Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Цвет формы – путь к успеху

Любопытное исследование провели ученые из университета Дарема (Великобритания) в 2005 г. Они попытались выяснить, как цвет формы влияет на вероятность победы в соревнованиях. Исследователи проанализировали результаты состязаний на Олимпийских играх 2004 г. по боксу, таэквондо, греко-римской (классической) и вольной борьбе, в которых цвет одежды и спортивного снаряжения противников случайным образом назначался синим или красным. Оказалось, что во всех дисциплинах спортсмены, одетые в красное, получали статистически значимое преимущество над противником.

К тем же выводам приводит анализ результатов футбольных матчей на кубке Европы 2004 г. По всей видимости, – считают ученые из университета Дарема, – красный цвет одежды спортсменов неизбежно влияет на их настроение, эмоции и, в конце концов, повышает вероятность победы. Именно этот цвет предпочитают гонщик Михаэль Шумахер, футбольные команды Ливерпуля и Манчестера. Если выводы исследователей не будут опровергнуты, этот феномен несомненно должен учитываться в правилах будущих соревнований.

Нельзя не принимать во внимание и изменение с возрастом психологического восприятия цвета и его влияние на организм человека. Так, молодые люди и те, кто находится в расцвете жизненных сил, лучше реагируют на яркие и контрастные, а также мягкие и приглушенные тона. А пожилым зачастую больше нравятся пастельные оттенки красного, оранжевого, желтого или золотистого цветов: они создают ощущение уюта, спокойствия и умиротворенности. А дети почти все любят теплые цвета. И детскую лучше всего оформить в розовых, красных, оранжевых и желтых тонах.

Каждый человек воспринимает цвета по-своему, – утверждают оптики из Рочестерского университета США. Используя лазерную технологию, первоначально разработанную для астрономических исследований, ученые измерили рельеф живой сетчатки глаза и получили детальные изображения, на которых видны отдельные светочувствительные клетки. Проведенные по этим изображениям подсчеты показали, что, например, количество колбочек – чувствительных к восприятию цвета клеток сетчатки – у разных людей может различаться в 40 раз. Это говорит о том, что данный процесс далеко не ограничивается реакцией сетчатки, а существенно зависит от обработки полученных сигналов мозгом.

По мнению известного дизайнера Р.И. Мокшанцева, цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% – зрением. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Считается, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по эффективности привлечения внимания будет следующим (в %): сине-фиолетовый – 100; темно-синий – 90; бирюзовый – 85; интенсивно-лимонный – 60; черный – 47; темно-фиолетовый – 42; желтый – 22; голубой – 17,5; синий – 14,5; коричневый – 9,5; рубиновый – 7,5; красно-розовый – 3,5.

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного – на 40%.

Индивидуальность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога М.Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.

Серый цвет не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Это нейтральность как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей. Тот, кто избирает на первое место серый цвет, границу, тот не желает выдавать себя и хочет оградить от всех влияний, чтобы не возбуждаться. При сильной усталости (как выражение ограждения) и в экзаменационной ситуации, так как себя не желают выдавать, серый цвет часто предпочитают остальным.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности. Повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет – это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность.

Желтый – потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах. Это самая светлая яркая краска и воздействует поэтому легко и живо. Если желтый цвет выбирают на первое место, тогда это свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидании его.

Зеленый – потребность в самоуважении. Характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности. Указывает на желание повысить уверенность в себе путем или самоутверждения, чтобы сохранить идеализированную картину собственного я, или посредством подтверждения, которого он ждет от других. «Зеленое» поведение может выразиться в том, что человек идеализирует себя и поучает других. Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает нравиться. Ему необходимо признание, и он желает самоутверждаться вопреки сопротивлению.

Черный – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом как в абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархистов и нигилистических союзов были черными. Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействия раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет, хочет выразить свой протест. Он восстает против своей судьбы.

В практике спортивных команд как-то устоялась двухцветная форма. Одноцветные команды воспринимаются плохо, скучно. Моноцветность действует утомляюще. Три и более цвета слишком сложны для восприятия. В такой пестрой раскраске сложнее боковым зрением отыскать партнера. Но даже при непосредственном восприятии очень сложно определиться в отношении к объекту. Кроме того, трехцветные сочетания в наибольшей степени соответствуют национальным флагам и поэтому нежелательны на спортивных соревнованиях. В силу разных причин широко практикуется двухцветность.

Долгое время вопрос, кто как должен выглядеть, решало телевидение. Раньше, когда телевидение было черно-белым, одна команда всегда была светлой, другая – темной. После прихода цвета на экран телевидение требовало от команд контрастных сочетаний. Самыми контрастными считались белый – синий и красный – желтый. Правда, это не подтверждается последними исследованиями. По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном. Как мы видим, желтый и красный воспринимаются как очень контрастные сочетания, как цвета соперничающих команд, например. А белый и синий – это наилучшее сочетание для двухцветной формы одной из команд.

Можно «поиграть» цветами при выполнении разных спортивных задач. Если у тренера более слабая команда, то он, по идее, должен «маскироваться» под цвет соперника. Если соперник в синем, то «мы» в зеленом. Два темных цвета, встречаясь на футбольном поле, например, затрудняют распознавание «свой – чужой» и в любом случае – в пользу более слабой команды. Если же тренер представляет более сильную команду, то он должен стремиться к наиболее контрастным, легко отличаемым сочетаниям. Красный цвет контрастен любому другому. Однако этим его воздействие не ограничивается. Психологически он отождествляется с агрессией, возбуждением, и носитель красного цвета невольно старается соответствовать этому образу. Поэтому то обстоятельство, что тренеры сборной Норвегии по лыжным гонкам сделали его цветом своей команды и систематически побеждают, не должно удивлять.

Из данного обзора можно сделать выводы:

1. Красный цвет формы дает некоторое преимущество, однако эту информацию необходимо подтвердить дальнейшими исследованиями.

2. Наилучшими сочетаниями для двухцветной формы команд являются синий на белом, черный на желтом, зеленый на белом.

3. Для надписи названия команд лучше всего подходит сине-фиолетовый цвет.

4. Форма трех и более цветов очень сложна для восприятия и создает трудности для своей же команды.

5. Цвета формы команды чаще всего отражают психологические особенности ее руководителя.

Андрей ПОЛОЗОВ,
доктор педагогических наук