шаги, которые уже сделаны. Не совсем получилось...

Предложения учителей еще дорабатываются, они будут опубликованы в номере, посвященном фестивалю. А о разговоре, проходившем на «круглом столе», мы расскажем сегодня. Имена участников дискуссии мы не называем намеренно: важен ее смысл, а не кто что сказал.

«Круглый стол» с острыми углами

– В нашем районе 10 лет не было ДЮСШ, сейчас, слава Богу, отремонтировали, открыли. Но она работает не в полную силу: за эти годы мы потеряли тренеров, которые могли бы в этой школе работать. Молодежь туда не идет, зарплата у тренеров – мизерная.

– Если бы я сейчас был молодым, тоже искал бы работу, которая дала бы возможность прокормить семью. На зарплату тренера или учителя это невозможно.

– Да и один с голоду умрешь!

– Одно строительство новых спортивных комплексов могло бы привлечь население к спорту! Но это – только на первый взгляд. На самом деле, от этого будет мало толку. Строят огромные спортивные комплексы, а кто в них будет работать, если тренеров нет и в ближайшее время увеличение их количества не предвидится?

– Интересно, а кто эти новые спортивные объекты будет финансировать в дальнейшем? Кто возьмет их на баланс? Муниципальные власти? Так у них нет таких денег!

– Да, местные власти вряд ли потянут их содержание. Электричество, технический персонал – огромные деньги, большинство муниципалитетов таких расходов на себя взять не могут.

– Вот и окажется: спортивные дворцы построят, а лет через десять они развалятся.

– Я уверен: вместо того чтобы строить новые спортивные дворцы, которые никто не сможет содержать, стоит обратить внимание на спортивные залы в обычных общеобразовательных школах.

– В нашей школе на 1640 человек – один маленький спортзал, в котором одновременно занимаются три класса!? Это что – культура? Физическая? Кому такие занятия нужны? Да это и по технике безопасности запрещено! А нам приходится работать.

– На улице можно заниматься, это даже полезнее!

Конечно, лучше сразу вернуться на пару веков назад! Ребятам ведь хочется, чтобы все было «как у людей». Мальчишки с удовольствием идут в тренажерные залы, в хоккей и футбол гоняют, только негде им, вот и начинают выпивать, хулиганить.

– В селе есть только один человек, который может организовать детей на занятия физкультурой и массовым спортом. Это – учитель физкультуры.

– Есть? Я бы сказал «был»! Посмотрите на средний возраст учителей физкультуры! Сорокалетние считаются совсем молоденькими, большинству учителей перевалило за 60.

– Новые спортивные залы нужно строить при школах, тогда они будут работать! И открывать ставки тренеров при общеобразовательных школах.

– Какова цель ФЦП: вырастить нескольких чемпионов мира или здоровую нацию? Да, мы стремимся к рекордам, но в нашей стране здоровых людей становится все меньше и меньше. Прежде всего, нужно восстановить бесплатные детские спортивные школы! У нас не более 10% взрослых могут себе позволить оплатить занятия своих детей в платных спортивных секциях. А остальные дети, может, намного одареннее... Так и вся нация становится больной, и «звездочки» не появляются на спортивном пьедестале: нет у их родителей денег...

– А с инвентарем дела совсем плохи. Вроде бы деньги выделяют, покупают что-то в школы, – а работать не с чем! Нам недавно привезли «бесплатные» волейбольные мячи. Со шнуровкой! Два дня поиграли, они и лопнули. Где их только раздобыли? И еще считают, что помогли! Кто-то просто «отмыл» государственные деньги.

– Но теперь с покупкой инвентаря помогают. В прошлом году из 20 школ в районе полный комплект инвентаря (далеко не лучшего качества) получили две школы. Если такими темпами пойдем, сегодняшние первоклашки из некоторых школ никогда на лыжи не встанут и мяч не погоняют...

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Из Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.» (в дальнейшем – ФЦП. – Прим. ред.):

«...Основными задачами программы по направлению «Массовый спорт» являются:

а) повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой;
б) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, включая:

– строительство в образовательных учреждениях 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок;
– строительство на основе долевого финансирования… 1000 спортивных центров…»

Комментарий газеты «Спорт в школе»:

Согласно данным, полученным из регионов (см. тематические номера о физической культуре в Новгородской области (№ 9, 2005), Красноярском крае (№ 13, 2005), Иркутской области (№ 22, 2005), Нижегородской области (№ 1, 2006), Псковской области (№ 18, 2006)), от 30 до 50% общеобразовательных школ в России вообще не имеют спортивных залов.

Что понимается в данной ФЦП под «образовательными учреждениями»? Какова среди них доля общеобразовательных школ? Смогут ли во вновь построенных залах заниматься все дети, а не только самые талантливые и в отдельных видах спорта? Нельзя забывать, что в масштабах страны строительство двух-трех тысяч спортивных залов и площадок проблему обеспечения населения (и детей в первую очередь) возможностью заниматься физической культурой и спортом решить не может.